Наталья Коршунова
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (часть 5)
▼ Скачать + Заказать документы
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Система коррекционно - образовательной деятельности
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май, июнь.
Публикация «Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (часть 5)» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Сентябрь отводится для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы.
В конце сентября специалисты, работающие в группе, на психолого-медико-педагогическом совещании при заведующей ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают рабочие программы и ОАОП ДО.
С третьей недели сентября в подготовительной группе и с первой недели октября в старшей группе начинаются коррекционно- развивающие занятия в группе компенсирующей направленности. Рабочие совещания проводятся по завершении первого, а затем и второго периодов работы или обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей может проходить в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами.
Заведующая дошкольным образовательным учреждением утверждает рабочую программу учителя - логопеда. Психолого-медико-педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года, для того, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника и определить необходимость дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей направленности.
В старшей и подготовительной группах логопедом проводится фронтальная работа по понедельникам, вторникам, средам и пятницам. В четверг логопед проводит только индивидуальную работу с детьми во второй половине дня.
На работу с одной подгруппой детей в старшей группе отводится — 20-25 минут, в подготовительной к школе группе — 25-30 минут. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда занимает индивидуальная работа с детьми.
В июне коррекционно – развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдаётся спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель – логопед организует индивидуальные занятия с детьми.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать :
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей;
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в коррекционно - развивающей, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться
поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.
Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
В оформлении логопедического кабинета психологи советуют использовать мягкие пастельные цвета, отдавать предпочтение нежно-голубой и нежно-зеленой гамме, именно эти цвета спектра способствуют успешному речевому развитию. Необходимо продумать вопрос с дополнительным освещением каждого рабочего уголка, каждого центра. В кабинете должно быть уютно, светло и радостно, следует максимально приблизить обстановку к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор.
В логопедическом кабинете развивающая среда организуется таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.
В кабинете логопеда должно быть представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Обязательными в оборудовании кабинета становятся настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в «школу», дидактические игры «Собери портфель», «В школе и в детском саду», «На уроке и на перемене», «Скоро в школу» и т. п. Делая акцент на развитие связной речи, логопед оснащает кабинет более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин. В центре развития связной речи в кабинете логопеда постоянно должны находиться две-три серии картинок и две-три сюжетных картины. В работе над лексическими темами используются репродукции с картин известных художников. .Можно использовать репродукции картин для оформления интерьера кабинета.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда
Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда
-Зеркало с лампой дополнительного освещения.
-Стульчики для занятий у зеркала.
-Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа.
-Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
-Спирт.
-Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, мыльные пузыри, перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т. д.).
-Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
-Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
-Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.
-Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
-Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.
-Лото, домино по изучаемым лексическим темам.
-«Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка», «Играйка-различайка», «Играйка-читайка».
-Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
-Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
-Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
-Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.
-Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа синтеза предложений (семафоры, разноцветные флажки, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые кружки, квадраты, прямоугольники разных цветов и т. п.)
-Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки», «Раздели и забери», «Собери букеты» и т. п.).
-Разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа.
-Слоговые таблицы.
-Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений.
-«Мой букварь».
-Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино (для формирования и активизации математического словаря).
-Наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок.
-Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе («Волшебная яблоня», «Составь слова», «У кого больше слов», «Буква потерялась», «Скоро в школу», «Собери портфель» и т. п.).
-Альбом «Все работы хороши».
-Альбом «Кем быть?»
-Альбом «Мамы всякие нужны».
-Альбом «Наш детский сад».
-Альбом «Знакомим с натюрмортом».
-Альбом «Знакомим с пейзажной живописью».
-Альбом «Четыре времени года».
-Тетради для подготовительной к школе логопедической группы №1.
-Ребусы, кроссворды, изографы.
-Музыкальный центр, CD с записью бытовых шумов, голосов природы, музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, подвижных игр.
Центр сенсорного развития в кабинете логопеда
-Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы).
-Звучащие игрушки-заместители.
-Маленькая настольная ширма.
-Магнитофон, кассеты с записью голосов природы, бытовых шумов.
-Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам, игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Ералаш», «Распутай буквы».
-Палочки Кюизенера.
-Блоки Дьенеша.
-Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.
-«Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексическим темам.
Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда
-Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты, клише, печатки.
-Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам (8—12 частей).
-Кубики с картинками по изучаемым темам (8—12 частей).
-Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
-Массажные мячики разных цветов и размеров.
-Массажные коврики и дорожки.
-Мяч среднего размера.
-Малые мячи разных цветов (10 шт.).
-Флажки разных цветов (10 шт.).
-Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
-Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.
-Средние и мелкие конструкторы типа «Lego» или «Duplo».
-Бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
-Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.
-Игрушки «Лицемер».
-Атрибуты для проведения игры «Обезьянка» (платочки, гимнастические палки, обручи и т. п.).
3.3. Циклограмма деятельности учителя - логопеда
понедельник 13.30-13.50 Консультационная работа с воспитателями, родителями
13.50-14.10 Работа с документацией
(заполнение журнала учёта посещаемости логопедических занятий, корректировка индивидуальных маршрутов и др.)
14.10-14.30 Заполнение индивидуальных тетрадей детей
14.30-14.40 Оформление информации в логопедический уголок, на сайт детского сада
14.40-15.00 Подготовка к занятиям
(работа с раздаточным и демонстрационным материалом)
15.00-15.25 Фронтальное занятие (старшая группа)
15.35-17.30 Индивидуальные занятия
(занятия по подгруппам)
вторник 13.30-13.50 Консультационная работа с воспитателями, родителями
13.50-14.10 Работа с документацией
(заполнение журнала учёта посещаемости логопедических занятий, корректировка индивидуальных маршрутов и др.)
14.10-14.30 Заполнение индивидуальных тетрадей детей
14.30-14.40 Оформление информации в логопедический уголок, на сайт детского сада
14.40-15.00 Подготовка к занятиям
(работа с раздаточным и демонстрационным материалом)
15.00-15.30 Фронтальное занятие (подготовительная группа)
15.40-17.30 Индивидуальные занятия
(занятия по подгруппам)
среда 13.30-13.50 Консультационная работа с воспитателями, родителями
13.50-14.10 Работа с документацией
(заполнение журнала учёта посещаемости логопедических занятий, корректировка индивидуальных маршрутов и др.)
14.10-14.30 Заполнение индивидуальных тетрадей детей
14.30-14.40 Оформление информации в логопедический уголок, на сайт детского сада
14.40-15.00 Подготовка к занятиям
(работа с раздаточным и демонстрационным материалом)
15.00-15.25 Фронтальное занятие (старшая группа)
15.35-17.30 Индивидуальные занятия
(занятия по подгруппам)
четверг 13.30-13.50 Консультационная работа с воспитателями, родителями
13.50-14.10 Работа с документацией
(заполнение журнала учёта посещаемости логопедических занятий, корректировка индивидуальных маршрутов и др.)
14.10-14.30 Заполнение индивидуальных тетрадей детей
14.30-14.40 Оформление информации в логопедический уголок, на сайт детского сада
14.40-15.00 Подготовка к занятиям
(работа с раздаточным и демонстрационным материалом)
15.00-17.30 Индивидуальные занятия
(занятия по подгруппам)
пятница 13.30-13.50 Консультационная работа с воспитателями, родителями
13.50-14.10 Работа с документацией
(заполнение журнала учёта посещаемости логопедических занятий, корректировка индивидуальных маршрутов и др.)
14.10-14.30 Заполнение индивидуальных тетрадей детей
14.30-14.40 Оформление информации в логопедический уголок, на сайт детского сада
14.40-15.00 Подготовка к занятиям
(работа с раздаточным и демонстрационным материалом)
15.00-15.30 Фронтальное занятие (подготовительная группа)
15.40-17.30 Индивидуальные занятия
(занятия по подгруппам)
3.4. Расписание занятий
Дни
недели Старшая группа
«Колобок» 20-25 мин. (5-6 лет) Время образовательной деятельности Подготовительная группа
«Колобок» 25-30 мин. (6-7 лет) Время образовательной деятельности