Папки-передвижки

Рабочая программа «Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми»

Валентина Ашканова
Рабочая программа «Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель программы :

Создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностики, коррекции и дальнейшему развитию речи детей в рамках логопункта ДОУ.

Задачи программы :

. профилактика нарушений речи у детей;

.формирование фонетического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза;

. совершенствование лексико-грамматическогостроя речи;

. развитие связной речи;

. развитие и совершенствование мелкой моторики рук;

Публикация «Рабочая программа „Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми“» размещена в разделах

В программе заложены возможности формирования у детей умений и навыков, предусмотренных стандартом, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с программами обучения и воспитания логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития,структурой речевого дефекта детей при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Основные методы обучения:

. практические (игры, упражнения)

. наглядно-демонстрационные;

. словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, беседы, инструкции)

. методы ролевого моделирования типовых ситуаций;

Принципы программы :

. разностороннее и динамическое обследование ребенка, что позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им недостатки психического развития;

. принцип системного подхода

. принцип связи речи с другими сторонами психического развития. Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те психические, особенности детей, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности;

. принцип наглядности;

. принцип постепенного перехода от простого к сложному;

. принцип сознательности усвоения материала;

. принцип учета возрастных особенностей;

Одно из принципиальных требований программы, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующегог обучения- коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия. Все это отражается в содержании программы.

Формы работы учителя-логопеда в рамках логопункта ДОУ:

. логопедические занятия с детьми (подгрупповые, индивидуальные)

.консультирование (беседы, диалоги, круглые столы, индивидуальные консультации) для педагогов и родителей;

. совместная работа родителей и детей по заданиям логопеда;

. взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса;

Вся рабочая программа рассчитана на два года обучения.

Количество часов в рабочей программе примерное и может варьироваться в зависимости от тяжести от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Основное содержание коррекционно-логопедической работы в Рабочей программе проводится в три этапа:

1 этап: подготовительный - сентябрь, октябрь.

2 этап: основной – ноябрь, декабрь, январь, февраль.

3 этап: заключительный – март, апрель, май.

Групповые занятия (совместная деятельность) проводятся совместно воспитателем и учителем-логопедом два раза в неделю старшая группа-25 мин. Подготовительная группа-30 мин,

подгрупповые два раза в неделю в первую половину дня.

Индивидуальные занятия проводятся ежедневно согласно расписания по 15-20 мин во вторую половину дня.

Зачисления детей на логопедические занятия осуществляется на основе результатов обследования речи детей, которое проводится с 1 по 15 сентября, а также с 15 по 30 мая.

Обучающиеся с недостатками речи регистрируются в списке.

С родителями или законными представителями детей заключается договор. На каждого ребенка в логопункте учителем-логопедом заполняются речевые карты.

В логопункте может заниматься от 20 до 25 детей.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года после устранения у них дефектовречи. В случае необходимости (при согласовании родителей или лиц, их замещающих) ребенок может быть направлен в поликлинику для обследования к врачам специалистам (неврологам, отоларингологам, ортодонтам и др.) или психологам на консультацию для уточнения диагноза.

Дети данной категории испытывают трудности при усвоении программы воспитания и обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

1. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

• дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп.

• преобладают замены и смешение (нередко искаженных звуков).

• неправильно произносится до 15 звуков.

• Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях-несформированность) фонематических процессов.

2. Нарушения лексоко-грамматического компонента речевой системы.

Лексический запас без грубых нарушений. Возможны ошибки в употреблении слов, смешении слов по смыслу и т. п.

• грамматический строй может быть в пределах нормы.

3 Психологические особенности:

• неустойчивое внимание.

• недостаточное развитие словесно-логического мышления

• недостаточное развитие способности к переключению.

• недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

Основные направления работы.

1 Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализатора и синтеза.

а) уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:

• уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

• выделение его на фоне слога;

• определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);

• определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);

• выделение его из предложения, текста.

б) дифференциация звуков производится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристике каждого звука. Основная их цель различение, поэтому в речевой материал включены слова со смешанными звуками.

2 Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

• развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении) придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; составление графических схем предложений; определение места слов в предложении;

• обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения пользоваться различными способами словообразования;

• пользоваться моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3 Формирование связной речи.

• развитие навыков построения связного высказывания;

• установления логики (связности, последовательности, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;

4 Развитие и совершенствование психических процессов:

• устойчивость внимания;

• наблюдательность;

• память;

• способность к переключению;

5Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

• умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на постороннее воздействия;

• умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

• умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

• умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

6. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

• ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

• употребление усвоенного материала в связных высказываниях;

• соблюдение речевого этикета при общении;

• составление устных высказываний с элементами творчества (фантазии).

Прогнозируемые результаты :

В результате проделанной работы ожидается значительное улучшение сформированности правильной речи у детей, прошедших коррекционно-развивающю программу.

Критериямиэффективности работы по реализации программы можно считать.

состояния речи ребенка:

• фонематическое восприятие;

• звукопроизношение;

• лексика;

• грамматика;

• связная речь;

• формирование мотивации родителей в оказании помощи детям по преодолению проблемы в развитии;

Какой должна быть речь ребенка в старшем дошкольном возрасте:

• ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков- Р и Л. На этом заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей.

• дифференцирует (различает на слух) все звуки т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

• овладевает навыками звукового анализа и синтеза (умеет соединять звуки в слоги, слоги в слова; умеет вычленять заданный звук из слова; определять последовательность звуков в слове)

• ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования (расширяется словарь)

• умеет составлять предложения; определяет количество и последовательность слов в простом предложении.

• свободно общается не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот … который и т. д.)

К семи годам ребенок должен владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Результат освоения программы :

Систематическая, своевременная, адекватная логопедическая и педагогическая коррекционная работа по формированию фонематических процессов позволяет ожидать, что к старшему дошкольному возрасту фонематические нарушения речи, нарушения грамматических категорий и связного высказывания будут встречаться гораздо реже и практически все дети, хотя и в разной степени, будут подготовлены к обучению грамоте в школе и будет обеспечен тот уровень фонематического развития, который должен в норме быть у ребенка старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста Цель: формирование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Развитие у детей навыков общения в различных.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной логопедической группе для детей с ОНР Программа предназначена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми»
Опубликовано: 18 мая 2015 в 09:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ашканова (УИ 345949) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД