Ульяна Кежаева
Рабочая программа кружковой работы «Развитие речи» для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Цель: предоставление дополнительных образовательных услуг для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения по направлению – речевое развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет в форме кружковой работы. Формирование и совершенствование общих речевых навыков, как основа успешной социализации и дальнейшего речевого развития.
Публикация «Рабочая программа кружковой работы „Развитие речи“ для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Задачи:
1. Создание условий, способствующих всестороннему развитию детей и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
2. Оснащение предметно – развивающей среды, пополнение методическими материалами, дидактическими пособиями оборудованием в соответствии с реализуемой программой, с учётом возрастных особенностей детей.
3. Практическое овладение детьми нормами речи, развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
4. Создание условий для реализации индивидуальных возможностей развития детей данного возраста. Формировать у детей опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
Достижению целей и задач кружковой программы способствуют культурологический познавательно-коммуникативный, информационный и деятельностный подходы, в русле которых проводится отбор содержания материала, его структурирование.
Процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста также строится с учетом общедидактических и методических принципов, поскольку именно они являются руководящей идеей организации речевого развития детей.
Следует выделить ряд специальных принципов, способствующих успешному речевому развитию детей раннего возраста :
• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
• Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
• Принцип комплексности воздействия на ребенка.
• Принцип воздействия на все стороны речи.
• Принцип учета закономерностей онтогенеза развития речи.
• Принцип учета ведущей деятельности.
• Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие речи и преодоление недостатков в развитии речи у детей раннего возраста осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Она предусматривает:
- Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.
- Развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).
- Взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка).
- Связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей по речевому развитию, и направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок непосредственной образовательной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей раннего дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют :
• Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения - рабочая программа воспитателя дошкольного отделения (первая младшая группа) – от 30.08.2017 г.
• Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"
• Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
• Овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребёнка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
1.2. Значимые характеристики развития речи детей раннего возраста
Программа выстроена с учетом возрастных особенностей речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Четвертый год жизни – пора вступления ребенка в дошкольное детство, начало качественно нового этапа в его развитии. Психологический выход из совместной со взрослым позиции «Мы» и возникновение собственного самостоятельного «Я», что составляет основу кризиса перехода в дошкольное детство, меняет отношение ребенка ко всему, что его окружает. Изменение приоритетов в отношении к окружающему миру приводит к появлению нового типа ведущей деятельности (ролевой игры, в которой отражается содержание и уровень осознания дошкольником смыслов человеческих отношений. В младшем дошкольном возрасте усложняется коммуникативное поведение ребенка, развиваются различные функции речи, совершенствуется предметное и начинает развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые представления, образное мышление, воображение и новые (продуктивные) деятельности.
Дети к началу дошкольного возраста обладают уже достаточно развитой речью, высокой речевой активностью. Ребенок фактически постоянно «звучит». Когда сотрудничает со взрослым, решает трудную наглядно-действенную задачу и т. д. В младшем дошкольном возрасте интенсивно развивается одна из основополагающих функций речи – коммуникативная, основной формой которой является диалог. Диалог состоит из вопросов, сообщений (о себе, о ком-то) и побуждений (просьб, приказаний, которые являются основными видами коммуникативных высказываний. Младший дошкольник использует в своей речи все виды высказываний.
Уже в младшем дошкольном возрасте огромное значение приобретает познавательная функция речи. Это касается тех сведений, которые ему сообщает взрослый в ответ на пытливые вопросы ребенка, активно пополняется словарный запас словами обобщающего характера, глаголами, названиями свойств и отношений и пр.
Именно в этом возрасте у детей возникают и различные виды словесной регуляции деятельности. Они овладевают сначала словесным отчетом о выполненном. В речи отражается содержание уже совершенных действий. Это фиксирующая речь, речь после действия. Она еще не организует, не регулирует непосредственно построение деятельности, но она свидетельствует об осознании ребенком собственной деятельности.
Следующий вид словесной регуляции, который встречается в речевом сопровождении деятельности ребенка младшего дошкольного возраста – объяснительно-сопровождающая речь. Речь как бы «врастает» в структуру действия – ребенок действует и одновременно говорит. Речь становится частью самого действия. Она помогает ребенку лучше осмыслить то, что сделано или совершается, внести изменения в содержание и способы деятельности.
Встречаются в речевом сопровождении игры, рисования и конструирования у младших дошкольников высказывания, напоминающий внешне словесное планирование: ребенок сообщает о содержании следующего действия («…сейчас покормлю.», «нарисую глазки.»). Это «пошаговое» планирование, которое еще не строит деятельность и в полной мере не может рассматриваться в качестве примера планирующей речи. Даже предварительный замысел, сформулированный перед игрой и рисованием, младший дошкольник чаще всего теряет, видоизменяет и пр.
Очень важной вехой в развитии речи, связанной с формированием представлений, образного мышления и воображения, является способность составлять маленькие сообщения «из личного опыта». В нескольких предложениях ребенок способен передать (часто с помощью и по вопросам взрослого) содержание собственных впечатлений от прогулки, игры, бытовых ситуаций и пр. Такие рассказы «из личного опыта» свидетельствуют об осознании ребенком собственного опыта, наличии образов-представлений.
Возникновение даже самых начальных проявлений связности в речи находится в зависимости от адекватности воссоздаваемых ребенком игровых цепочек (они лежат в основе даже самого простого сюжета). Появление связности сначала наблюдается в игре, затем в речи, и - в последнюю очередь – в рисунке. В связи с тем, что ребенок активно начинает устанавливать и понимать причинно-следственные, временные связи между событиями, явлениями, предметами, в связи с появлением познавательной установки «Почему он такой?», в его речи появляются и сложноподчиненные предложения со словами «потому что», «поэтому».
Зарождающееся на третьем году жизни ребенка воображение, знаковая функция сознания привносит изменения в процесс языкового развития ребенка. Так, если словарный запас детей пополнялся за счет новых слов, то с этого момента на первый план выходит словообразование и словоизменение. Ребенок придумывает различные формы от уже имеющихся у него в словаре слов (маленькая – шоколадка, а большая –шоколада; конфета – потянучка, ножик – режик и пр.). Начинается период активного словотворчества, который не только очень важен для речевого развития ребенка, но и о развивающейся языковой способности.
Трехлетние дети с удовольствием читают стихи в двудольном размере (ямб, хорей, поют песенки, передавая ритмическую структуру 2/4.
У многих детей в этом возрасте имеется нарушение звукопроизношения (групп шипящих, свистящих, сонорных, аффрикат). Но у части детей система звуков уже к этому возрасту складывается.
1.3. Целевые ориентиры речевого развития в младшем дошкольном возрасте :
• Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
• Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.
• Речевые контакты становятся более длительными и активными. Для привлечения и сохранения внимания сверстника ребенок использует средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи). Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных.
Также у ребенка к четырем годам отмечается:
• совершенствование работы периферического артикуляционного аппарата;
• формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха;
• возрастание речевой активности ребенка;
• улучшение дикции и интонационной выразительности речи соответственно возрасту;
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Модель образовательного процесса
Предложенная система работы, включающая комплекс заданий, упражнений, различных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные, помогают детям овладеть способами и приемами развития речи, применять их в самостоятельной речи посредством диалога и монолога.
Игровые ситуации, чтение художественной литературы направляют активность детей на практическое овладение нормами родной речи. Знания, полученные в ходе непрерывной образовательной деятельности по развитию речи детей, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми особое внимание уделяется дидактическим, сюжетно-ролевым играм, а также созданию предметно-развивающей среды, что в комплексе стимулирует развитие самостоятельной речи каждого ребенка.
Детей следует учить обращаться к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать других детей что-то вместе сделать, посмотреть и т. п.
В связи с возрастными особенностями детей второй младшей группы, индивидуальную работу по развитию речи целесообразно выстраивать также и в рамках систематического сотрудничества с семьями воспитанников.
Рабочая программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми : играх, упражнениях, наблюдениях, беседах, рассматривании иллюстраций.
Таким образом, воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
• совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации кружковой программы
Оценка развития речи детей второй младшей группы по итогам проведения кружковой работы проводится в рамках мониторинга индивидуального развития детей по образовательному компоненту «Развитие речи» образовательной области «Речевое развитие», который осуществляется два раз в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики с использованием диагностического материала.
2.2. Содержание образовательной работы.
1. Обогащение словаря ребё нка:
– введение в активный словарь новых слов и понятий;
– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;
– развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова;
– развитие умения использовать обобщающие слова для называния предметов, относящихся к одной группе.
2. Развитие грамматического строя детской речи :
– формирование навыка употреблять конструкции типа «сказуемое + дополнения» (объект действия или существительное, обстоятельство или наречие);
– формирование навыка употребления глаголов в будущем и прошедшем времени;
– развитие умения согласования существительных и глаголов, изменения глаголов по лицам;
– развитие умения пользоваться восклицаниями, вопросами.
– развитие умения употреблять в речи прилагательные, наречие;
– развитие умения составлять сложные и сложноподчиненные предложения.
3. Развитие эмоциональной выразительности речи :
– развитие умения слушать и рассказывать стихотворения, потешки;
– развитие умения говорить о рассматриваемых картинках.
4. Совершенствование звуковой стороны речи малыша :
– развивать артикуляционный аппарат;
– развивать способность к различению звуков языка;
– формировать правильное произношение звуков.
2.3. Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Примерный календарно-тематический план кружковой работы по развитию речи для 1 младшей группы
Временной период Тема
Сентябрь
1 неделя Адаптационный период
2 неделя Адаптационный период
3 неделя Мониторинг
4 неделя В мире разных звуков
Октябрь
1 неделя Овощи и фрукты
2 неделя «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?»
3 неделя Я и детский сад
4 неделя Наш быт
Ноябрь
1 неделя Мои эмоции
2 неделя Городской транспорт
3 неделя Здоровей-ка
4 неделя Путешествия и открытия
Декабрь
1 неделя Здравствуй, Зимушка-зима
2 неделя Новогодние игрушки и подарки
3 неделя Наряжаем елку
4 неделя Новый год
Январь
1 неделя Каникулы!
2 неделя Каникулы!
3 неделя Животные в лесу
4 неделя Домашние животные
Февраль
1 неделя Моя семья
2 неделя Игрушки
3 неделя Мой папа – солдат
4 неделя Посуда
Март
1 неделя Мамина неделя
2 неделя Одежда
3 неделя Мебель
4 неделя Весенняя капель
Апрель
1 неделя Как мы птичек кормили
2 неделя Домашние птицы
3 неделя К бабушке в деревню
4 неделя Откуда хлеб пришел
Май
1 неделя Весеннее солнышко
2 неделя Неделя весны и памяти
3 неделя Явления природы
4 неделя Мониторинг
2.4. Программно-методический комплекс образовательного процесса
Перечень программ, технологий и пособий:
«Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада» Гербова В. В. / М. : 2011 г.
«Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста» под ред. Н. В. Серебряковой/ СПб: 2008 г.
«Энциклопедия логопедических игр» Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я. / СПб: 2007 г.
Технология: «Технология развития связной речи», О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.
Парциальная программа : О. С. Ушакова «Программа развития речи дошкольников»
Интернет-ресурсы: Сайт «Дошколёнок. ру», detsad-kitty.ru, nsportal.ru, planetadetstva.net
Наглядный и раздаточный материал для дошкольников («Детский сад – 2100») :
«Овощи, фрукты, ягоды», «Деревья, грибы, цветы», «Профессии. Человечки, схемы, знаки», «Посуда. Одежда», «Одежда, обувь» «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь», «Дома, улицы, транспорт. Мебель. Электроприборы», «Продукты питания», «Рыбы. Насекомые», «Птицы», «Животные».
Обучающие картинки для малышей (Посуда, одежда, животные, цветы и. т. д.)
Плакаты: «Мы играем», «Мы гуляем» «Домашние животные», «Праздники».
Муляжи фруктов и овощей.
3. Организационный раздел
3.1 Общий объем учебной нагрузки
Кружковая работа в форме занятия проводится в соответствии с утверждённым расписанием на учебный год, является частью непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Коммуникация». Программа рассчитана на один год обучения. Количество занятий – 1 в неделю, в год - 36. Длительность: до 10 -15 минут. В ход проведения НОД включены физкультурные минутки, соответствующие теме образовательной ситуации.
Мониторинг речевых умений проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый). Педагог вправе менять последовательность изучения тем.
Индивидуальная работа проводится с детьми на основе результатов образовательного мониторинга. Продолжительность индивидуальной работы – 5-10 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей, направлена на преодоление недостатков речевого развития воспитанников, создающих трудности в овладении Программой. Учёт индивидуальной работы отражается в дневнике развития речи ребенка.
Индивидуальный план работы составляется педагогом на основе подробного анализа развития речи ребёнка в сентябре и корректируется после промежуточного обследования в январе. В индивидуальном плане отражены направления работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе мониторинга особенности развития речи ребенка, что позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно - ориентированный подход в обучении.