Елена Елисеева
Рабочая программа кружка художественной направленности по работе с бумагой для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка «Волшебные комочки» художественной направленности. Возраст обучающихся: 3-4 лет
Срок реализации программы: 1 год
Пояснительная записка.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития мелкой моторики рук. Это связано с тем, что развитию руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Темочки:
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Развивая мелкую моторику рук у ребенка, мы развиваем его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными материалами. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционными материалами: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д.
Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами
Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики рук и творческих способностей у детей, при организации совместного изобразительного творчества детей и взрослых, в процессе деятельности с различными видами материалов.
Задачи:
Обучающие:
учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
развивать умение, работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой; учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги).
Развивающие:
развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер, творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятия;
развивать познавательные, психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей;
Воспитательные:
воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Форма работы с детьми:
Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 15 – 20 минут, по подгруппам. Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). В сентябре и мае проводится диагностика умений детей.
Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в кружке «Волшебные комочки» позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, возможности, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Ожидаемые результаты работы
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду; презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.
Календарно – тематический план кружка «Волшебные комочки».
Сентябрь. 1. Знакомство с бумагой. Цель: Познакомить детей с бумагой и ее свойствами. Конспект
2. Бумажные комочки. Практическое занятие. Цель: Упражнять скатывать комочки. Конспект
3. Солнце в тучках. Цель: Учить детей создавать сюжетную композицию из обрывного по контуру круга и смятых комочков салфеток. Учить наклеивать скатанные большие комочки бумаги на картон. Д. Н. Колдина Аппликация с детьми 3–4 лет
4. Листопад, листопад – листья по ветру летят. Цель: Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа
Октябрь 1. Дождь, дождь! Цель: Учить детей наклеивать готовые формы на фон и приклеивать рваные кусочки бумаги вторым слоем, дорисовывать дождь цветными карандашами. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа
2. Колобок. Цель: Учить мять бумагу и скатывать из нее комочки; продолжать знакомить с «теплыми» цветами (желтый, оранжевый, красный); аккуратно наклеивать на картон. Конспект
3. Яблоки в корзине. Цель: Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Конспект.
4. Грибная полянка. Цель: Учить изображать грибы в технике аппликации: составлять из готовых элементов образы, контрастные по размеру. Разнообразить технику обрывной аппликации. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа
5. Веселый зонтик. Цель: Упражнять детей в работе с бумагой; вызвать интерес к работе с салфетками. Конспект
Ноябрь 1. Нарядный фартук.
Цель: Учить равномерно распределять комочки в определённой последовательности. Вызывать желание украсить форму узорами. Конспект
2. Моя любимая игрушка (пирамидка, неваляшка)
Цель: Продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Конспект
3. За синими морями, за высокими горами.
Цель: Активизировать и разнообразить технику обрывной аппликации. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа
4. Кудрявый барашек. Цель: Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой. Конспект
Декабрь 1. Падают снежинки. Цель: Учить работать в технике обрывной аппликации. Д. Н. Колдина Аппликация с детьми 3–4 лет
2. Снегирек сидит на ветке. Цель:Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами; учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. Конспект
3. Открытка - приглашение. Цель: Развивать у детей практические навыки аппликации. Конспект
4. Новогодняя игрушка. Цель: Учить приёмы аккуратного наклеивания комочков уплотнённо по кругу или рядами. Конспект
Январь 1. Лоскутное одеяло. Цель: Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа
2. Мы слепили снеговика (коллективная работа)
Цель: Учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска. Конспект
3. Приглашаем вас на чай. Цель: Учить располагать узор по кругу, формировать пространственные представления. Конспект
Февраль 1. Зайка беленький сидит (коллективная работа)
Цель: Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Конспект
2. На полянку на лужок тихо падает снежок (коллективная работа)
Цель: Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца. Конспект
3. Летят самолеты. Цель: Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага). Конспект
4. Веселый клоун
Цель: Изготовление в технике бумагопластика - мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Конспект
Март 1. Мимоза. Цель: Учить детей обрывать салфетку, сминать в комочек и наклеивать в нужном месте на листе бумаги. Д. Н. Колдина
Аппликация с детьми 3–4 лет
2. Птичка. Цель: Учить правильно, располагать комочки на изображении; формировать положительное отношение к аппликации. Конспект
3. Облака – белогривые лошадки. Цель: Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Конспект
4. Кораблики плывут по реке
Цель: Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой. Конспект
Апрель 1. Ледоход. Цель: Продолжать учить детей, выполнять обрывную аппликацию. Учить создавать несложную сюжетную композицию. Д. Н. Колдина Аппликация с детьми 3–4 лет
2. Космическая ракета (коллективная работа) Цель: Учить детей создавать композицию определенного содержания; упражнять в аккуратном наклеивании комочков. Конспект
3. Петушок-золотой гребешок (коллективная работа)
Цель: Упражнять в комкание и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). Конспект
4. Берёзка весной. Цель: Продолжать учить детей, катать жгутики из салфеток, упражнять в применении правильных приёмов наклеивания. Конспект
5. Золотая рыбка. Цель: Учить правильно, располагать комочки из бумажных салфеток. Конспект
Май 1. Праздничный салют
Цель: Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. Конспект
2. Воздушный шарик. Цель: Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону. Конспект
3. Гусеничка. Цель: Учить изображать предметы из нескольких частей; закреплять приёмы аккуратного наклеивания комочков. Конспект
4. Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Цель: Вызвать интерес к созданию выразительного образа пушистого одуванчика в технике обрывной аппликации. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа
Учебно-методическое обеспечение
1. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. М. ;КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2016.
2. Н. Б. Рябко Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие. М., Педагогическое общество России, 2012.
3. Д. Н. Колдина Аппликация с детьми 3–4 лет. М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.