ольга васюкова
Программа дополнительного образования художественной направленности «Кляксочка» (для детей 4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития личности и познавательной активности дошкольников. Л. С. Выготский писал, что рисование нельзя рассматривать без речевого сопровождения процесса создания рисунка.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия, М. М. Кольцовой. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Публикация «Программа дополнительного образования художественной направленности „Кляксочка“ (для детей 4–5 лет)» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кляксография. Рисуем кляксы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь.
Работая в детском саду, я заметила, что уровень развития речи у детей заметно снижается. Занимаясь этой проблемой, я пришла к выводу, что это во многом связано со слабым развитием моторики рук. Словарный запас у детей очень низок. Поэтому, целью моей работы стало - развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.
Программа кружка построена от «простого к сложному». Рассматриваются различные техники нетрадиционногорисования (рисование пальчиками, ладошкой, пробками, ватными палочками, губкой, печатание листьями, тычок полусухой жёсткой кистью и т. д)
1.2 Цели и задачи.
Цель:развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
• Создавать условия для знакомства детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
• Содействовать совершенствованию технических умений и навыков рисования.
• Способствовать развитию наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
• Способствовать воспитанию трудолюбия и желание добиваться успеха собственным трудом.
• Побуждать родителей к совместному творчеству с детьми.
1.3 Актуальность:
В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность. Происходит развитие наглядно - образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.
За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости,так как вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.
Нетрадиционноерисование позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
1.4. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров)
В результате обучения поданной программе дети:
• Разовьют внимание, память, мышление, фантазию, мелкую моторику рук, творческие способности, улучшат свои коммуникативные способности;
• Научатся самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
• Научатся выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
• Овладеют разными техниками нетрадиционного рисования.
1.5. Оценка индивидуального развития ребенка.
В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н. Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).
2. Содержательный раздел
2.1 Формы образовательной деятельности
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
• репродуктивный (воспроизводящий);
• объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
• метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
• частично - поисковый;
• практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Проводится четыре ОД в месяц во второй половине дня, продолжительностью – 15-20 минут.
2.2. Комплексно - тематическое планирование
№ занятия Тема Цель
Сентябрь
1 Диагностика Отслеживание результатов
2
«Соберём ягоды в корзинку» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование пальчиком». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук,речь.
3
«Букет из осенних листьев» Продолжать учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.
4 «Разноцветные бабочки» (монопотия, обведение ладошки и кулачка) Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.
Октябрь
5
Заготовка на зиму «Компот из яблок» (печатание яблоком) Закреплять технику печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
6 «Животные, которых я сам себе придумал» (кляксография) Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.
7 «Синий вечер» (линография) Развивать художественное восприятие, воображение, координацию движений рук.
8 «Загадки» (ниткография) Познакомить с новым методом ниткография.
Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.
Ноябрь
9 «Ежик» (метод тычка) Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость
10 «Черепашка» (аппликация из крупы) Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость.
11 «По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» (рисование мятой бумагой) Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.
12 «Волшебные зонтики»(метод тычка) Развивать чувство ритма, аккуратность, речь.
Декабрь
13 «Зимняя ночь» (рисование ватными палочками) Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью ватных палочек или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.
14 «Узор на окнах» (раздувание капли) Познакомить с новой техникой рисования с помощью коктейльных трубочек, развивать дыхание, воображение.
15 «Елочка» (рисование ладошками) Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
16 «Украсим елочку бусами» (рисование палочками, оттиск пробкой). Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиком и печатания пробкой. Учить чередовать бусинки по цвету.
Январь
17 «Дед Мороз» (аппликация из ваты) Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка
18 Мои рукавички (оттиск пробками, рисование пальчиками) Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
19 «Нарисуй, что хочешь» (рисование знакомыми техниками) Развивать воображение, активизировать мыслительную и речевую деятельность.
Февраль
20
«Мое любимое дерево»
(рисование мазком, монопотия, набрызгом) Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.
21
«Зимний пейзаж»
(кляксография) Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.
22 «На что похоже?» (монопотия) Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию
23 Вызвать желание порадовать пап и дедушек.
23 «Галстук для папы» (рисование пробками, пальчиками) Закреплять умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.
Март
24 «Букет для мамы»
(рисование ладошками) Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.
25
«Какого цвета весна»
(монопотия) Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски
26
«Берег реки»
(рисование по сырому фону)
Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.
27
«Волшебная страна – подводное царство»
(рисование ладошками) Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.
Апрель
28 «Облака»
(рисование по сырому) Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность
29 «Ледоход»
(рисование различными техниками) Закрепить с детьми разные техники рисования. Развивать речевую активность, воображение.
30 «Пасхальное яйцо»
(рисование пальчиками, ватными пальчиками) Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
31 «Расцвели одуванчики»
(метод тычка) Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.
Май
32 «Солнышко»
(печатание ладошками) Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие.
33 «Праздничный салют» (техника набрызг) Продолжать знакомить детей с данной техникой. Развивать воображение.
34 «Цветочная поляна» (рисование ватными палочками) Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию
35 «Бабочка» (монопотия) Продолжать знакомить детей с данной техникой. Познакомить с симметрией (на основе бабочки). Развивать пространственное мышление.
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. При организации взаимодействия ДОУ с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного образовательного учреждения сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.
Открытые ОД с детьми в ДОУ для родителей
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ссылаясь на его компетентность в каких-то вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать новое гостю).
Педагогические ситуации
Целесообразны при условии решения типичных для конкретной семьи ситуаций и при участии семей воспитанников.
Педагогические беседы с родителями
Эффективны при целевом характере бесед (по запросам родителей, внесении элементов дискуссии и проблематизации.
Тематические консультации
Исходя из запросов родителей
Собрание, круглый стол с родителями
Использование активизирующих методик:
- метод групповой дискуссии, повышающий психолго - педагогическую грамотность родителей;
- метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенок-педагог-родитель»;
- метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий;
- метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций;
- метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе
3. Организационный раздел
3.1. Организация предметно-пространственной развивающей среды.
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. С целью создания благоприятного морально-психологического климата в группе для каждого воспитанника, и реализации образовательного потенциала, совместно с детьми и родителями создается предметно-пространственная развивающая среда.
На кружке используются:
Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, свечи восковые, ватные палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальная бумага различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумага цветная, картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки, трубочки от коктейля, колпачки, растительный материал, поролон. Иллюстрации известных художников; образцы, выполненныев нетрадиционной технике, нетрадиционным способом.
Список использованной литературы:
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.
2. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста-М, Сфера, 2005.
3. Кожохина С. К. и Панова Е. А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.
4. Лыкова И. А. Каждый охотник желает знать. -М. ,Карапуз!999.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. -М., Карапуз- Дидактика, 2007.
6. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2 с. 32-38.
7. Утробина К. Уронило солнце лучик золотой. /Дошкольное воспитание. 1996 №2. с. 28-33.
8. Черепковская С. А. Волшебница Монотипия. /Ребёнок в детском саду. 2008. №5 с. 43-45.