Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников» (3 фото)

Мария Леонова
Консультация для педагогов «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников»

Консультация для педагогов.

На сегодняшний день наши дети живут в мощном потоке информации, и, к сожалению, часто живое общение заменяется общением с компьютером, телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой. Главной же задачей развития связной речи ребёнка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов; составление разных рассказов; заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Когда – то Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Учите детей пяти незнакомым словам, и они будут долго мучиться, свяжите двадцать слов с картинками, и они запомнят их на лету». Мне кажется, именно поэтому нужно обратить внимание на мнемотехнику, как технологию речевого развития дошкольников.

Консультация для педагогов «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников»

В основе мнемотехники находится своеобразный словесный или графический образ объекта.

Вспомните, как мы в детстве запоминали порядок расположения цветов в радуге благодаря присказке об охотнике и фазане: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Начальная буква каждого цвета означает начальную букву слов в этой фразе. Это и есть один из основных приёмов мнемотехники. Подобным образом можно запечатлеть в памяти любую информацию.

В работе с дошкольниками чаще всего используется графическая символическая аналогия, так как у детей ведущий вид памяти - зрительно-образный.

Задачи мнемотехники:

- развитие связной речи;

- расширение объёма словарного запаса и знаний об окружающем мире;

- формирование умений составлять рассказ и пересказывать текст;

- облегчение процесса заучивания стихотворений;

- развитие мелкой моторики рук при изображении опорных рисунков;

- развитие основных психических процессов: памяти, внимания.

Кроме того, мнемотехника помогает запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу; как правильно вымыть руки или приготовить салат); привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время).

Фото «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников»

При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объём информации. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Для детей младшего дошкольного возраста изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребёнка, так как цветные образы быстрее запоминаются: травка - зелёная, песок – жёлтое, небо – голубое. И когда ребёнок это усвоит, можно усложнить или заменить другой картинкой. Например: лиса – оранжевые треугольники (туловище, хвост) и круг (голова, волк – серые овалы (туловище, хвост) и круг (голова, и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.

Сначала нужно учить детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком. Малыши не только учат для себя новые слова, но и развивают умение сосредотачиваться на чтении и в нужный момент дополнять текст взрослого, называя изображённую картинку.

После этого надо учить ребёнка понимать рисунки, наиболее подходящие по смыслу к определённому слову.

Следующей работой является задача научить детей заменять ключевые слова или понятия рисунками-символами и самостоятельно их зарисовывать.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Задача заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается изображение. Таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Консультация для педагогов - фото

Итак, мнемотехника - это замечательный дидактический материал, который развивает основные психические процессы; формирует умение перекодировать информацию; помогает делать выводы и схематизировать материал; а главное – развивает связную речь ребёнка и сокращает время запоминания текста.

Но не забывайте менять тематику мнемотаблиц, чтобы у детей не пропал интерес. На одном занятии учим стихотворение, на другом – пересказываем сказку, на третьем – составляем загадку о бытовых приборах.

Для эффективного развития речи дошкольников одних занятий в дошкольном учреждении недостаточно. Ребёнку постоянно нужна практика, поэтому родители тоже должны включиться в этот процесс, если хотят, чтобы ребёнок к школе мог легко и просто рассказать о любом предмете, животном, явлении природы и т. п.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для педагогов «Изонить как средство развития мелкой моторики»Консультация для педагогов «Изонить как средство развития мелкой моторики» Каждый ребенок любит и по - своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников»
Опубликовано: 22 апреля 2025 в 18:18
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Леонова (УИ 389575) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД