Елена Татаркина
Экологическое воспитание в процессе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из актуальных проблем современности – взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов Земли. Обострение экологических проблем в мире и в России делает просвещение в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения, в частности, дошкольников, одними из главных задач, решаемые в дошкольной образовательной организации.
Публикация «Экологическое воспитание в процессе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2016
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.
Основным проводником экологического воспитания в дошкольном возрасте является воспитатель. А на воспитателя логопедической группы ложится двойная нагрузка. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается недостаточность словарного запаса, частое использование в речи существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, сочинительных и подчинительных союзов, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. Кроме того, у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).
Надо отметить, что специфика работы воспитателя в группах для детей с ОНР состоит в том, что он должен решать не только общеобразовательные и воспитательные, но и коррекционные задачи. Основная задача учителя-логопеда — всестороннее формирование речи дошкольника. Если в коррекционно – развивающей работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, в частности вопросы экологического воспитания, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, их роли меняются: учитель-логопед становится активным участником и помощником.
Поэтому я поставила перед собой цель – формирование элементарных экологических представлений на логопедических занятиях.
Экологическое воспитание в группе часто переплетается с изучением определенной лексической темы. Если посмотреть годовое лексическое планирование в логопедической группе, то увидим, что около 50% тем связаны с темами экологического содержания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Формирование правильной речи
Формировать и совершенствовать лексико-грамматические категории
обогащение словаря новыми лексическими единицами;
усвоение детьми новых значений слов, уже имеющихся в их лексиконе;
грамотное употребление предлогов;
составление разных видов предложений.
Развитие связной речи
пересказ рассказа;
составление разных видов рассказов.
Экологическое воспитание
Уточнять и углублять знания о растениях, животных и природных явлениях;
Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие)
Формировать представления о взаимодействии живой и неживой природы;
Знакомить с народными приметами.
Расширять представления о сезонных изменениях в природе.
Развивать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру;
Вырабатывать умение правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе)
Развивать интерес к родному краю, воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, лесничих)
Формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
Развивать познавательный интерес к окружающему миру
Следует отметить решение коррекционных задач по развитию речи не отходят на второй план, но без экологического воспитания на логопедических занятиях не обойтись.
А. П. Чехов утверждал: «Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».
Получается, что занятия воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется многократно на разных уровнях.
Как говорилось выше многие лексические темы, например, такие, как «Птицы», «Домашние и дикие животные», «Деревья», «Грибы», «Цветы», «Времена года» и другие имеют место быть в течение всего учебного года.
На своих занятиях по формированию лексико-грамматических категорий наряду с традиционными игровыми приемами, дидактическими играми, упражнениями такими как «Собери цветок», «Назови ласково», «Собери плоды», «Подбери слова – действия (слова – признаки)», «Посади дерево», «Прогулка в лес», «Помоги детенышам», «Распредели по домикам» и многие другие использую современные технологии. С помощью мультимедийных презентаций дети ярче воспринимают предметы и явления природы. У дошкольников воспитывается умение видеть красоту голубого неба, зеленого леса, цветочной поляны, отдельного дерева, цветка, животного, тем самым формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Ребенок учится наблюдать, замечать отличительные признаки разных времен года, домашних и диких животных, животных, живущих в жарких и холодных странах, насекомых и т. д. Обобщаются и систематизируются представления детей о живой и неживой природе, временах года, развивается интерес к родному краю.
Развитие монологической речи – одна из основных задач коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. Изучение каждой лексической темы предполагает занятие по развитию связной речи. При составлении рассказов по серии сюжетных картин я использую материал Ильяковой Н. Е. «Как щенок нашел друзей», «День рождения цыпленка», «Скворцы прилетели», «Как помочь зимой птицам?». Сами названия рассказов нам подсказывают, что решаются не только задачи развития речи, но и задачи экологической направленности. Предварительная работа над составлением таких рассказов предполагает беседы об умении детей и взрослых сочувствовать, сострадать животным и птицам, которым необходима помощь людей. Кроме закрепления, обобщения знаний детей о животных и птицах, окружающих их, умения грамотно высказать свое мнение, у детей формируется эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам.
Пересказ рассказа является одним из сложных видов рассказа. Ребенок должен передать содержание рассказа, близкое к тексту. Детям проще пересказать тот текст, который оставил отпечаток в душе, после которого возникли эмоции. Ярким примером решения экологических задач считаю рассказ «Стыдно перед соловушкой». Этот текст подкрепляется сюжетными картинками, которые помогают передать прелесть леса, ребята представляют, что они тоже в лесу и слушают песню соловья. Рассуждают, как бы они поступили, находясь на месте девочек, почему надо беречь лес, не засорять его. Работа над пересказом помогает подвести к пониманию осознанного отношения к природе и умению самостоятельно делать выводы о взаимодействии с ней.
Рассказы о времени года «Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?», о животных, птицах предполагают огромную предварительную работу. Для развития речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов и явлений природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи. На основе экскурсий, целевых прогулок, чтения художественной литературы дети учатся сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствуется речь детей, их мышление, творческие способности.
Таким образом, работа по экологическому воспитанию неразрывно связана с кррекционной работой по обогащению, уточнению словаря, развитию монологической речи. Ребенок сможет передать свои мысли, впечатления, представления связно, грамотно в том случае, если он научился наблюдать и видеть, замечать мир, который его окружает, анализировать природные явления, взаимодействия живой и неживой природы.
Список использованной литературы.
1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Кн. 2. М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб. :«Детство-пресс», 2006.
3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
4. Ильякова Н. Е. Серии сюжетных картин. Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007