Анна Кривова
Рабочая программа дополнительного образования «Говорящие пальчики» по речевому развитию для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«Детский сад комбинированного вида № 42 «Лукоморье»
Московская область, город Балашиха, мкр. Заря, ул. Пионерская, д. 1, тел. : 8(498)665-39-42, e-mail : lykomorie_ds@mail.ru
«Согласовано»
Педагогическим советом
протокол № от г.
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 42» ___Загоруйко В. Б.
«» августа 2020 г.
«Рекомендовано» Экспертным советом
по вопросам проведения экспертизы
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Говорящие пальчики“ по речевому развитию для детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
программ платных образовательных услуг
Управления по образованию
Администрации Городского округа Балашиха
Протокол №___от ___20___г.
Рабочая программа
дополнительного образования
«Говорящие пальчики»
по речевому развитию
для детей 2-3 лет
Срок реализации - 1 год
Рабочая программа учебного курса
включает содержание за пределами
ООП МБДОУ «Детский сад № 42»
Составители:
Воспитатели
Кривова А. С.
Панчишина Н. Я.
Городской округ Балашиха
Московской области, 2020 г.
Программа по дополнительному образованию
кружок «Говорящие пальчики»
в 1 младшей группе
2020 -2021 учебный год.
«Источники способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Представленная программа разработана в соответствии с ФГОС и реа-лизует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 2-3 лет. Работа по проводится в рамках дополнительного образования.
Тематика дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста рассчитана на период с октября по май. Периодичность занятий: 1раза в неделю, 36 занятий в год (2020-2021). Основанием для разработки Программы служат :
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержа-нию и организации режима работы дошкольных образовательных учрежде-ний. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «15» мая 2013 г. № 26.
4. Порядка организации и осуществления образовательной деятельно-сти по общеобразовательным программам дошкольного образования от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».
Актуальность
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой мо-торики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.
Результатами работы должны стать :
• Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уров-ня, соответствующего данному возрасту.
• Овладение разными видами ручной умелости.
• Овладение приемами работы с разными инструментами.
• Овладение нормами этики поведения.
Новизна
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправлен-ной деятельности по развитию мелкой моторики у детей, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслитель-ных операций, как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
Планируемые результаты освоения Программы
Обучаясь по данной программе, к концу года дети должны уметь:
• управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности;
• согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек;
• ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз» и т. д. ;
• выполнять движения пальчиковых игр как одной рукой, так и обеими вместе;
• у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
Целью данной программы является накопление сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развитие мелкой моторики рук, понимание речи; гармоничное развитие детей.
На основе данной цели определены следующие задачи:
• Создание условий для накопления ребенком практического двига-тельного опыта, развития навыка ручной умелости.
• Обучение детей четко произношения слов потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями
• Знакомство детей с названием пальчиков
• Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
• Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
• Развивать память, звуковую культуру речи.
Виды деятельности:
-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
-самомассаж кистей рук;
-упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кис-тей рук.
Содержание педагогического процесса
• Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
• Графические упражнения
Ознакомление с различными видами штриховки, графические игры (дорож-ки, дорисуй, обведи по контуру, работа с трафаретами.
• Игры и действия с предметами
Игры с карандашом, бусами, орехами, шишками, счетными палочками; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.
Методы работы
• объяснительно-иллюстративный (демонстрация иллюстраций);
• репродуктивный (работа по образцам);
• частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
• творческий (творческие задания);
• метод стимулирования и мотивации интереса;
• метод контроля.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образова-тельной программы :
• Диагностическое обследование детей в сентябре и итоговое в мае;
• Выводы и рекомендации по итогам диагностического обследования.
Работа с родителями :
• Консультации, размещение наглядной информации.
Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для реализации программы :
• резиновые игрушки, мячики;
• конструктор, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, крупы, мелкие игрушки;
• фигурки пальчикового театра;
• картотека пальчиковых игр;
• картотека художественного слова (стихи, загадки);
Методическое обеспечение:
1. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использо-ванием
нестандартного оборудования».
2. Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей»;
3. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду»;
4. Узорова О. В., Нефедова Е. А «Пальчиковая гимнастика»;
Структура непосредственной образовательной деятельности
Программа составлена на возрастную группу 2-3 лет, в количестве 10 человек и рассчитана на год обучения.
Режим занятий:
Младшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия, в год 36 занятий. Длительность занятия в младшей группе -10 мин.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ре-бенка в форме кружковой работы.
Вводная часть: включает в себя разминку, направленную на подготовку кистей рук, повышения подвижности суставов. Используется пальчиковая гимнастика по темам занятий.
Основная часть: игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.
Заключительная часть: самомассаж гранеными карандашами, мас-сажными мячами, камушками, грецкими орехами, шишками.
Содержание программы
1. Массаж пальцев.
2. Пальчиковые игры
3. Игра «Чудесный мешочек»
4. Игры с крупами.
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае).
Цель проведения диагностики: выявление исходного уровня сформированности мелкой моторики рук.
Обработка и анализ результатов:
1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уро-вень развития не сформирован;
2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточ-ности выполнения - уровень развития сформирован в недостаточной мере;
3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Особенности проведения:
Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выпол-нении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуаль-но на каждого ребенка.
Оценка результата воспитателем.
+ - 1 баллов – ребенок не справился с заданием.
- - 2 балла - ребенок справился с помощью взрослого.
= – 3 балла – ребенок справился с заданием.
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:
Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу :
• соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
• пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
• 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.
Задание №2
• с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
• открыть глаза - повтор движений.
Задание №3
• Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").
При подсчете результатов отмечается:
• плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность, скованность движений;
• нарушение темпа выполнения движения (не под счет);
• невыполнение;
• наличие леворукости.
Перспективное планирование кружка
Октябрь
Первая неделя.
1. Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.
Цель: Развивать мелкую моторику.
2. Игра «Большие и маленькие листочки»
3. Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
4. Пальчиковая игра «Капелька и ладошка»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Вторая неделя.
1. Массаж пальцев. Игра «Кулачок».
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2. Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (фрукты, овощи).
3. Пальчиковая игра «Компот».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Третья неделя.
1. Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2. Игра «Волшебный шнурок» - учить вкладывать шнурок в дырочку.
3. Пальчиковая игра «Капуста»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Четвертая неделя.
1. Массаж пальцев пальчиков грецким орехом.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2. Игра «Собери орешки для белочки»
Материал: Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дупло».
Скачет белочка по веткам.
Соберёт орешки деткам.
Все бельчата-сладкоежки,
Обожают грызть орешки.
3. Пальчиковая игра «Белочка»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Ноябрь
Первая неделя.
1. Массаж пальчиков грецким орехом.
2. Игра «Чудесный мешочек».
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка ( подарки для белочки: грибочки орехи).
3. Пальчиковая игра «Грибы».
4. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с кон-турными изображениями грибов, орехов, листочков.
Вторая неделя.
1.«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.
2. «Угощение для птиц» - сортировка семян.
3. Пальчиковая игра «Петушок».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Третья неделя
1. Массаж пальчиков катушкой «Дровишки» - катание катушки между ла-дошками по всей длине пальчиков.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2. Пальчиковая игра «Домик».
3. Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику».
(Пальчиком провести дорожку к домику).
Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
4. Пальчиковая игра «Зайчик».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Четвертая неделя.
1. Массаж пальчиков грецким орехом.
Цель: Развивать мелкую моторику.
2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
3. Пальчиковая игра «Веселая мышка».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Декабрь.
Первая неделя.
1. Массаж пальчиков карандашами (катание гладкого и ребристого каран-даша между ладонями).
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Снегопад в лесу». (На зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты).
Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты.
3. Пальчиковая игра «Снежный пирог».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков «Покатай, покатай». (Катание катушек по столу).
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Мы повесим шарики».
Цель: Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы.
3. Пальчиковая игра «Елочка».
Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движе-ния пальчиками в соответствии с текстом.
Третья неделя.
1. Массаж пальчиков крупными бусинами «Непослушные шарики».
2. Пальчиковая игра «Фонарики».
Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движе-ния пальчиками в соответствии с текстом.
3. «Собери бусы на елку» - нанизывание бусин на нитку.
Четвертая неделя.
1. Массаж пальчиков теннисным шариком.
2. Игра «Чудесный мешочек» - новогодние подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику).
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (орех, гриб, морковка).
3. Пальчиковая игра «Будем ёлку наряжать».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Январь.
Первая неделя.
1. Массаж пальчиков (мячик еж) «Этот мячик не простой».
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2. Выкладывание снежинки из счетных палочек по контуру.
3. Пальчиковая игра «Снежок».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
4.«Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков крупными бусинами. «Непослушные шарики».
Цель: Развивать ловкость движений пальцев и кисти рук.
2. Игра «Снежные хлопья».
Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты. (Чтобы мишке было теплее) стихотворение «Как на горке снег, снег».
3. Пальчиковая игра «Медвежонок».
Цель: Развивать координацию общих движений.
Февраль.
Первая неделя.
1. Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
2. Пальчиковая игра «Варежка».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
3. Игра «Сладкие конфеты». Учить детей аккуратно заворачивать катушку, пробку в фантик.
Вторая неделя.
1. Игра «Чудо - прищепки» прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.
2. Игра «Посыпаем дорожку».
Цель: Учить детей посыпать тремя пальчиками крупу, развивать мелкую моторику пальцев.
3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».
Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Третья неделя.
1. Массаж пальчиков (мячик еж). Игра «Колючий ежик».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать на-выки выразительности, пластичности движений.
2. Игра «Ежики и ежата» (вставить спички в большой и маленький пластилиновый комочек).
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зри-тельное внимание и пространственную ориентацию, активизировать сло-варь «игла».
3. Пальчиковая игра «Ежик».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Четвертая неделя.
1. Массаж пальчиков «Колечко».
Цель: стимулировать активные точки пальцев, развивать мелкую мускула-туру пальцев рук.
2.«Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями рыб.
2. Пальчиковая игра «Рыбки».
3. Пальчиковая игра «Лодочка».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Март.
Первая неделя.
1. Массаж пальчиков и перебирание бусин.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2. Игра «Бусы для мамы».
Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром.
3. Пальчиковая ирга «Помощники».
Цель: Развивать моторику пальцев.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка».
2. Игра «Светит солнышко».
Выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зритель-ное внимание и пространственную ориентацию; активизировать сло-варь «лучик».
3. Пальчиковая игра «Солнышко».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
1. Массаж. Игра с резинкой для волос
Я - пальчик первый, я большой!
Указательный - второй!
Третий пальчик - средний!
Четвёртый - безымянный!
А пятый мизинчик -
Он самый маленький, румяный!
Цель: стимулировать активные точки пальцев, развивать мелкую мускула-туру пальцев рук.
2. Пальчиковая игра «Птичка».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
3. «Червячки для грачей» - лепка из пластилина.
4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.
Четвертая неделя.
1. Массаж рук «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу.
Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
2. «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.
3. Игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
4. Пальчиковая игра «Динь – дилень».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Апрель.
Первая неделя.
1. Массаж пальчиков «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу.
Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
2. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).
Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей расстегивать и застеги-вать прищепки.
3. Пальчиковая игра «Игрушки».
Цель: Развивать соотношения движения рук.
Вторая неделя.
1. Массаж. Катание карандаша между ладошками.
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
2. Игра «Светит солнышко» (разложить лучики из счетных палочек вокруг желтого кружка).
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зритель-ное внимание и пространственную ориентацию; активизировать сло-варь «лучик».
3. Пальчиковая игра «Солнышко».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
1. Массаж крупными бусинами.
2. Игра «Достань бусинки ложкой из стакана».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
3. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки).
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указа-тельным пальцем.
4. Пальчиковая игра «Кто приехал?»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
Четвертая неделя.
1. Массаж. Игра с резинкой для волос
Я - пальчик первый, я большой!
Указательный - второй!
Третий пальчик - средний!
Четвёртый - безымянный!
А пятый мизинчик -
Он самый маленький, румяный!
2. Игра «Кто спрятался?» «в сухом бассейне».
3. Игра «Я рисую» (на подносе манная крупа).
4. Пальчиковая игра «Семья».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Май.
Первая неделя.
1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».
2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок».
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
3. Пальчиковая игра «Дарики - дарики».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
4. «Разноцветные крышечки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
Вторая неделя.
1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусин».
Цель: Учить детей катать бусины по очереди каждым пальчиком.
2. Игра «Кто больше соберет фасоли?»
(собираем фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком)
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. «Сухой бассейн» находим спрятанные предметы в емкости с горохом и фасолью.
4. Пальчиковая игра «Топ-топ».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
1. Игра «Собери горошинки» (фасоль в кастрюлю).
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование захвата указательным и большим пальцем.
2. Игра «Чудесный мешочек».
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (игрушки).
3. Пальчиковая игра «Дождик лей».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Четвертая неделя.
1. Игра «Красивый одуванчик» (вставить спички в пластилиновый комочек.)
2. Пальчиковая игра «Наши алые цветы».
3. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бу-маги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
Литература:
1.«Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный Санкт – Петер-бург 1997г.
2. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02.1998г.
3. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н. В. Нищева Санкт – Петербург 2008г.
4. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольни-ков» Т. Б. Полянская Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011г.
5. Интернет ресурсы.