козловцева таисия николаевна
Рабочая программа на 2018–2019 учебный год в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
I СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Публикация «Рабочая программа на 2018–2019 учебный год в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Воспитательно - образовательный процесс, строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации воспитательно - образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. В начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГОС ДО, обозначающая цели и задачи образовательной области.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях. Объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве. Представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Образовательная область «Речевое развитие»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой. Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Образовательная область
«Художественное-эстетическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.)»
Образовательная область «Физическое развитие
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигатель- ном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др).
Организованная образовательная деятельность
Базовый вид деятельности Периодичность
Физическая культура в помещении 2 раза в неделю
Физическая культура на воздухе 1 раз в неделю
Ознакомление с окружающим миром 1 раз в неделю
Формирование элементарных математических представлений 2 раза в неделю
Развитие речи 2 раза в неделю
Рисование 2 раза в неделю
Лепка 1 раз в две недели
Аппликация 1 раз в две недели
Музыка 2 раза в неделю
Краеведение 1 раз в неделю
Итого 14 занятий в неделю
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Чтение художественной литературы ежедневно
Конструктивно-модельная деятельность ежедневно
Общение при проведении режимных моментов ежедневно
Игровая деятельность ежедневно
Дежурства ежедневно
Прогулки ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная игра ежедневно
Познавательно-исследовательская деятельность ежедневно
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития ежедневно
Оздоровительная работа
Утренняя гимнастика ежедневно
Комплекс закаливающих процедур ежедневно
Гигиенические процедуры ежедневно
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семьи и педагогов.
При реализации Программы :
* продумывала содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
* определила единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
*соблюдала гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
* сочетала совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей;
* ежедневно планировала образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;
* создавала развивающую предметно-пространственную среду;
* наблюдала, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;
* сотрудничала с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Культура познания
Культурные практики познания и самостоятельного учения. Уточнение представлений детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях в окружающем мире: организация деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром.
Насыщение информацией речевого и предметного общения со взрослыми и сверстниками: использование в повседневном общении пословиц и поговорок, загадок и примет, прибауток, стихотворных форм.
Культурные практики чтения
Формирование круга любимого чтения: чтение и анализ литературы художественного и энциклопедического содержания, сказок.
Культура деятельности
Обустройство своего культурного пространства. Развитие у ребенка способности чувствовать и осознавать себя частью окружающего мира, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно-гармоничную позицию в социальной среде:
собственные экологические культурные явления, события; развлечения, игровое оборудование, игрушки, одежда; рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов.
Культура деятельности и труда
Развитие навыков культурного поведения и культурных норм любой деятельности: создание ситуаций самоопределения ребенка с последующей индивидуальной беседой, анализ и обсуждение стихийно возникающих ситуаций, тренинги.
Различные виды игр. Получение и усвоение знаний о мире, расширение кругозора при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам окружающего мира, а знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорее входят в их самостоятельную игровую деятельность, становятся ее содержанием.
Двигательная активность
Расширение кругозора и двигательного опыта за счет творческой деятельности: творческое создание образов окружающего мира, проигрывание эмоциональных, физических, танцевально-лексических ощущений ребенка, соответствующих настроениям реального мира.
Культура духовного опыта
Культурные практики рефлексии
Осознание себя частью социального, природного, предметного и т. п. мира;
повышение места природы в системе ценностных ориентаций ребенка
Проявление характера и свободы воли
Формирование человеческого идеала, стремления ему соответствовать:
сюжетно-ролевые игры, усиленное общение с природой, прогулки, изготовление различных предметов из разнообразных материалов
Практики участия в культурно-массовых мероприятиях
Приобщение к нравственным и эстетическим ценностям через знаково символическую систему народной культуры: подготовка к мероприятиям, участие в предъявляемой культурной деятельности и культурная
активность, обсуждение впечатлений о культурном событии и их выражение и закрепление в продуктивных видах деятельности.
Культура творчества
Практики творчества, творческое переосмысление полученного опыта.
Предоставление возможностей свободного самовыражения на различные темы: обогащение жизни детей яркими впечатлениями об окружающем мире и взаимодействии человека с ним.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:
* предметно-развивающая среда разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
* образовательная и игровая среда, стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
*содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.
* Проектная деятельность Суть проектной деятельности заключается в том, что организовать проблемную ситуацию для детей, но не предлагать свои варианты решения, т. е. должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, но субъектность ребенка может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может предложить оригинальную идею (то есть ранее не высказанную в группе, либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае задача воспитателя заключается в акцентировании своеобразия его идеи. Приведем пример. При обсуждении подарков к 8 Марта один мальчик предложил нарисовать для мамы открытку. Другой поддержал его идею, добавив, что еще можно нарисовать открытку для сестры. С точки зрения взрослого, озвучен одинаковый замысел: создание открытки. В этом случае взрослый может сказать: «Вася уже сказал про открытки. Попробуй придумать что-нибудь другое». Более продуктивным является другой путь: можно поддержать инициативу второго ребенка, подчеркнув, что еще никто не предлагал открытку для сестры. В этом случае педагог получает несколько преимуществ:
во - первых, открывает новое пространство для творческой деятельности (можно задаться вопросом, чем различаются открытки для мамы и сестры, а ведь можно о бабушках, воспитателях и т. д., а во-вторых, поддерживает инициативу ребенка, который получает позитивный опыт высказывания, и в следующий раз, скорее всего, тоже предложит какой-то вариант замысла. Общая рекомендация заключается в том, что стоит еще вспомнить поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно буквально повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного социального опыта проявления инициативы. Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте (6-7 лет) является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы : повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности; создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
* обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
* поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
* создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
* при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры; * проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
* презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.
Помогать родителям понять возможности организации образования ребенка в будущем, определить особенности организации его индивидуального образовательного маршрута в условиях школьного обучения.
Задачи взаимодействия с семьями дошкольников :
*Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях.
*Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.
*Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения с взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
*Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия с взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.
*Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка. Проводить специально организуемые социально-педагогическую диагностику с использованием бесед, анкетирования, сочинений; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении, о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений. Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, разнообразных буклетов, а также переписки (в том числе электронной).
Иные характеристики содержания рабочей программы
Индивидуальная образовательная траектория дошкольника представляет собой индивидуальные характеристики личности ребенка, характеристику осваиваемых ребенком единиц воспитания и образования в пяти образовательных областях и продукт творческо-преобразовательной деятельности ребенка. Это предоставит детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей. С этой целью реализуется индивидуальный образовательный маршрут воспитанника.