Валентина Ашканова
Рабочая программа «Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы :
Создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностики, коррекции и дальнейшему развитию речи детей в рамках логопункта ДОУ.
Задачи программы :
. профилактика нарушений речи у детей;
.формирование фонетического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
. совершенствование лексико-грамматическогостроя речи;
. развитие связной речи;
. развитие и совершенствование мелкой моторики рук;
Публикация «Рабочая программа „Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми“» размещена в разделах
В программе заложены возможности формирования у детей умений и навыков, предусмотренных стандартом, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с программами обучения и воспитания логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития,структурой речевого дефекта детей при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Основные методы обучения:
. практические (игры, упражнения)
. наглядно-демонстрационные;
. словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, беседы, инструкции)
. методы ролевого моделирования типовых ситуаций;
Принципы программы :
. разностороннее и динамическое обследование ребенка, что позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им недостатки психического развития;
. принцип системного подхода
. принцип связи речи с другими сторонами психического развития. Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те психические, особенности детей, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности;
. принцип наглядности;
. принцип постепенного перехода от простого к сложному;
. принцип сознательности усвоения материала;
. принцип учета возрастных особенностей;
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующегог обучения- коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия. Все это отражается в содержании программы.
Формы работы учителя-логопеда в рамках логопункта ДОУ:
. логопедические занятия с детьми (подгрупповые, индивидуальные)
.консультирование (беседы, диалоги, круглые столы, индивидуальные консультации) для педагогов и родителей;
. совместная работа родителей и детей по заданиям логопеда;
. взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса;
Вся рабочая программа рассчитана на два года обучения.
Количество часов в рабочей программе примерное и может варьироваться в зависимости от тяжести от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Основное содержание коррекционно-логопедической работы в Рабочей программе проводится в три этапа:
1 этап: подготовительный - сентябрь, октябрь.
2 этап: основной – ноябрь, декабрь, январь, февраль.
3 этап: заключительный – март, апрель, май.
Групповые занятия (совместная деятельность) проводятся совместно воспитателем и учителем-логопедом два раза в неделю старшая группа-25 мин. Подготовительная группа-30 мин,
подгрупповые два раза в неделю в первую половину дня.
Индивидуальные занятия проводятся ежедневно согласно расписания по 15-20 мин во вторую половину дня.
Зачисления детей на логопедические занятия осуществляется на основе результатов обследования речи детей, которое проводится с 1 по 15 сентября, а также с 15 по 30 мая.
Обучающиеся с недостатками речи регистрируются в списке.
С родителями или законными представителями детей заключается договор. На каждого ребенка в логопункте учителем-логопедом заполняются речевые карты.
В логопункте может заниматься от 20 до 25 детей.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года после устранения у них дефектовречи. В случае необходимости (при согласовании родителей или лиц, их замещающих) ребенок может быть направлен в поликлинику для обследования к врачам специалистам (неврологам, отоларингологам, ортодонтам и др.) или психологам на консультацию для уточнения диагноза.
Дети данной категории испытывают трудности при усвоении программы воспитания и обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
1. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
• дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп.
• преобладают замены и смешение (нередко искаженных звуков).
• неправильно произносится до 15 звуков.
• Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях-несформированность) фонематических процессов.
2. Нарушения лексоко-грамматического компонента речевой системы.
Лексический запас без грубых нарушений. Возможны ошибки в употреблении слов, смешении слов по смыслу и т. п.
• грамматический строй может быть в пределах нормы.
3 Психологические особенности:
• неустойчивое внимание.
• недостаточное развитие словесно-логического мышления
• недостаточное развитие способности к переключению.
• недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
Основные направления работы.
1 Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализатора и синтеза.
а) уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:
• уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
• выделение его на фоне слога;
• определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);
• определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);
• выделение его из предложения, текста.
б) дифференциация звуков производится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристике каждого звука. Основная их цель различение, поэтому в речевой материал включены слова со смешанными звуками.
2 Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
• развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении) придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; составление графических схем предложений; определение места слов в предложении;
• обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения пользоваться различными способами словообразования;
• пользоваться моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3 Формирование связной речи.
• развитие навыков построения связного высказывания;
• установления логики (связности, последовательности, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
4 Развитие и совершенствование психических процессов:
• устойчивость внимания;
• наблюдательность;
• память;
• способность к переключению;
5Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
• умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на постороннее воздействия;
• умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
• умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
• умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
6. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
• ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
• употребление усвоенного материала в связных высказываниях;
• соблюдение речевого этикета при общении;
• составление устных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Прогнозируемые результаты :
В результате проделанной работы ожидается значительное улучшение сформированности правильной речи у детей, прошедших коррекционно-развивающю программу.
Критериямиэффективности работы по реализации программы можно считать.
• состояния речи ребенка:
• фонематическое восприятие;
• звукопроизношение;
• лексика;
• грамматика;
• связная речь;
• формирование мотивации родителей в оказании помощи детям по преодолению проблемы в развитии;
Какой должна быть речь ребенка в старшем дошкольном возрасте:
• ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков- Р и Л. На этом заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей.
• дифференцирует (различает на слух) все звуки т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
• овладевает навыками звукового анализа и синтеза (умеет соединять звуки в слоги, слоги в слова; умеет вычленять заданный звук из слова; определять последовательность звуков в слове)
• ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования (расширяется словарь)
• умеет составлять предложения; определяет количество и последовательность слов в простом предложении.
• свободно общается не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот … который и т. д.)
К семи годам ребенок должен владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Результат освоения программы :
Систематическая, своевременная, адекватная логопедическая и педагогическая коррекционная работа по формированию фонематических процессов позволяет ожидать, что к старшему дошкольному возрасту фонематические нарушения речи, нарушения грамматических категорий и связного высказывания будут встречаться гораздо реже и практически все дети, хотя и в разной степени, будут подготовлены к обучению грамоте в школе и будет обеспечен тот уровень фонематического развития, который должен в норме быть у ребенка старшего дошкольного возраста.