Елена Яковлева
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Мой родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Неболчская средняя школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Педагогическим советом Директор МАОУ «НСШ»
Протокол № 1 от 28.08.2020г ___
Приказ № 86 от 28.08.2020г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мой родной край»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации программы : 1 год
Публикация «Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальных классов „Мой родной край“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Краеведение в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Разработала : Яковлева Е. В.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2020год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками (8 -10 лет) и направлена на формирование гражданско-патриотических ценностей, посредством знакомства с историей родного края.
Актуальность
Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания обучающихся является краеведение. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания обучающихся о родном крае, его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к России.
Академик Д. С. Лихачё в говорил: «Если человек не любит смотреть хотя бы изредка на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».
Программа призвана познакомить учащихся со знаниями об историческом прошлом, культурных традициях прошлого и настоящего посёлка Неболчи, Любытинского района, Новгородской области; воспитывать обучающихся на примерах мужества и героизма любытинцев, новгородцев; развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; воспитывать чувства гражданства и патриотизма.
Цель программы : формирование гражданско-патриотических ценностей обучающихся посредством знакомства с историческим и культурным наследием своей малой Родины.
Задачи программы :
- приобрести знания по истории посёлка Неболчи, Любытинского района, Новгородской области;
- способствовать воспитанию таких личностных качеств как доброта, честность, взаимопомощь; воспитание культуры труда и этики общения; воспитание бережного отношения к природе, родному краю;
- развивать у обучающихся наблюдательность, способность проявлять теоретические, практические навыки.
Основные принципы, положенные в основу программы :
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников;
- систематичности и последовательности: знания в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, обучающиеся могут применять их на практике;
- принцип наглядности: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной и справочной литературы.
При реализации программы используются следующие методы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения ;
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, фотозарисовок, мультимедийных презентаций;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Обучение по программе может проводиться в виде теоретических и практических занятий с учащимися, а также в форме экскурсий, викторин, походов, встреч с интересными людьми, бесед.
Технологическая составляющая программы обеспечивается использованием современных технологий: развивающего обучения, здоровье сберегающих, игровых, компьютерных и др.
Программа «Мой родной край» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы также могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Программа рассчитана на учащихся 2 - 4 классов. Срок реализации 1 год.
Занятия проходят 1 раз в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
Личностные
1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Регулятивные
1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные
1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
Обучающиеся будут знать
- название страны, региона, района, родного посёлка;
- символику области, района, посёлка;
- даты основания п. Любытино и п. Неболчи;
- особенности жилища древних славян;
- особенности одежды древних славян;
- основные занятия славян;
- два семейно–бытовых обряда;
- правила двух игр древних славян;
- исторические места п. Любытино;
- названия самых распространённых растений, произрастающих на территории п. Неболчи;
- названия растений и животных, занесённых в «Красную книгу»;
- названия животных, обитающих на территории Любытинского района;
- названия промышленных и сельскохозяйственных предприятий п. Неболчи;
- места захоронений войнов, защищавших п. Неболчи в годы Великой Отечественной войны.
- показывать Россию, Новгородскую область, Любытинский район; Москву, Великий Новгород, Любытино, Неболчи на соответствующих картах;
- различать гербы Новгородской области, п. Любытино и п. Неболчи;
- объяснять особенности строения жилища древних славян;
- называть виды одежды древних славян;
- соотносить событие крестьянской жизни с обрядом;
- играть в одну из игр древних славян;
- определять названия растений и животных Любытинского района по изображению (описанию)
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по нужной тематике;
- составлять небольшие рассказы о своей малой Родине, ее истории и великих людях
Тематическое планирование
№
раздела №
занятия Тема занятия Количество часов
теория практика
1 Введение (3ч)
1 Наша область на карте России 1
2 Любытинский район на карте Новгородской области 1
3 Символика области, района, посёлка 1
2 Край мой древний – земля Любытинская (10ч)
4 История посёлка Любытино. Сопки – древние памятники археологии 1
5 История посёлка Неболчи 1
6 Поселения и жилища древних славян 1
7 Проект «Дом наших предков» 1
8 Одежда древних славян 1
9 Основные занятия славян 1
10 Промыслы. Из истории льна. Обработка льна 1
11 Семейно – бытовые обряды предков 1
12 Устное народное творчество. Игры древних славян 1
13 Проект «Игры наших предков» 1
3 Исторические места п. Любытино (6 ч)
14 Усадьба И. Л. Горемыкина 1
15 Исторические объекты п. Любытино 1
16 Церковь Успения Богородицы – памятник архитектуры и истории 1
17 Имение А. В. Суворова в деревне Каменка 1
18 Экскурсия «Славянская деревня X века» 1
19 Знаменитые земляки 1
4 Изучаем природу родного края (7 ч)
20 Природа нашего края. Экскурсия в лес 1
21 Растительный мир Любытинского района 1
22 Животный мир Любытинского района 1
23 Конкурс «Лучший знаток лекарственных растений» 1
24 «Жалобная» книга природы 1
25 Памятники природы Любытинского района 1
26 Экскурсия в Любытинский краеведческий музей 1
5 Настоящее родного края (8 ч)
27 Промышленные и сельскохозяйственные предприятия Любытинского района 1
28 Экскурсия на предприятия п Неболчи: ГОК "Неболчи", деревообрабатывающий комбинат Stora Enso Timber и др. 1
29 Наши земляки – неболчане 1
30 Великая Отечественная война в истории моего посёлка 1
31 Акция «Письмо ветерану» 1
32 Экскурсия «Никто не забыт, ничто не забыто» 1
33 Учимся работать с краеведческой литературой 1
34 КВН «Знатоки родного края» 1
Список использованных источников
Литература для педагога:
1. Методика историко-краеведческой работы в школе / Под ред. Н. С. Борисова. – М. : Просвещение, 1982.
2. Серова В. Н. Наша Новгородская земля: Учеб. пособие по краеведению для мл. шк. – 2-е изд., перераб. и доп. – Л. : Лениздат, 1982.
3. Я шагаю по родному краю. Памятные места Любытинского района: Путеводитель для туристов и гостей района. /2010. [Электронный ресурс] // https://библиотека-любытино. рф/for-you-the-reader/kraevedeni ( Дата обращения: 12.10.2013)
4. Бытописание земли Новгородской: Учеб. -хрестоматия по краеведению : 1-4 кл. / Авт. -сост. Барашкова В. И., Скобочкина Ю. В. ; Комитет образования администрации Новгор. обл. Новгор. регион. центр развития образования. - Обнинск: Духовное население, 2001.
5. Сайт посёлка Любытино и Любытинского района [Электронный ресурс] //Видео о Любытинском районе// https://lubitino.ru/forum/viewtopic.php?f=16&t=70157, https://lubitino.ru/forum/viewtopic.php?f=16&t=70152 ( Дата обращения:13.10.2013)
Литература для обучающихся:
1. Я шагаю по родному краю. Памятные места Любытинского района: Путеводитель для туристов и гостей района. /2010. [Электронный ресурс] // https://библиотека-любытино. рф/for-you-the-reader/kraevedeni