Елена Чаус
Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности разработана в соответствии с ООП МДОУ на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015г. № 2/15) и с учетом образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, 2017 г.)
Публикация «Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель. Основными участниками реализации программы являются : дети дошкольного возраста 5-6 лет, родители (законные представители, педагоги.
1.1. Цель программы
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
1.2. Задачи программы
• Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
• Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция;
• Творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• Вариативность использования образовательного материала;
• Уважительное отношение к результатам детского творчества;
• Единство подходов к воспитанию детей в условиях МДОУ и семьи;
• Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Программа базируется на следующих принципах:
• принцип развивающего образования;
• принцип научной обоснованности и практической применимости;
• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей;
• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• соблюдение преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.4. Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. Развивается изобразительная деятельность детей. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Совершенствуются звуковая сторона речи и грамматический строй. Развивается связная речь.
1.5. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с ТНР
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы : словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Общее недоразвитие речи у дошкольников может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным является позднее развитие речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. В зависимости от тяжести дефекта в современной логопедии различаются три уровня речевого развития (Р. Е. Левина).
Основной контингент дошкольников, направляемых в группы с ТНР, имеет второй-третий уровень речевого развития.
Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Некоторым детям характерна ригидность мышления. Детям с недоразвитием речи присуще отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в плохой координации сложных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения.
2. Планируемые результаты освоения программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
II. Содержательный раздел
1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей группы
Содержание психолого-педагогической работы дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные цели и задачи
Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения.
Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры).
Ребенок в семье и сообществе.
Формирование позитивных установок к труду и творчеству.
Формирование основ безопасности.
Содержание психолого-педагогической работы
Тематическое планирование работы с детьми.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Основные цели и задачи
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Формирование элементарных математических представлений.
Ознакомление с предметным окружением.
Ознакомление с миром природы.
Ознакомление с социальным миром.
Содержание психолого-педагогической работы
Тематическое планирование работы с детьми
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные цели и задачи
Развитие речи.
Приобщение к художественной литературе.
Содержание психолого-педагогической работы
Тематическое планирование работы с детьми.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности.
Основные цели и задачи
Приобщение к искусству.
Изобразительная деятельность.
Конструктивно-модельная деятельность.
Музыкальная деятельность.
Развитие игровой деятельности (театрализованные игры).
Содержание психолого-педагогической работы
Тематическое планирование работы с детьми.
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Основные цели и задачи
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Физическая культура
Содержание психолого-педагогической работы
Тематическое планирование работы с детьми.
2. Региональный компонент перспективного планирования (парциальные программы)
Используются парциальные программы :
• Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников;
• Н. В. Рычажкова и др. Родной город. Программа патриотического воспитания дошкольников.
4. Коррекционная работа
На современном этапе концепция инклюзивного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Основной жизненной позицией общества должна стать толерантность. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Основная цель – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе, развитие познавательных интересов.
Образовательная область «Речевое развитие»
Основная цель – обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Основная задача – формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие»
Основная цель – совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.
4.1. Система коррекционно-развивающей работы
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе.
Основными задачами этих занятий являются:
1. Овладение фонетической системой языка.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Развитие анализа и синтеза звукового состава речи.
4. Усвоение некоторых элементов грамоты и графомоторных навыков.
5. Расширение лексического запаса.
6. Воспитание грамматически правильной связной и выразительной речи.
7. Полноценная интеграция дошкольников с ТНР в среду нормально развивающихся сверстников.
Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, задачи речевого развития включены во все разделы. Форма организации непосредственно образовательной деятельности – подгрупповая (по 10 детей) и индивидуальная. Продолжительность подгрупповых занятий в старшей группе – не более 25 минут, перерыв между занятиями – 10 минут. Продолжительность индивидуальных занятий 10-15 минут. Программа предусматривает консультации родителей один раз в неделю.
В систему работы в логопедической группе включены интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе.
III. Организационный раздел
1. Распорядок дня детей старшей группы компенсирующей направленности
Распорядок дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5,5-6 часов.
МДОУ №12 работает в условиях полного 12 часового рабочего дня. Группа функционирует в режиме 10 часового рабочего дня при 5 дневной рабочей неделе.
Перечень основных видов организованной образовательной деятельности
Базовый вид деятельности Периодичность
Физическая культура в помещении 2 раза в неделю
Физическая культура на прогулке 1 раз в неделю
Ознакомление с окружающим миром, ФЭМП 2 раза в неделю
Речевое развитие 6 раз в неделю
Рисование 2 раза в неделю
Лепка 1 раз в 2 недели
Аппликация 1 раз в 2 недели
Музыка 2 раза в неделю
2. Культурно-досуговая деятельность
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в программу включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий.
Отдых. Развивать желание в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью. Формировать основы досуговой культуры.
Развлечения. Создавать условия для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений. Способствовать появлению спортивных увлечений, стремления заниматься спортом.
Праздники. Формировать представления о будних и праздничных днях. Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам. Воспитывать внимание к окружающим людям.
Самостоятельная деятельность. Создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов детей. Формировать умение и потребность организовывать свою деятельность, соблюдать порядок и чистоту. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, воспитателями и родителями.
Творчество. Развивать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании. Поддерживать увлечения детей разнообразной художественной и познавательной деятельностью, создавать условия для посещения кружков и студий.
Перечень развлечений и праздников.
3. Условия реализации программы
3.1. Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды
Развивающая предметно-пространственная среда группы :
- содержательно-насыщенная, развивающая
- трансформируемая
- полифункциональная
- вариативная
- доступная
- безопасная
- здоровьесберегающая
- эстетически привлекательная.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). Организация самостоятельно определяет средства обучения; соответствующие материалы; игровое, спортивное, оздоровительное оборудование: инвентарь, необходимые для реализации программы.