Оксана Проскурина
Программа дополнительного образования дошкольников в области художественно-эстетического развития «Хохлома кудрявая»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).
Современное общество глубоко заинтересовано в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения, оно является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей : замечать прекрасное в окружающих предметах и явлениях, постигать посредством собственной изобразительной деятельности их сущность, выражать свои чувства от общения с искусством, а иногда и самому создавать художественные произведения. В связи с этим значение изобразительного искусства понимается в настоящее время как важнейший аспект эстетического воспитания детей.
Публикация «Программа дополнительного образования дошкольников в области художественно-эстетического развития „Хохлома кудрявая“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Темочки
Программа дополнительного образования «Хохлома кудрявая» даёт возможность глубже касаться вопросов нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через художественно-эстетическую направленность детской деятельности, погружая детей в истоки русской национальной культуры. Расширив, данной программой, программное содержание основной образовательной программы ДОУ, появилась возможность приобщать детей к декоративно-прикладному искусству русского народа через ознакомление с его историей, народный фольклор, музыку, собственный чувственный опыт ребёнка при обследовании предметов старины, возможность реализации различной творческой деятельности, как индивидуальной, так и коллективной.
Актуальность данной программы
Приобщение детей к истокам русской народной культуры, несомненно, на сегодняшний день, тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества. Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки – это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.
Проблематика
В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя и самореализуется.
Стандартизация в системе дошкольного образования нормирована государственным стандартом. ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и основная образовательная Программа ДОУ. Но объёма основной образовательной программы для дошкольников не хватает для более углублённого и расширенного просвещения детей в вопросах нравственно-патриотического воспитания и образования. Для этого и была разработана программа дополнительного образования, основанием которой является «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на возможности дошколят практически осваивать истоки русской народной культуры и взаимодействовать с ними в рамках художественно-эстетического образования.
Культурно-образовательная среда дошкольника, организованная в рамках дополнительной работы в ДОУ, является фундаментом для программы духовно-нравственного развития, воспитания детей в основе, которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. В связи с этими поставлена задача: ориентировать программу на «Использование практических знаний и умений в области народных промыслов в жизни малышей», для решения главной проблемы современного общества – утрату нравственных интересов и общечеловеческих ценностей.
Новизна программы
В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.
Художественный образ народной росписи лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.
Объясняя детям, что художник "глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.
Цель программы
Формирование интереса старших дошкольников к эстетической стороне русского народного декоративно-прикладного искусства, удовлетворение потребности детей в самовыражении с помощью практического освоения декоративной росписи. Расширение границ нравственно-патриотического воспитания детей через освоение истоков русской народной культуры.
Основные задачи программы
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания произведений декоративно-прикладного искусства (расширение, углубление и систематизация знаний детей через словесное, музыкальное, изобразительное восприятие народного промысла).
2. Становление эстетического отношения к окружающему миру через ознакомление с творчеством народного промысла.
3. Формирование представления об истории культуры русского народа, связанного с народным хохломским промыслом при помощи восприятия музыки, художественной литературы, фольклора.
4. Приобщение детей к народному изобразительному искусству через ознакомление с образцами разного рода народного промысла.
5. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на произведения народного искусства.
6. Реализация самостоятельной творческой деятельности и самовыражения детей при овладении ими техникой хохломской росписи.
7. Развитие у детей воображения, образного мышления, эстетического вкуса, художественного творчества.
8. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Этапы работы
1. Введение в художественно-творческое пространство.
2. Эмоциональное введение в художественно-конструктивную задачу и формирование темы.
3. Анализ демонстрационных работ хохломских мастеров в оригинале; видео презентации; наглядно-дидактического материала и т. д.
4. Обследование предметов (визуально, тактильно и на слух, через обогащение детей собственным чувственным опытом.
5. Принятие детьми творческого решения выполнения работы.
6. Самостоятельная работа и индивидуальная помощь взрослого каждому ребёнку (при необходимости).
7. Обсуждение с каждым ребёнком его работы в режиме диалога.
8. Релаксация. Обсуждение всех выполненных работ (вопросы поискового характера о намеченных планах и о конечном результате, обязательная благодарность каждому ребёнку за совместную творческую деятельность).
Принципы построения и реализации программы «Хохлома кудрявая»
1. Принцип эстетизации и подготовленности предметно-развивающей среды и быта в целом.
2. Принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
3. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
4. Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
5. Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).
6. Принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта.
7. Принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
8. Принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.
9. Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Методы эстетической направленности для реализации программы
1. Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения чувством прекрасного;
2. метод побуждения к проявлению эмоциональной отзывчивости на прекрасное в русской национальной культуре, через ознакомление со стариной;
3. метод эстетического убеждения (По мысли А. В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт»);
4. метод сенсорного насыщения (сенсорная основа облегчает творческий, продуктивный детский процесс на основе чувственного опыта);
5. метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный на формирование эстетического вкуса;
6. метод разнообразной художественной практики;
7. метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, сверстниками);
8. метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
9. метод эвристических и поисковых ситуаций.
Календарно-тематическое планирование
1 год
Сентябрь
1 Беседа по ознакомлению с творчеством русских народных хохломских мастеров «Золотая хохлома»
Задача: дать детям представление о хохломском ремесле и о его мастерах.
2 Беседа о приёмах и элементах хохломской росписи «Сказка о хохломе»
Задача: показать приёмы и элементы росписи.
3 «Травный орнамент»
Задача: учить выводить травный орнамент хохломы на полосе.
4 «Роспись хохломской чашки»
Задача: учить выводить узор по образцу на заготовленной форме чашки из картона.
Октябрь
5 «Орнамент из листьев»
Задача: учить выводить самостоятельно простейший орнамент из завитков и осочек.
6 «Солфетница в хохломе»
Задача: учить выводить узор по образцу на заготовке салфетницы из картона с добавлением верхней волнистой каёмки.
7 Узоры «Ягодки»
Задача: обучить приёму тычка; учить выполнять «ягодные сборы» : малина, смородина.
8 «Роспись хохломской солонки»
Задача: учить выводить ягодный узор по образцу на картонной заготовке солонки.
Ноябрь
9 Орнамент на полоске «Ягоды и листочки»
Задача: учить наводить орнамент на полосе, выполняя последовательно приё мы росписи:
выполнение ягод тычками, прорисовка кистью листьев, оформление орнамента завитками.
10 «Роспись вазочки»
Задачи: учить выводить орнамент по образцу выполненному воспитателем.
11 «Золотые травы России»
Задача: учить выводить орнамент на лепестке из картона с наведённым фоном из завитков, осочек, капелек и травинок.
12 «Хохломской букет»
Задача: учить самостоятельно, заготавливать форму листа и выполнять роспись усиками и кустиками, работая в коллективе.
Декабрь
13 «Узор на чёрной миске»
Задача: учить выполнять узор на тонированной заготовке жёлтым по чёрному, используя усики, завитки и капельки по образцу воспитателя.
14 «Узор на жёлтой миске»
Задача: учить выполнять узор на тонированной заготовке чёрным по жёлтому, используя завитки, осочки, капельки.
15 «Узор на жёлтой баночке»
Задача: учить выводить хохломской орнамент в центре заготовки, находя его зрительно по образцу воспитателя.
16 «Узор на красной баночке»
Задача: учить выводить орнамент чёрным по красному прорисовывая ягоды клубники.
Январь
17 «Узор на высокой узкой вазочке»
Задача: учить выполнять хохломской орнамент на высоких, но узких предметах, расширяя его за счёт листьев.
18 «Узор хохломы на горшочке»
Задача: продолжать учить выполнять роспись на заготовке из картона, с выведением по низу волнистой линии, для обозначения дна предмета.
19 Хохломска ложка «Ягодный узор клубнички»
Задача: учить выводить на заготовке из картона ягодный узор клубнички.
20 Хохломска ложка «Ягодный узор малинки»
Задача: учить выводить на заготовке из картона ягодный узор малины, используя тычки.
Февраль
21 Хохломска ложка «Ягодный узор крыжовника»
Задача: учить выводить на заготовке из картона ягодный узор крыжовника.
22 Хохломска ложка «Ягодный узор смородинки»
Задача: учить выводить на заготовке из картона ягодный узор смородинки, используя тычки.
23 Хохломска ложка «Ягодный узор рябинки»
Задача: учить выводить на заготовке из картона ягодный узор рябинки, используя тычки.
24 «Панно хохломская роспись»
Задача: учить выполнять хохломской орнамент на заготовке прямоугольной формы, расположенный по краю, по образцу воспитателя.
Март
25 «Панно на ромбе, хохломской узор»
Задача: учить выполнять хохломской орнамент на заготовке формы ромба, расположенный по краю, по образцу воспитателя.
26 «Ковш-птица из хохломы»
Задача: учить выводить узор на заготовке из картона, предполагающий законченный круг по образцу воспитателя.
27 «Ковш-уточка из хохломы»
Задача: учить выводить узор на заготовке посуды по образцу воспитателя.
28 «Ковш-петушок из хохломы»
Задача: учить выводить узор на заготовке посуды по образцу воспитателя.
Апрель
29 «Хохломская тарелочка»
Задача: продолжать учить выполнять цветочный орнамент по краю заготовки.
30 «Хохломская кружечка»
Задача: учить выполнять травный узор на заготовке, обращая внимание на ритмичное чередование элементов орнамента.
31 «Хохломской поднос»
Задача: учить выполнять узор на заготовке овальной формы, обращая внимание на плавное течение ведущей линии – «криуля», который подчёркивает форму изделия.
32 «Разделочная доска — Яблочко из хохломы»
Задача: учить выполнять узор в центре заготовки кистью и печаткой – тычком, по высохшей краске «разживлять» жёлтым цветом.
Май
33 «Разделочная доска из хохломы»
Задача: учить выполнять орнамент с ягодками и листочками, дорисовывая орнаментальную полосу по краю изделия.
34 «Хохломская скалочка»
Задача: учить выполнять узор на разрыв, с разных сторон изделия, используя ранее изученные элементы.
35 «Роспись хохломского туесочка» (орнамент листка и завитка).
Задача: учить выполнять орнамент листка в зелёном цвете с «разживкой» его по высохшей краске чёрными завитками, по образцу воспитателя.
36 «Роспись хохломского туесочка с ягодным орнаментом»
Задачи: учить выполнять орнамент с ягодками и листками с «разживкой» их по высохшей краске чёрными завитками, по образцу воспитателя.
2 год
Сентябрь
37 «Роспись хохломской чаши»
Задача: продолжать учить наносить травный узор, обращая внимание на плавное течение «криуля» в чёрном и красном цвете, придавая росписи торжественное и праздничное звучание.
38 «Роспись хохломской пельменницы»
Задача: продолжать учить расписывать заготовки посуды, обращая внимание на соответствие узора и формы предмета (ветка ягод обвивает поверхность).
39 «Роспись хохломской вазы» (округлой формы)
Задача: учить самостоятельно придумывать орнамент и наносить его на заготовку, обращая внимание на соответствие размера узора и заготовки.
40 «Роспись хохломского кувшина»
Задача: учить самостоятельно придумывать травный узор и украшать им заготовку, используя чёрную, красную и зелёную гуашь.
Октябрь
41 «Роспись высокой фигурной вазы из хохломы»
Задача: учить наносить травно-ягодный орнамент на заготовку по образцу воспитателя.
42 «Роспись хохломской сахарницы»
Задача: учить выполнять травно-ягодный орнамент с нанесением ягод крыжовника, разживляя их по сухой краске жёлтыми осочками.
43 «Роспись хохломской матрёшки» (ягодный узор в виде клубнички и её листа)
Задача: учить расписывать заготовку матрёшки ягодным узором с нанесением ягоды клубнички и соответствующего ей листа по образцу воспитателя.
44 «Роспись хохломской матрёшки» (ягодный узор в виде крыжовника и его листа)
Задача: учить расписывать заготовку матрёшки ягодным узором с нанесением ягоды крыжовника и соответствующего ей листа по образцу воспитателя с разживкой ягоды жёлтыми осочками.
Ноябрь
45 «Роспись хохломской матрёшки» (ягодный узор в виде малинки и её листа)
Задача: учить расписывать заготовку матрёшки ягодным узором с нанесением ягоды малинки и соответствующего ей листа по образцу воспитателя.
46 «Роспись хохломской матрёшки» (ягодный узор в виде смородинки и её листа)
Задача: учить расписывать заготовку матрёшки ягодным узором с нанесением ягоды смородинки и соответствующего ей листа по образцу воспитателя с разживкой в виде чёрной точки на ягодке.
47 «Хохломской поднос по золоту»
Задача: учить самостоятельно придумывать и наносить узор на заготовку деревянной формы, используя приём нанесения узора вдоль «криуля» по золотому фону.
48 «Хохломской поднос на чёрном фоне»
Задача: учить самостоятельно придумывать и наносить узор на заготовку деревянной формы, используя приём нанесения узора вдоль «криуля» по чёрному фону.
Декабрь
49 «Роспись хохломской квасной кружки»
Задача: рассмотрев работы мастеров, нанести узор свободного расположения листочков и травки на заготовку с разживкой чёрными завитками.
50 «Хохломской самовар»
Задача: учить наносить крупный цветочный орнамент чёрным цветом по красному фону.
51 «Хохломской половник»
Задача: учить составлять наводить травно-ягодный орнамент на заготовку по образцу воспитателя
52 «Хохломским бочонком с мёдом»
Задача: продолжать учить наводить «криуль» и использовать завитки одинаковой длины, закручивающиеся попеременно то вверх, то вниз по образцу воспитателя.
Январь
53 «Хохломские ставцы для ухи»
Задача: предложить детям самостоятельно украсить заготовку травным орнаментом, используя «криуль».
54 «Напольная ваза из хохломы»
Задачи: предложить расписать заготовку в красно-чёрном цвете по жёлтому фону по образцу воспитателя.
55 «Хохломские ставцы для окрошки»
Задачи: продолжать учить самостоятельно составлять хохломской узор и наносить его на заготовку, используя листья зелёного цвета с жёлтой разживкой.
56 «Хохломской карниз»
Задача: учить наносить узор на длинную и узкую поверхность по образцу воспитателя.
Февраль
57 «Хохломская корзинка»
Задача: самостоятельно украсить жёлтые корзинки цветками разнообразных хохломских узоров.
58 «Хохломской короб»
Задача: расписать заготовку узором спелых ягод, обвивающих поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента по образцу воспитателя.
59 «Запряжём лошадку мы, и поедем в гости»
Задача: расписать заготовку по типу «кудрины» под фон из похожих на кудри завитков, по образцу воспитателя.
60 «Хохломская птичка-свистулька»
Задача: расписать заготовку кистью и печаткой – тычком, используя разживку по образцу воспитателя.
Март
61 Панно «Волшебный цветок из хохломы»
Задача: расписать пано, используя большие красные цветы и чёрную разживку завитками, по высохшей краске по образцу воспитатля.
62 «Хохломские грибы»
Задача: учить наносить узор кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом.
63 «Хохломской заварник»
Задача: расписать заготовку «верховым» письмом, используя силуэты ягод и листьев.
64 «Хохломская варежка»
Задача: расписать заготовку в центре, используя элемент гроздьи поспевающей рябины и соответствующего ей листка.
Апрель
65 «Хохломская рамка для фото»
Задача: расписать рамку, используя орнамент «криуля» и тонкого струящегося вдоль него узора завитков.
66 «Хохломская барышня»
Задача: расписать платье барышни пышным растительным орнаментом по образце воспитателя.
67 Узор на полосе «Травка»
Задача: нанести на полосе свой узор, используя элементы травки: осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики.
68 «Хохломская ложка»
Задача: расписать деревянную болванку, импровизируя, создавая свою композицию, применяя хохломскую палитру красок.
Май
69 Итоговая коллективная работа «Роспись хохломского сундучка»
Задача: учить работать в коллективе, нанести простым карандашом предполагаемый хохломской узор, используя элементы травного орнамента.
70 Продолжение начатой работы. Нанесение основого стебля криуля, завитков, осочек, капелек.
Задача: продолжать работать сообща в коллективе над росписью сундучка.
71 Продолжение начатой работы. Нанесение ягодного орнамента.
Задача: учить детей наносить орнамент аккуратно, не спеша, не мешая товарищу.
72 Завершение коллективной работы. Нанесение разживки на хохломской узор.
Задача: учить детей совместно завершать работу, нанося разживку на элементы ягод.
Ожидаемый результат
• Расширенные и обогащенные знания о русских народных промыслах.
• Олицетворение себя как члена высококультурного общества, испытание гордости в принадлежности к большой и богатой культуре своего народа, через приобщение к истокам русской народной культуры.
• Сформированное эстетическое отношение к миру через исследованную культуру русских народных хохломских мастеров.
• Сформированное владение навыками хохломской росписи.
• Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
• Развитие эстетического вкуса через практическую деятельность в области художественного творчества.
• Сформированные навыки работы в коллективе.