Ирина Мартыневская
Рабочая программа «Экология малышам» кружка «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, жилище («ойкос» — дом, «логос» — наука). Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией. Конечно, экология — наука непростая.
Публикация «Рабочая программа „Экология малышам“ кружка „Юный эколог“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия на природу, экология приобретает особенно важное значение. Достижения её успешно применяются в сельском и охотничье-промысловом хозяйствах, медицине, ветеринарии, при проведении мероприятий по охране природы, рациональном использовании её ресурсов.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству.
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.
Целью экологического воспитания дошкольников является формирование у детей экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Задачи экологического воспитания дошкольников:
• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника в возрасте 4 – 5 лет;
• развитие у детей познавательного интереса к миру природы;
• формирование у детей первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
• формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями на уровне, доступном для детей 4 – 5 лет;
• формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразии значений природы, ценности общения с природой);
• Формирование у детей элементарных норм экологически грамотного поведения, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
• Формирование у детей умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Ожидаемый результат:
• у детей сформирована система элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника в возрасте 4 – 5 лет;
• у детей развит активный познавательный интерес к миру природы;
• у детей сформированы первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения;
• у детей сформировано чувство эмпатии к объектам природы доступной для ребёнка в возрасте 4 – 5 лет;
• у детей сформированы умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
• у детей сформирована первоначальная система ценностных ориентаций в области экологического знания;
• дети овладели элементарными нормами экологически грамотного поведения, у них сформированы навыки рационального природопользования в повседневной жизни, доступные детям 4 – 5 лет;
• у детей сформированы навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении, доступные детям 4 – 5 лет;
Критерии результативности:
Дети должны знать:
• элементарные основополагающие термины, необходимые для усвоения данной программы;
• основные правила экологически грамотного поведения.
Дети должны уметь:
• экологически грамотно взаимодействовать с окружающим миром;
• проводить наблюдение за объектами живой и неживой природы.
Дети должны овладеть навыками:
• элементарной природоохранной деятельности в своем ближайшем окружении;
• делиться своими познаниями, наблюдениями, предположениями об объектах живой и неживой природы.
Учебный план работы кружка «Добро пожаловать в экологию» для детей старшей группы №4 на 2016- 2017 учебный год
Месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Объекты неживой природы
Сентябрь «Земля - наш дом»
(6, стр. 11) «Угадай правило»
(11, стр. 31) «В гостях у камня»
(6, стр. 42)
«Камень – помощник человека»
(6, стр. 45)
Октябрь «Выбери правильно дорогу»
(4, стр. 20)
«Как мы дышим?»
(2, стр. 63) «Ветер, ветер, ты могуч…»
(4, стр. 23) «Наблюдение за ветром»
(5, стр. 30)
Ноябрь «Удивительные
приключения
капельки»
(10, стр. 125) «Вода - друг человека»
(1, стр. 35) «Разноцветная вода»
(5, стр. 31) «Вода холодная и горячая»
(1, стр. 40)
Декабрь «Облака -
белогривые
лошадки»
(1, стр. 42) «Ручеек и океан»
(10, стр. 38) «Что такое осадки?»
(1, стр. 38) «В снежном королевстве»
(6, стр. 39)
Январь «А у нас под ногами… песок»
(2, стр. 64) «Песок - наш помощник»
(8, стр. 29) «А у нас под ногами. земля»
(8, стр. 18) «Земля – кормилица»
(11, стр. 5)
Объекты живой природы
Февраль «Комнатные растения»
(5, стр. 19) «Как живут растения
зимой»
(2, стр. 64) «Как узнать ель»
(9, стр. 126) «Поможем ёлке»
(9, стр. 127)
Март «Козы! Кыш от берёзы!»
(3, стр. 52) «Наши помощники - домашние животные»
(3, стр. 60) «Зайчик в беде»
(4, стр. 20) «Знакомство с кроликом»
(4, стр. 22)
Апрель «По
экологической
тропе»
(3, стр. 23) «В гостях у деревьев»
(1, стр. 70) «Прогулка в лес»
(2, стр. 62) «Путешествие в весенний лес»
(9, стр. 127)
Май «Птичье царство»
(1, стр. 59) «Наши друзья – домашние птицы»
(1, стр. 61) «Наши друзья – дикие птицы»
(1, стр. 63) Игра – викторина «Птичка, как тебя зовут?»
(4, стр. 23)