Виктория Викторовна Симонова
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной логопедической группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной
логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 5 - 7 летнего возраста. Срок реализации программы – 2 года. Составитель: Симонова В. В., учитель-логопед.
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной логопедической группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
В системе образования России в последние годы происходят существенные изменения. Они касаются содержания образования, которое в соответствии и Законом РФ «Об образовании» обновляется и упорядочивается посредством введения государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований к образовательным программам. Актуальность обновления содержания, форм и методов коррекционно - развивающей работы в ДОУ связана с развитием теории и практики образования детей с особыми образовательными потребностями.
Идущее в настоящее время обновление содержания дошкольного образования подвели нас к необходимости внести изменения в существующую программу коррекционно - развивающей работы, так как в ней не отражены подходы и технологии коррекции звукопроизносительной стороны речи при разных формах дизартрии, ринолалии. А так же не предполагает использование новых методов, приёмов, технологий, что является необходимым.
Рабочая программа составлена в соответствии с законом Российской Федерации «Об Образовании» от 29.12.2012г. ; Конвенцией ООН о правах ребенка, Концепцией дошкольного воспитания; Декларацией прав ребенка; Приказом Министерства Образования и науки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Типовым положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г. N 2562; Письмом Минобразования РФ от 02.06.98 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»; Письмом Минобразования РФ от 24.04.95 г. №46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений»; Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях; Приказом МО и науки Забайкальского края «Об утверждении базисных учебных планов предшкольной подготовки для образовательных учреждений, реализующих ООПДО» от 27.06.2011. № 587; Программой воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. — М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Рабочая программа - модифицированная и разработана на основе следующих программ и методических пособий и технологий:
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. — М. : Мозаика-Синтез, 2005;
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей - М., 2010 г. ;
- Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО, СПб, 2014 г.
- Здоровьесберегающие технологии: технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях; обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии; учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
- Физкультурно-оздоровительные: дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, физминутки, биоэнергопластика, пальчиковая гимнастика су-Джок.
- Педагогические технологии: развивающее обучение, игровые технологии, педагогика сотрудничества, информационные технологии, адаптивные технологии.
Целью данной программы является построение системы коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).
Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Р. Е. Левина).
Программа предназначена для детей с ОНР (3-го уровня) 5-7 лет.
Нормативный срок освоения данной программы - 2 года.
Особенности организации образовательного процесса. Анализ представленных документов на ПМПк, индивидуальное психолого-педагогическое обследование воспитанников на ПМПК позволяют обосновать необходимость комплектования группы с ОНР со сроком обучения 2 года (заключение ПМПК). Наполняемость группы – 12 человек.
В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи» в каждой группе работают логопед и два воспитателя. Логопед ежедневно с 9.00 до 12.30 проводит логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Время с 12.30 до 13.00 отводится на заполнение логопедической документации (фронтальных планов, индивидуальных тетрадей, планирование заданий воспитателю на вечернее время и т. д., подготовку к фронтальным занятиям, подбор и изготовление дидактических пособий. Количество фронтальных логопедических занятий в первом периоде, во втором, в третьем — 2 раза в неделю (развитие звукопроизношения и развитие лексоко-грамматических категорий и связной речи, индивидуально - подгупповых - 3 раза в неделю. Продолжительность фронтальных занятий: 25 минут, подгрупповых - 20 минут, индивидуальных - 15 минут (согласно нормативам «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации). Во второй половине дня воспитатель 30 минут занимается с детьми по заданию логопеда.
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.