Ирина Голубева
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
2.3. Взаимодествие участников образовательного процесса
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, и прежде всего логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
Публикация «Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (часть 2)» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• индивидуальная работа;
•рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала. Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателей и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа
и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть
для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Логопед может рекомендовать воспитателям использовать пятиминутки на определенных занятиях. Обычно планируется 2-3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности
и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток на занятиях, подвижных игр на прогулке или в свободное время по второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова. Игры и игровые упражнения помогают детям осознать элементы языка, речи и, прежде всего, слова, что становится предпосылкой для усвоения программы по русскому языку при дальнейшем обучении в школе.
Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Прежде всего, логопеды рекомендуют занятия по автоматизации
и дифференциации звуков. Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед, как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.
10
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом
Задачи, стоящие перед воспитателем
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка 3. Изучение результатов с целью перспективного планирования работы
4. Обсуждение результатов обследования.
5. Развитие слухового внимания детей
и сознательного восприятия речи 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, работа по развитию слухового внимания
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти 6. Расширение кругозора детей
7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям 7. Развитие представлений детей о времени
и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения
8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей
9. Развитие фонематического восприятия детей 9. Выполнение заданий и рекомендаций логопеда
10. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений 10. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях
11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова 11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
12. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации 12. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
13. Подготовка к овладению, а затем
и овладение диалогической формой общения 13. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых
и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии
с уровнем развития детей
14. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы
14. Формирование навыка составления короткого рассказа, пересказа.
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях.
Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР логопед и другие специалисты проводят
для родителей открытые и совместные занятия, привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме еженедельно на вечерних приемах и в письменной в специальных тетрадях по четвергам.
11
Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии. Специально для родителей предлагается серия домашних тетрадей «Логопедические домашние задания
для детей 5-7 лет с ОНР» п/р Н. Э. Теремковой. Методические рекомендации, данные в тетрадях, подсказывают родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься
с ребенком, помогут организовать совместную деятельность.
Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же богатый иллюстративный материал презентаций освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными
и яркими. Задания подобраны в соответствии с изучаемыми лексическими темами и требованиями программы.
Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно обновляет стенд в приемной группы «Советы логопеда», где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения
и заучивания.
На 2019-2020 учебный год учителем-логопедом составлен план взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной логопедической группы, в котором отражены все формы и методы взаимодействия (план представлен в годовом плане учителя-логопеда).
12
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности
Коррекционная работа в подготовительной логопедической группе начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и строится по периодам:
1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь
2 период – декабрь, январь, февраль
3 период – март, апрель, май
В соответствие с «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы
в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениям речи (общее недоразвитие речи) с 3- 7 лет» (под ред. Н. В. Нищевой, СПб. – 2016 г.) коррекционная работа в подготовительной к школе логопедической группе осуществляется на подгрупповых
и индивидуальных занятиях.
Подгрупповые логопедические занятия включены в общую сетку занятий, проводятся 3 раза
в неделю в первой половине дня в 9.00, что соответствует требованиям СанПин. На одно занятие
в подготовительной к школе логопедической группе отводится 25 минут. В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физкультминутка. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут. Содержание занятий направлено
на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием. Подгруппы для организации коррекционной работы формируются на основе комплексной диагностики с учётом актуального развития детей и имеют подвижный состав.
Индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю с каждым ребенком. На них осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей : постановка звуков, их автоматизация и развитие фонематического слуха детей-логопатов.
Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с речевыми нарушениями в основном представляет собой игровую деятельность, в разных формах организации деятельности игровой метод выступает ведущим.
Период с 1 по 13 сентября (2 недели) отводится для углубленной диагностики речевого развития детей, сбора анамнеза, составления планов коррекционной работы на год. После проведенной диагностики специалисты, работающие в логопедической группе, на психолого-медико-педагогическом совещании обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей
и на основании полученных результатов утверждают план работы группы.
С 16 сентября начинается организованная образовательная коррекционно-логопедическая деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» осуществляется через регламентируемые (ООД)
и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).
В январе для воспитанников организуются каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла и индивидуальные занятия
со специалистами.
В июне всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми; кроме того, все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные
и логоритмические занятия.
13
3.2. Проектирование образовательного процесса
Образовательная область. Направление деятельности Количество занятий
в неделю.
Речевое развитие и художественно – эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) 2
Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) и художественно – эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность) 3
Познавательное развитие (развитие математических представлений) 2
Художественно – эстетическое развитие (рисование) 1
Художественно – эстетическое развитие (лепка/ аппликация) 1
Художественно – эстетическое развитие (музыкальное) 3
Физическое развитие (физическая культура) 3 (1 на свежем воздухе)
Подгрупповые занятия с учителем - логопедом 3
Индивидуальные занятия с логопедом 2
Индивидуальные занятия с воспитателем 2
3.3. Тематическое планирование образовательно-коррекционной деятельности
на 2019-2020 уч. год
Месяц, неделя Лексическая тема Звук
и буква
Сентябрь, 1-2 неделя Обследование детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт. Мониторинг развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Подготовка
и оформление документации.
Сентябрь, 3 неделя Человек. Части тела (j) Йй
Сентябрь, 4 неделя Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью. (j) Йй
Октябрь, 1 неделя Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. (j) Ее
Октябрь, 2 неделя Фрукты. Труд взрослых в садах. (j) Ее
Октябрь, 3 неделя Насекомые. Подготовка насекомых к зиме. Свистящие
и шипящие (повторение)
Октябрь, 4 неделя Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету. Свистящие
и шипящие
Октябрь, 5 неделя День единства России Свистящие
и шипящие
Ноябрь, 1 неделя Поздняя осень. Грибы, ягоды. (j) Ёё
Ноябрь, 2 неделя Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных (j) Ёё
Ноябрь, 3 неделя Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме (j) Юю
Ноябрь, 4 неделя Осенние одежда, обувь, головные уборы. (j) Яя
Декабрь, 1 неделя Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой (j) Йй Ее Ёё Юю Яя
Декабрь, 2 неделя Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель (ч) Чч
Декабрь, 3 неделя Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда (ц) Цц
Декабрь, 4 неделя Новый год. (щ) Щщ
Январь, 1-2 неделя Зимние каникулы.
Январь, 3 неделя Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия (л) Лл
Январь, 4 неделя Профессии взрослых. Трудовые действия (р) Рр
Январь, 5 неделя Труд на селе зимой (л) Лл
(р) Рр
Февраль, 1 неделя Орудия труда. Инструменты Ь
Февраль, 2 неделя Животные жарких стран, повадки, детеныши Ъ
Февраль, 3 неделя Комнатные растения, размножение, уход (л) – (ль)
Февраль, 4 неделя Животный мир морей и океанов. Пресноводные
и аквариумные рыбы. (р) – (рь)
Март, 1 неделя Ранняя весна. Весенние месяцы.
Первые весенние цветы. Мамин праздник (л) – (р)
Март, 2 неделя Наша Родина – Россия. Москва – столица России (ль) – (рь)
Март, 3 неделя Наш родной город. (л) – (ль) - (р) – (рь)
Март, 4 неделя Весенние сельскохозяйственные работы. (л) – (ль) - (р) – (рь)
Апрель, 1 неделя Мы читаем. Знакомство с творчеством М. Я. Маршака
Апрель, 2 неделя Космос
Апрель, 3 неделя Мы читаем. Знакомство с творчеством К. И. Чуковского
Апрель, 4 неделя Мы читаем. Знакомство с творчеством С. В. Михалкова
Апрель, 5 неделя Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Л. Барто
Май, 1 неделя Мы читаем. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина
Май, 2 неделя Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной
Май, 3 неделя Скоро в школу. Школьные принадлежности
Май, 4 неделя
Полевые цветы.
15
3.4. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы
подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
для детей с ТНР
Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Развитие словаря
1. Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов
и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов. Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
2. Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
3. Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
4. Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными
и возвратными глаголами.
5. Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
6. Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
7. Расширить понимание значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и активизировать их использование в речи.
8. Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование
в экспрессивной речи.
9. Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
1. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе
в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.
2. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат,-ят, глаголов
с различными приставками.
3. Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
4. Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.
5. Совершенствовать навык согласования прилаг-ных и числ-ных с сущ-ми в роде, числе, падеже.
6. Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке
и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
7. Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога
Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа.
Развитие просодической стороны речи
1. Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
2. Закрепить навык мягкого голосоведения.
3. Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
4. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
16
Коррекция произносительной стороны речи
1. Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
2. Активизировать движения речевого аппарата.
3. Сформировать правильные уклады аффрикат и йотированных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
1. Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать
и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
2. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звуко-слоговой структуры.
3. Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.
4. Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
Совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа
и синтеза
1. Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
2. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
3. Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности.
4. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
5. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов.
6. Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.
Обучение элементам грамоты
1. Закрепить понятие буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.
2. Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я.
3. Совершенствовать навыки конструирования букв из различных материалов.
4. Учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно
и зеркально изображенных букв.
5. Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов
с пройденными буквами, осознанного чтения слогов.
Развитие связной речи и речевого общения
1. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться
в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
2. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
3. Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах
по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок
и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
4. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
5. Развивать коммуникативную функцию речи.