Просцова Юлия Николаевна
Рабочая программа кружковой деятельности по развитию эмоционального интеллекта детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности, а любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями, т. е. проявляет человек эмоции и чувства.
Публикация «Рабочая программа кружковой деятельности по развитию эмоционального интеллекта детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем. Для людей вокруг важен не только ваш ум и обширные познания, им так же важно то, как вы говорите, насколько с вами приятно просто находиться рядом, насколько вы готовы и умеете взять на себя ответственность, вдохновить, отстоять свою позицию.
Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить. Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека. Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь. Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни.
Цель данной программы : формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Основные задачи:
Образовательные: сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях; формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.
Развивающие : развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей; самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
Воспитывающие: воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении; сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
– самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
–социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Средствами воспитания положительных эмоций в младшем дошкольном возрасте являются: сам взрослый, как носитель этих эмоций, вся окружающая ребёнка атмосфера, наполненная доброжелательностью и любовью. Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста.
Программа по развитию эмоционального интеллекта дошкольников состоит из трех блоков.
Первый блок - «Азбука эмоций» направлен на знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; освоение понятийного содержания слов, обозначающих эмоции, переживания, оттенки настроений, их соотнесённости с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа; осознание и понимание детьми собственных эмоций и других людей; обогащение представлений детей об эмпатии как проявлении сочувствия, сопереживания и содействия.
Второй блок - «Эмоциональные стратегии межличностного взаимодействия» направлен на формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими, обмен ролями партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого; моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к пониманию причин эмоциональных проявлений участников и выбор оптимальных способов поведения; обучение способам вербального и невербального «поглаживания»; овладение механизмами идентификации, интеллектуальной и личностной рефлексии в ситуациях межличностного взаимодействия.
Третий блок - «Хозяин своих чувств» направлен на обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т. д., произвольному опосредованному выражению эмоций, открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами, конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и саморегуляции; вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.
Перспективный план кружковой работы
Кол-во Название Задачи Содержание (план)
С Е Н Т Я Б РЬ
1 Знакомство друзей Мониторинг
2 1. Знакомство детей друг с другом, с группой;
1. создание доброжелательной атмосферы на занятиях; знакомство с понятиями «жесты», «мимика», «интонация». Игра «Ты на свете один такой единственный, второго такого нет нигде, сколько бы мы ни искали». Релаксация «Мы жители планеты Земля»
3 Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки.
Приветствие: упражнение «Крылья»
Открываем волшебный портал: компас эмоций
Кто такие Монсики?
Эмоциональная зарядка
Игра «Самая широкая улыбка»
4 1. Развитие у детей понимания и чувствования друг друга; развитие эмпатии; дифференцировка слухового восприятия. Игра «Клубочек доброты». Игра: «Кто тебя позвал?». Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму».
О К Т Я Б Р Ь
5 Монсики и краски эмоций Познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов Игра «Эмоции! Мотор!»
Задание «Рисуем эмоции»
Задание «Отыщи темномраков»
Задание «Фонтан желаний»
Лес страхов: Игра «Избавиться от страха!»
Краски эмоций и комета разочарований
Упражнение «Ласковые ладошки»
6 «Я познаю себя» Развитие интереса к себе; развитие вариативности мышления; творческое самовыражение.
Игра «Попробуй сравни». Релаксация «Мой любимый город». Рисование «Мой друг».
7 Хохотайка и краска смеха Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенапрвленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов. Упражнение «Эмоциональная зарядка монсиков»
Письмо из долины Монсиков
Прогоняем Жутколапых пауков
Игра «Жутколапые Паучища»
Задание «Лабиринт»
Обсуждаем Коробочку Эмоций
Задание «Коробочка эмоций
Задание «Размышлялки» Что будет, если Краска Смеха исчезнет навсегда.
Задание «Улыбка Хохотайки»
Сообщение Смысликов
Игра «Рассмеши друзей»
Возвращаем Краску Смеха в жизнь.
8 «Я и моё имя» 1. Идентификация ребенка со своим именем;
2. формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». «Сказка об имени» Автор И. В. Вачков.
Н О Я Б Р Ь
9 Хохотайка и краска смеха(2) Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенапрвленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов. Игра «Царевна Несмеяна»
Игра «Рассмеши»
Задание «Смешные животные»
Задание «Размышлялки»
Как использовать краску Смеха в жизни.
Упражнение «Ласковые ладошки»
10 Я и моя семья 1. формирование чувства принадлежности к своей семье; стимуляция творческого самовыражения. Игра "Любящие родители"». Игра: «Верно — не верно!». Задание: рисунок на тему «Моя семья в образах животных».
11 В гостях у Хохотайки
Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов. Улыбнись соседу
Упражнение «Эмоциональная зарядка монсиков»
Задание «Размышлялки»
-Мой филингбос
-Мои цели
-Что помогает мне в жизни
-Что для меня радость
-Рисуем радость
Раскрась монсика. Хохотайка.
Упражнение «Ласковые ладошки»
12 Моё настроение Развитие умения передавать свои чувства с помощью цвета; исследование психоэмоционального состояния детей. Игра «На полянке». Задание: рисунок «Моё настроение»
Д Е К А Б Р Ь
13 Нескучайка и краска приключения
Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов. Упражнение «Эмоциональная зарядка»
Письмо из Долины Монсиков
Упражнение «Усмири 4 стихии»
Задание «Коробочка эмоций»
«Размышлялки» Что будет, если Краска Приключения исчезнет навсегда?
Сообщение Смысликов: где искать Краску Приключения?
Игра «Доберись до пика успеха»
Задание «Узел»
«Размышлялки» Как использовать Краску Приключения в жизни?
Упражнение «Ласковые ладошки»
14 Я радуюсь, когда… Развитие умения радоваться простым вещам;
исследование психоэмоционального состояния детей. Игра «Я радуюсь, когда…»
Задание: «Образ и пластика настроения»
15 В гостях у Нескучайки Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов. Встреча детей
Упражнение «Эмоциональная зарядка Монсиков»
Нескучайка и Краска Интереса
Задание «Размышлялки»
- Мой филингобокс
-Мои цели
-Что помогает мне в жизни
-Что для меня интерес
-Рисуем интерес
Раскрась монсика. Нескучайка
Упражнение «Ласковые ладошки»
16 Посмеемся над страхами Развитие эмоциональной сферы; исследование психоэмоционального состояния детей. Упражнение «Посмеемся над страхами»
Задание: «Добрые и злые волшебники»
Я Н В А Р Ь
17 Бесстрашный и краска смелости Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов. Упражнение «Эмоциональная зарядка»
Легенда. Письмо Бесстрашного
Игра «Прочь, мракотьма».
Задание «Коробочка эмоций»
Задание «Размышлялки» мир без смелости
Сообщение от Смысликов
Тренировка смелости
Задание «Боевая раскраска»
Задание «Отыщи мемномраков»
Игра «Страх наоборот»
Задание «Раскрась долину яркими красками»
Задание «Размышлялки»
Упражнение «Ласковые ладошки»
18 Путешествие на облаке 1. создание мотивации на занятии; снятие эмоционального напряжения; развитие воображения.
Статическая медитация: «Путешествие на облаке» (К. Фопель)
Игра: «Тень»
19 В гостях у Бесстрашного Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов. Упражнение «Эмоциональная зарядка Монсиков»
Задание «Размышлялки»
-Мой филингбокс
-Мои цели
-Что помогает мне в жизни
-Что для меня страх
-Рисуем страх
Раскрась монсика. Бесстрашный
Упражнение «Ласковые ладошки»
20 Подарок другу 1. создание мотивации на занятии; снятие эмоционального напряжения; развитие общения.
Психодинамическая медитация: «Заколдованная фигура» (Н. А. Сакович)
Игра «Подарок другу»
Ф Е В Р А Л Ь
21 Помогайка и краска внимательности Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов. Упражнение «Эмоциональная зарядка»
Игра «Перейди реку»
Задание «Пройди лабиринт»
Задание «Коробочка эмоций»
Задание «Размышлялки»
Сообщение от Смысликов
Игра «Что изменилось?»
Задание «Найди отличия на картинках»
Игра «Всё наоборот»
Задание «Размышлялки»
Упражнение «Ласковые ладошки»
22 Волшебный мешочек Развитие сенсорно-перцептивной сферы; развитие произвольности поведения; развитие воображения, символических представлений, креативности; гармонизация эмоционального состояния. Игра «Волшебный мешочек»
Игра «Угадай, что я рисую»
Рисование «Волшебные краски»
23 В гостях у Помогайки Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов. Упражнение «Эмоциональная зарядка Монсиков»
Помогайка и Краска Доверия
Задание «Размышлялки»
-Мой фелингобокс
-Мои цели
-Что помогает мне в жизни
-Что для меня доверие
-Рисуем доверие
Раскрась монсика. Помогайка
Упражнение «Ласковые ладошки»
24 Сказочный остров Развитие сенсорно-перспективной сферы; развитие воображения, оригинальности мышления; стимулирование творческого самовыражения. Сказка «Сказочный остров»
Релаксация «Разноцветное море»
Игра «паровозик дружбы»
М А Р Т
25 Грустякин и краска осмысления Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов.
Упражнение «Эмоциональная зарядка»
Легенда. Письмо Грустякина
Игра «Маятник»
Игра «Мельница»
Задание «Размышлялки»
Задание «Лишние камни»
Задание «Дорисуй и раскрась»
Упражнение «Ласковые ладошки»
26 Страна чувств Гармонизация эмоционального состояния; развитие творческого воображения; совершенствование механизмов саморегуляции. Игра – драматизация «Страна чувств»
27 В гостях у Грустякина Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов.
Упражнение «Эмоциональная зарядка Монсиков»
Грустякин и Краска Осмысления
Задание «Размышлялки»
-Мой фелингбокс
-Мои цели
-Что помогает мне в жизни
-Что для меня грусть
-Рисуем грусть
Раскрась монсика. Грустякин
Упражнение «Ласковые ладошки»
28 Мими и краска красоты Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов Упражнение «Эмоциональная зарядка»
Легенда. Письмо Мими
Игра «Прочь пелена безысходности»
Игра «Разгоняем тучи»
Задание «Дорисуй долину»
Игра «Званый ужин»
Задание «Соедини точки и раскрась»
Задание «Размышлялки»
Упражнение «Ласковые ладошки»
А П Р Е Л Ь
29 В гостях у Мими Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов Упражнение «Эмоциональная зарядка Монсиков»
Мими и Краска Вдохновения
Задание «Размышлялки»
-Мой филингбокс
-Мои цели
-Что помогает мне в жизни
-Что для меня вдохновение
-Рисуем вдохновение
Раскрась монсика. Мими
Упражнение «Ласковые ладошки»
30 Сомневайка и краска сомнения Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов Легенда. Письмо Сомневайки
Игра «Насосы»
Задание «Лабиринт»
Задание «Размышлялки»
Задание «Найди предметы»
Упражнение «Ласковые ладошки»
31 Успевайка и краска пунктуальности Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов Легенда. Письмо Успевайки
Игра «Ножницы»
Задание Лабиринт»
Конкурс «Одна минута, или бесконечность»
Игра «Часовой механизм»
Задание «Найди отличия»
Задание «Раскрась механизм»
Упражнение «Ласковые ладошки»
32 В гостях у Успевайки Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов
Упражнение «Эмоциональная зарядка Монсиков»
Задания на внимание от Успевайки
Раскрась монсика. Успевайка
Упражнение «Ласковые ладошки
МАЙ
33 Миротворец и краска ответственности Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов Легенда. Письмо Миротворца
Игра «Камни»
Задание «Убери камни»
Ответственная зарядка
Задание «Размышлялки»
Задание «Лабиринт»
Упражнение «Ласковые ладошки»
34 В гостях у Миротворца Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов
Упражнение «Эмоциональная зарядка Монсиков»
Миротворец и Краска Гнева
Задание «Размышлялки»
-Мой филингбокс
-Мои цели
-Что помогает мне в жизни
-Что для меня гнев
-Рисуем гнев
Раскрась монсика. Миротворец
Упражнение «Ласковые ладошки»
35 Смыслики и краска находчивости Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов Легенда. Письмо Смысликов
Игра «Реакция»
Игра «Сметающий дождь»
Задание «Лабиринт»
Кабинет профессора
Игра «Найди краски»
Упражнение «Ласковые ладошки»
36 В гостях у братьев Смысликов Понимать себя, свои эмоции и потребности; коммуникативные навыки; вербальные навыки; когнитивные навыки; познавательные способности; целенаправленность; стрессоустойчивость; навыки адаптации к новым обстоятельствам; навыки решения конфликтов
Упражнение «Эмоциональная зарядка Монсиков»
Смыслики и Краска Удивления
Задание «Размышлялки»
-Мой фелингбокс
-Мои цели
-Что помогает мне в жизни
-Что для меня удивление
-Рисуем удивление
Раскрась монсика. Смыслики
Упражнение «Ласковые ладошки»
Методическая литература
1. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 46 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
2. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб. : Речь, 2006.
3. Вопросы дошкольной педагогики Международный научно-методический журнал № 1 (28) / 2020
4. Психогимнастика М. И. Чистякова/под редакцией М. И. Буянова, 2-е издание. – Москва: «Просвещение»,«Владос», 1995.
5. Методика мониторинга «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой
6. Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Виктория и Глеб Шиманские. – Москва: Издательство «Э», 2017
7. Удивляюсь, злюсь, боюсь… Программы групповой психологической работы с дошкольниками. – М. : Генезис, 2014