Рыжкова Вера Федоровна
Рабочая программа дополнительной платной услуги «Лепка» на 2015–2016 учебный год для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Художественное творчество является важным средством всестороннего развития ребёнка – как умственного, так эстетического и нравственного. Программа «Лепка» - это маленькое открытие в мире творчества и фантазии. Пластилин, солёное тесто – знакомый всем материал для поделок. Но, к сожалению, не все любят лепить. А может быть, просто не умеют?
Публикация «Рабочая программа дополнительной платной услуги „Лепка“ на 2015–2016 учебный год для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Программы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
В этой программе много простых и оригинальных поделок, слепить которые под силу даже самому юному скульптору. Кроме практических занятий, в неё входят занятия познавательного характера.
Первые занятия каждого цикла являются обучающими. Дети знакомятся с видами пластилина, пластичной массы, солёным тестом, с инструментами, приёмами лепки, предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, обучаются способам изображения. На последующих занятиях происходит закрепление навыков и умений художественного творчества. Дети сами выбирают тот или иной вариант изображения и вносят в него изменения. Такой способ организации занятий способствует развитию творческих способностей и самостоятельности.
Лепка – занятие не только увлекательнейшее, но и очень полезное для развития ребёнка. Работа с пластичным материалом улучшает координацию, мелкую моторику руки, что в свою очередь влияет на развитие речи. Кроме того, занимаясь творческим трудом, дети учатся мыслить, фантазировать. Хваля юных мастеров за малейшую удачу, тем самым мы поднимаем их самооценку.
Именно при реализации данной программы происходит развитие зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитие ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Поэтому программа актуальна.
Цель программы
Развитие творческой активности детей в процессе лепки
из соленого теста, пластилина.
Задачи
обучающие:
научить работать с соленым тестом;
научить основным приёмам лепки, основным элементам формообразования на примере изготовления поделок из солёного теста.
формирование представлений о народных промыслах.
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения поделок.
сформировать представление об основах композиции.
дать основные знания об объёмной и плоскостной лепке.
приобщить детей к миру художественного изобретательства
приобщить детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи.
воспитательные:
воспитывать аккуратность, терпение, толерантность, чувство взаимопомощи, ответственности за порученное дело, самостоятельность, бережное и экономичное отношение к используемым материалам; прививать стремление к творчеству.
развивающие:
развитие мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на развитие речи детей; развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения; развитие творческих способностей и образного видения у детей, через занятия тесто пластикой.
соблюдение правил по технике безопасности.
оказать помощь в раскрытии индивидуальных способностей дошкольников и способствовать развитию наблюдательности; коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками
формировать представление о роли цвета в мелкой пластике.
стремление к поиску самостоятельности; понимание необходимости качественного выполнения образа.
формировать представление об основах композиции
Существует большое количество образовательных программ по лепке
из глины и других материалов, но не из теста. Современный книжный
рынок наводнен популярной литературой по лепке из соленого теста, что
дает возможность ознакомиться с данной техникой. В данной программе
изложена логическая последовательность, системность, дающая
возможность организации курса дополнительного образования детей дошкольного возраста.
Возраст детей, занимающихся по программе 5-7 лет
Срок реализации программы - 1 год.
Занятия начинаются в начале октября и заканчиваются в конце апреля.
Занятия проводятся - 2 раза в неделю.
Длительность одного занятия:
25-30 минут
На занятиях используются следующие формы взаимодействия с детьми:
• словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);
• наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, самостоятельные наблюдения детей);
• практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы,
• приобретение навыков).
.
Принципы построения программы :
• от простого к сложному.
• связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
• научность.
• доступность.
• системность знаний.
• воспитывающая и развивающая направленность.
• всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений,
• навыков.
• активность и самостоятельность.
• учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Ожидаемые результаты.
К концу года дети 5-6 лет, занимающиеся по данной программе должны
уметь:
• лепить по представлению;
• лепить с натуры
• лепить из целого куска;
• сглаживать поверхности формы;
• устойчивость изделия;
• выразительность образа;
• лепить целое из нескольких частей;
• соблюдать пропорции;
• выполнять налепы, углубленный рельеф
• использовать стеку.
К концу года дети 6-7 лет, занимающиеся по данной программе должны
уметь:
• скатывать прямыми движениями;
• скатывать круговыми движениями;
• расплющивать;
• соединять в виде кольца;
• защипывать края формы;
• лепить целое из нескольких частей;
• соблюдать пропорции;
• оттягивать части от основной формы;
• сглаживать поверхности формы;
• присоединять части;
• использовать приемы: прижимание, примазывание, вдавливание, для получения полой формы;
• использовать стеку;
• раскрашивать поделку.
Способами определения результативности являются: анализ продуктов
деятельности и анализ процесса деятельности.
Формами подведения итогов реализации программы являются :
• выставка детских работ;
• мастер-класс для родителей.
Формы работы
• Практические и теоретические занятия, в том числе беседы о материале, с которым предстоит работать, способами украшения.
• Выставки текущих работ (еженедельно) .
• Консультации для родителей.
Структура занятия
1. Вступительная беседа (3 – 6 минут)
2. Во время вступительной беседы у ребёнка создаётся рабочее настроение, он знакомится с новым учебным материалом и повторяет старый. Предполагается активное участие ребё нка в разговоре: он не только играет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями.
3. Выполнение задания (7 – 15 минут) .
4. Заключительная часть (3 – 6 минут) .
5. Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.
Тематический план
Навыки детей в лепке из солёного теста формируются в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой техники выполнения работы. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.
Все темы, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат.
Учебно-тематический план
Цикл «Овощи, фрукты» (морковь, помидор, баклажан, долька арбуза, банан, яблоко)
Задачи:
Учить лепить объемные фигуры
Учить детей на выбор лепить предметы удлиненной, овальной формы,
Закреплять умения лепить предметы большие и маленькие.
Закреплять умение соединять детали с помощью воды
Развивать композиционные умения--размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию
Закреплять знания фруктов, овощей
Цикл «Насекомые» (гусеница, бабочка, пчела, муравей)
Учить детей лепить из цветного теста, пластилина насекомых, уметь скатывать тесто между ладонями круговыми движениями, украшать мелкими деталями, налепами.
Цикл «Новый год» (Снегурочка, новогодняя игрушка, зайчик с морковкой, зимняя сказка)
Продолжать учить детей лепить фигуру человека, передавая характерный наряд Снегурочки, используя стеку для подрисовки штрихами меха на одежде.
Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике, формировать представление о народных праздниках, их атрибутах. Показать разные приемы оформления лепных фигурок; выкладывание узора из бусин, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками от фломастеров. Развивать чувство формы, пропорций. Воспитывать аккуратность.
Цикл «Животные нашего края» (собака, кошка, медведь, курица с цыплятами)
Учить составлять сюжетную композицию, передавая соотношения между героями, частями (цыплята маленькие, забор - высокий);
Использовать усвоенные приемы в скатывании, раскатывании, сплющивании теста передавать динамику;
Использовать дополнительный материал для композиционного решения Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать уважительное и бережное отношение к животным.
«Валентинка», «Подарок для папы»
Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края.
Лепить начальную букву имени для украшения.
Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.
Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать сердечко по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой. Побуждать детей к творческому фантазированию при декорировании работы, используя бусинки, бисер, пайетки. Развивать самостоятельность, уверенность в работе.
Цикл «Подарок для мамы» (Бусы для мамы, ваза с цветами, подснежники)
Учить детей сравнивать разные способы изображения,передавать полу объёмное изображение, использовать стеку для отделки формы. Продолжать освоение рельефной лепки.
Учить детей создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продолжать варианты изображения разных венчиков и отдельных лепестков цветов. Научить изготовлению цветов разными способами: сплющивание шара, ленточный способ Развивать чувство ритма и композиции.
Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой.
Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка.
Лепить знакомые цветы и листья.
Развивать воображение, желание дарить радость другим.
Цикл «Деревья (берёза, ель)» пластилинография, соленое тесто
Учить детей работать в технике пластилинография, рисовать пластилином, растягивая пластилин пальчиком, передавая характерные особенности каждого.
Продолжать освоение техники рельефной лепки, создавать уплощенные фигуры деревьев, украшать налепами и контррельефными рисунками.
Цикл «Подводный мир» (аквариум, морская звезда, осьминог, пингвин)
Упражнять в раскатывании теста прямыми движениями для получения овальной формы; добиваться разнообразия работ за счет передачи динамики движений, формы рыб, делать надрезы, налепы;
Показать разные способы лепки водорослей : скручиванием, раскатыванием с прорисовкой, использование трафарета;
Делать ракушки, используя расческу.
«Мир космоса»
Дать детям представление о космосе; развивать воображение; направить на поиск способов создания фантастических образов; учить' лепить инопланетянина; развивать мелкую моторику пальцев рук во время лепки.
«Весенний ковер»
Продолжать знакомить детей с видами народного декоративного – прикладного искусства.
Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения.
Показать аналоги между способами создания образа в разных видах изобразительной деятельности.
Развивать мелкую моторику и синхронизировать движения обеих рук.
«Буквы, цифры»
Закрепить представление о начертании печатных букв и цифр. Учить лепить разными способами, ориентировать на поиск разных вариантов оформления.
Специфика деятельности
Развивающая среда в группе в соответствии с программой.
Условия реализации программы
Педагогические условия:
К их числу относятся необходимый наглядный материал, так как в программе важное место отводится ознакомлению с произведениями народных промыслов, декоративно-прикладного искусства. Дидактический материал, позволяющий более точно раскрыть учебный материал. Необходимым условием для реализации программы является и наличие художественной литературы. Книга помогает раскрыть перед ребенком волшебный мир сказок, загадок, ребусов, игр различного характера.
Техническое оснащение занятий включает в себя:
• Учебный кабинет для занятий лепкой из соленого теста;
• Доска рабочая;
• Рабочие столы (в зависимости от количества учащихся, стулья;
• Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: доски для лепки, набор стеков, спички или зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, ножницы, пуговицы, бусины, стеклярус, картон, клей,, скрепки, природные материалы и т. д. ;
Использование технического оснащения в виде теле и видеоаппаратуры или компьютера не являются строгой необходимостью, но все же поможет улучшить качество учебно-воспитательного процесса.
1. Для приготовления соленого теста используется мука грубого помола.
2. Соль помола №1.
3. Сушка изделий производится естественным способом.
4. Для раскрашивания изделий из соленого теста используются
акварельные краски и гуашь.
1. Используют кисточки № 1-6.
2. Скульптурные стеки.
3. Деревянные скалки.
4. Пластмассовые формочки для вырезания различных фигурок.
Развитие творчества детей
В группе в свободном доступе должны находиться краски, кисти, пластилин, стеки, дощечки для лепки.
Каникулы
В первые недели января (2 занятия) дети работают со старым, хорошо знакомым учебным материалом : повторяют пройденное, закрепляют полученные навыки.
Формы работы с родителями
Работа с родителями проводится в течении всего учебного года и включает следующие мероприятия:
1. Выступление на родительском собрании по наиболее актуальным темам («Особенности занятий художественно-изобразительной деятельностью с дошкольниками», «Обустройство места для художественного творчества дома и помощь родителей», «Совместное творчество детей и родителей».
2. Индивидуальные консультации, беседы.
3. День «открытых дверей»
4. Выставки работ, выполненных детьми в ходе занятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа "Воспитание и обучение в детском саду" под ред. М. А. Васильевой
2. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
И. А Лыкова
3. Декоративная лепка в детском саду Н. Б. Халезова
4. Занятия по лепке в детском саду Т. Е. Иванова
5. Лепка глиняных игрушек С. В. Михалева
6. Рубцова Е. В. Фантазии из соленого теста, 2008.;
7. Хананова И. Н. Соленое тесто. М., 2006.;
8. Хоменко В. А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007.;
9. Чаянова Г. Н. Соленое тесто для начинающих М., 2005,
10. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации, для занятий с детьми 2 -7 лет, И. : «Мозаика – Синтез», М. 2006г.
11. О. А. Соломенникова «Радость творчества» ознакомление детей с народным искусством для занятий с детьми 5-7лет, программа дополнительного образования, И. :«Мозаика – Синтез», М. 2006г.
12. К. Силаева, И. Михайлова «Соленое тесто», И. : «Эксмо», М. 2007г.
13. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений, Гуманитарный издательский центр «Владос», М. 2006г.
14. Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. – М., 2010.
15. Антипова М. А. Учимся лепить из соленого теста. Волщебные поделки своими руками. – Ростов н/Д, 2010.
16. И. А. Лыкова «Лепим с мамой».
17. М. О. Синеглазова «Удивительное соленое тесто». Москва. Издательский Дом МСП. 2006.