Ирина Малахова
Программа кружковой работы по ручному труду детей 5–7 лет «Донская модница»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, независимо от их профиля, является патриотическое воспитание детей.
Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения.
Темочки:
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Главное назначение данной программы — ознакомление воспитанников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла.
Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой своего народа. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка. Одно из направлений патриотического воспитание — знакомство дошкольников с историческим прошлым, ведь чтобы любить, надо знать.
Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.
В настоящее время народное творчество занимает особое место, как средство несущее общечеловеческие ценности. Возрастает интерес к народному творчеству, как к неиссякаемому источнику народной культуры.
Известно, что дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей детей. В каждом ребёнке при рождении заложен огромный потенциал, но разовьются его способности или нет – зависит от того окружения, в котором растёт и развивается ребёнок. Множество развивающих, образовательных задач можно решить, занимаясь с детьми ручным трудом. И что особенно важно – ручной труд способствует формированию у старших дошкольников компонентов учебной деятельности. В настоящее время перед педагогами стоит ещё одна немаловажная задача: выявлять и развивать способности одарённых детей.
Через введение в народную культуру, ее осмысление и познание педагоги развивают не только духовно-нравственную сферу ребенка, но и его творческие способности.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.
Считаю, что через разнообразную деятельность в кружке «Донская модница», дети получат прекрасную возможность для развития художественных способностей.
Исходя из вышеизложенного для программы были выбраны следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть казачьего народа.
2. Необходимо широко использовать все виды казачьего фольклора (песни, былины, легенды, сказки и т. д.). В народном творчестве как нигде сохранились особые черты характера казаков, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3. Большое место в приобщении детей к культуре казачества должны занимать народные праздники и традиции.
4. Знакомить детей с золотыми именами казачества – выдающимися представителями российского казачества.
Программа направлена на воспитание детей на идеях патриотизма, духовности, народности (уклад жизни, традиции и пр.) , обращения к истокам (кто мы такие, какие мы, чем интересны) .
Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Цель программы :
Создание условий для развития патриотических чувств и творческих художественных способностей детей посредством приобщения их к культуре донского казачества.
Задачи:
- Воспитывать у детей художественный вкус и творческое воображение.
- Способствовать освоению способов практической работы с различными материалами.
- Развивать ручные умения.
- Использовать работы детей в оформлении группы.
- Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.
- Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Способствовать формированию у детей потребности к познанию истории, целеустремленность к получению новых знаний о родной стране, родном крае, их культуре и быте.
- Создание условий для формирования личности, бережно относящейся к историческому и культурному наследию русского народа, ориентирующейся на общечеловеческие ценности.
- Сформировать у дошкольников знания по истории развития костюма казаков, его особенностей.
- Развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи.
- Воспитывать уважение, патриотизм к родной стране, родному краю, трудолюбие.
В отборе содержания программы использованы следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающего создания условий, обеспечивающих становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.
- Принцип культуросообразности, предусматривающим освоение богатейшего опыта донского казачества, как систему культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.
- Принцип природосообразности, предполагающим не только учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями.
- Принцип гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально-этические нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, заботы о родных и близких, проявление миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств.
- Принцип интеграции, предполагающий комплексное включение содержания программы в сферы жизнедеятельности, образовательного процесса ДОУ. Освоение ребенком различных элементов фольклора казачества Дона в соответствии с ценностями общечеловеческой культуры.
Ожидаемые результаты:
- Умение замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке.
- Умение самостоятельно продумывать композицию своей работы.
- Усвоение детьми способов практической работы с различными материалами.
- Развитая мелкая моторика рук.
- Развитие компонентов учебной деятельности у ребенка.
- Получение представлений об истории развития казачьего костюма и его роли в создании современной одежды;
- Развитие познавательных интересов на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа оценки новой информации;
- Развитие патриотических чувств к Родине.
- Знание традиций и обычаев Родного края, понимание смысла народных праздников, умение рассказать об этом.
Методические рекомендации
Для успешного усвоения детьми материала, предлагаемого для нравственного, физического развития, закрепления полученных знаний, восприятия себя как части донского казачества, причастности к культуре казачества следует:
1. Воспитание и обучение проводить поэтапно, от простого к сложному.
2. Необходимо проводить занятия в форме игры, показа инсценировки, рассказа воспитателя;
3. Учитывая возрастные особенности, обучающий процесс проводить с учетом индивидуализации, объединяя детей в микрогруппы;
4. Поддерживать связь с родителями, приобщая их к работе.
5. Использовать такие формы работы как игра-драматизация, инсценировка казачьих легенд, песен, участие в фольклорных праздниках;
6. Побуждать детей к созданию образов героев любимых сказок, легенд;
7. Самостоятельно изображать предметы казачьего быта, расписывать костюмы элементами символики, изготовлять игрушки (лепка, конструирование);
8. Работать в тесной связи с музыкальным руководителем
Правила пользования программой
1. Не давайте детям сразу много нового.
2. Постепенно переходите от простого к более сложному.
3. Не спешите сразу называть предмет, его назначение.
Дождитесь высказывания или предположения детей.
4. Создавайте такие игровые ситуации, где ребенок мог бы проявить свои знания и умения. Если дети затрудняются, предложите свою помощь.
5. Закрепляйте знания детей в подвижных играх, инсценировках и сюжетно-ролевых играх.
Содержание программы
Программа рассчитана на детей 5-7 лет (старшая и подготовительная группы). Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года. Длительность занятия 25-30 минут. Форма организации – подгрупповое занятие. Количество участников – 7 детей. Зачисление детей в кружок проходит на основе учета интересов и способностей детей, заявления родителей. Срок реализации программы - 2 года.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть содержит сведения об истории русского женского и мужского казачьего костюма; его особенностях; о способах и расположении украшений, оформления русской одежды – расположение, цветовая гамма, виды орнаментов; сведения об истории женских головных уборов и причесок. Дошкольники знакомятся с развитием бытового уклада и историей казаков на территории Ростовсккой области. Во время объяснения нового материала производится анализ, сравнение русского народного и казачьего костюмов, определяются причины, оказавшие влияние на отличительные особенности казачьего костюма.
Практическая часть представлена в виде практических работ по выполнению рисунков, аппликаций, образцов казачьего костюма, орнаментов оформления одежды и т. д.
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада
месяц/неделя тема содержание работы
сентябрь
1 Наши предки – славяне Расширять знания детей об истории нашей страны, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков.
2 Дон, земля донская, донские казаки Донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему, к людям, проживающим на воспетой М. Шолоховым донской земле.
Творческая деятельность: рисунок на тему " Мой родной край".
3
Возрождение казачества на Дону Рассказать детям, что история донского казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле.
4 Казачий костюм Изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.
Октябрь
1
Казачий костюм Творческая деятельность: раскрашивание казачьего костюма.
2 Казачий курень
Углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем.
Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему " Жилище казака".
3 Казаки – люди вольные
Дать детям понятие о казачьей вольнице. Где эти люди селились и почему. Кого принимали в казаки. Какие были у казаков заповеди.
4 Столица донского казачества город Новочеркасск Познакомить детей с главным городом донских казаков Новочеркасском.
Просмотр иллюстраций, картинок с изображением достопримечательностей Новочеркасска.
ноябрь 1
"Вышиваем красивые узоры" Творческая деятельность: рисование красками узоров на белой ткани.
2 Обряды и праздники на Дону Познакомить со своеобразием казачьих обрядов, религией донских казаков.
3 Кукольный театр Знакомство с кукольным театром. Чтение и анализ сказки "Репка". Показ кукольного театра "Репка".
4
декабрь 1
История происхождения и традиции казачьего костюма Рассказ о происхождении и традиции казачьего костюма. Рассматривание и обсуждение иллюстраций.
2 Раскрасим наряды Творческая деятельность: раскрашивание красками изображений казачьих костюмов.
3 Живет в народе песня Знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов. Слушание казачьих песен.
4
Январь 2
Праздники казаков Знакомить детей с казачьими праздниками, обрядами и традициями.
3
Казачий быт Через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым.
4
февраль 1 Расшиваем платок узорчатый Аппликация из цветных ниток на тему: "Узорчатый платок".
2
3 Золотые имена
Рассказ о выдающихся людях донского казачества.
4
" Дед, батя и я – казачья семья " Конкурсы.
март 1 Масленица Расширить знания о традициях, праздниках казачества. Рисование на тему: "Масленица".
2
3 Украшаем нарядные шали Творческая деятельность: аппликация из лоскутов ткани.
4 Сердце матери лучше солнца греет Этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок. Портрет мамы.
апрель 1
Готовим наряды для Аксиньи
Изготовление эскизов женской одежды. Творческая деятельность: аппликация из цветной бумаги, ткани, ниток женских нарядов.
2
3 "На героя и слава бежит" Беседа о героях-казаках, старинном оружии.
4
май 1 Изготовление силуэтов бумажных кукол Изготовление бумажных кукол из картона по шаблону. Оформление готовой куклы аппликацией.
2
3 Женская одежда изучение видов украшений женской одежды. Конкурс рисунков украшений казачьей одежды. Разработка модели отделки рубахи, современного сарафана.
4
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе детского сада
месяц/неделя тема содержание работы мероприятие
сентябрь 1 Казачья утварь
Мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.
Творческая деятельность: рисунок на тему " Посуда казака".
2
3 Как воспитывали казака Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.
Проект: составление родословной своей семьи.
4
Октябрь 1 Казачья кухня Знакомить детей с традициями казачьей кухни, правильном рациональном питании. Аппликация на тему: "Казачьи явства"
2
3 Культура общения в семье и обществе Формировать у детей общее представление о культуре казачества, ее богатстве.
4 Человек без Родины, что соловей без песни Беседа о прошлом и настоящем донского края
Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему " Флаг Ростовской области".
ноябрь 1 Костюмы для Аксиньи Изготовление бумажной одежды для бумажной куклы.
2
3 Казачий головной убор
Познакомить детей с историей создания казачьего головного убора. Демонстрация иллюстраций женских и мужских казачьих головных уборов.
4
декабрь 1 Казачья утварь Творческая деятельность: лепка из глины на тему: "Посуда казака". Раскрашивание готовой посуды гуашью, покрытие лаком.
2
3 Казачий головной убор Творческая деятельность: рисование женских казачьих головных уборов.
4
Январь 1 Языческие праздники (Святки, Новый год) Раскрыть нравственные основы казачьей культуры как культуры русской национальной, богатства народа. Творческая деятельность: коллективная работа (аппликация) на тему: Святки.
2
3 Кукольный театр Подготовка детей к показу кукольного театра. Приглашение детей. Показ кукольного театра. (русская народная сказка "Заячья избушка").
4
февраль 1 Обновки для Григория Творческая деятельность: аппликация казачьего костюма.
2
3 Выставка казачьей одежды Организация выставки в детском саду. На выставке используются все детские работы выполненные ранее.
4 Кукольный театр Показ русской народной сказки "Колобок".
март 1
2 "Готовим справу для Григория" Изготовление снаряжения из бумаги для бумажной куклы.
3
4 Орнамент Знакомить детей с орнаментами казачьего костюма.
апрель 1 Подготовка к казачьей ярмарке Дать понятие "ярмарка", рассказать как она проходила. Изготовление поделок на ярмарку.
2
3
4
май 1 «Казачья ярмарка» Проведение ярмарки в детском саду. Приглашение всех детей детского сада, воспитателей, родителей.
2 «Казачьи посиделки»
Вызвать у детей чувство эмоциональной радости от соприкосновения с культурой и историей казачества
3 Кукольный театр
Показ русской народной сказки "Теремок".
4
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме.
Учебно-методическое обеспечение программы
Предметная развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности. Эстетическая развивающая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей и формирует эстетическе отношение к окружающей действительности.
Занятия разнообразными видами художественно-продуктивной деятельности лучше проводить в специально оборудованном помещении. Называться оно может по-разному: студия изобразительного искусства, художественная студия, дизайн-студия, музей декоративно-прикладного искусства, русская изба, художественная галерея, сенсорная комната и т. д.
Столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.
Рекомендуется иметь: музыкальный центр, магнитофон с кассетами, видеомагнитофон с видеоматериалами, открытки, альбомы, таблицы, демонстрационный материал, атрибуты к играм, костюмы и декорации для театрализованной деятельности, подлинные образцы изделий народного декоративно-прикладного искусства, книги и методические пособия.
Пособия должны отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.
В групповой комнате также должны быть созданы условия для самостоятельной художественно-творческой деятельности – уголок, центр, мастерская и т. д.
Материал для рисования:
Бумага, простые карандаши, цветные карандаши, ластик, восковые мелки, пастель, фломастеры, акварель, гуашевые краски, палитра, кисти, баночки для воды, салфетки, подставка под кисти.
Материал для лепки:
Глина, пластилин,стеки для обработки глины, доска для лепки, печатки для украшения лепных работ (различные палочки, гвоздики могут служить в качестве печаток для нанесения узора на лепное изделие, блюдце для воды, салфетка матерчатая и бумажная, кисти.
Материал для аппликаций:
Бумага разной фактуры, картон, клейстер, кисть, клей-карандаш, ножницы, простой карандаш, белая ткань, лоскуты, цветные нити.
Нормативные документы и литература:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000
- И. А. Лыкова, "Казачий костюм", "С чего начинается Родина"
- Р. М. Чумичева, "Родники Дона"
- М. П. Астапенко, «Донские казаки 1550-1920»
- Е. И. Демешина, К. А. Хмелевский «Истории донского края»
- В. С. Левченко, Б. В. Чеботарев «Истории донского края»
- Ю. Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории
- Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»
- Иллюстрированный журнал «Столица донского казачества – Новочеркасск»
- Альбом, худ. А. Г. Нечаева «История костюма в истории Донского края