Калимуллина Амина
Рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Уразовский детский сад
Учитель-логопед : Исмаилова Л. М
Пояснительная записка
РЕБЁНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ДИАГНОЗ СИНДРОМ ДАУНА)
Синдром Дауна – одно из самых распространенных генетических нарушений. Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600 – 800 новорожденных. В нашей стране чаще всего используется термин «болезнь Дауна». Причем нередко говорится, что это «неизлечимая болезнь». Некоторые специалисты утверждают, что существует даже два диагноза: Болезнь Дауна и синдром Дауна. Они уверяют, что состояние ребенка зависит от того, имеется ли у него болезнь или синдром. Подобные утверждения являются крайне не корректными и абсурдными.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Темочки
Синдром Дауна не является болезнью. Слово «синдром» означает определенный набор признаков или особенностей. В первые признаки людей с синдромом Дауна описал английский врач Джон Лэнгтон Даун в 1866 году. Его имя и послужило названием для данного синдрома – синдрома Дауна. Однако лишь 1859 году французский ученый Жером Лежен обнаружил причину синдрома. Причиной, которая вызывает синдром Дауна, является лишняя хромосома.
Каждая клетка человеческого тела обычно содержит 46 хромосом. Хромосомы несут в себе признаки, которые наследует человек от родителей, и расположены они парами – половина от матери, половина от отца. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома, то есть имеет место так называемая трисомия, поэтому в клетках организма, оказывается, по 47 хромосом. Диагноз «синдром Дауна» может быть поставлен только врачом – генетиком с помощью анализа крови, показывающее наличие лишней хромосомы.
Дополнительная хромосома появляется в результате случайности при образовании яйцеклетки и сперматозоида, либо во время первого деления клетки, которое следует за оплодотворением (т. е. когда яйцеклетка и сперматозоид сливаются). До сих пор не сложилось однозначного мнения о том, что служит причиной такой генетической аномалии. Дети с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния или экологии. Такие дети рождаются в семьях академиков и строителей, президентов и безработных.
Синдром Дауна – врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Это одна из наиболее распространенных форм умственной отсталости; ею страдает примерно 10% больных, поступающих в психиатрические лечебницы. Для больных с синдромом Дауна характерно сохранение физических черт, свойственных ранней стадии развития плода, в том числе узких раскосых глаз, придающих больным внешнее сходство с людьми монголоидной расы, что дало основание Л. Дауну называть в 1866 данное заболевание «монголизмом» и предложить ошибочную теорию расовой регрессии, или эволюционного отката. На самом деле синдром Дауна не связан с расовыми особенностями и встречается у представителей всех рас.
ХАРАКТЕРИСТИКА.
Помимо уже упоминавшихся особенностей строения глаз у больных с синдромом Дауна выявляются и другие характерные признаки: маленькая округлая голова, гладкая влажная отечная кожа, сухие истонченные волосы маленькие округлые уши, маленький нос, толстые губы, поперечные бороздки на языке, который зачастую высунут наружу, т. к. не помещается в полости рта. Пальцы короткие и толстые, мизинец сравнительно мал и обычно загнут вовнутрь. Расстояние между первым и вторым пальцами на кистях и стопах увеличены. Конечности короткие, рост, как правило, значительно ниже нормы.
Интеллект больных обычно снижен до уровня умеренной умственной отсталости. Коэффициент интеллектуального развития колеблется между 20 и 49, хотя в отдельных случаях может быть выше или ниже этих пределов. Даже у взрослых больных умственное развитие не превышает уровень нормального семилетнего ребенка. В руководствах традиционно описываются такие черты больных с синдромом Дауна, как покорность, позволяющая им хорошо приспосабливаться к больничной жизни, ласковость, сочетающиеся с упрямством, отсутствием гибкости, склонность к подражательству, а также чувство ритма и любовь к танцам. Однако систематические исследования, проведенные в Англии и США, не подтверждают этот образ.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ МАЛЫШ С СИНДРОМОМ ДАУНА ОТ ДРУГИХ ДЕТЕЙ?
Наличие этой дополнительной хромосомы обусловливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее, чем его ровесники развиваться и походить общие для всех этапы развития. Раньше считалось, что все люди с синдромом Дауна имеют тяжелую степень умственной отсталости и не поддаются обучению. Современные исследования показывают, что практически все люди с синдромом отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой группы их интеллектуальный уровень сильно различается от незначительного отставания до средней и тяжелой степени отставания. Все-таки большинство детей с Синдром Дауна могут научится ходить, говорить, читать, писать, вообще, делать большую часть того, что умеют делать другие дети, нужно лишь обеспечивать им адекватную среду жизни и соответствующие программы обучения.
Люди с синдромом Дауна могут гораздо лучше развить свои способности, если они живут дома, в атмосфере любви, если в детстве они занимаются по программам ранней помощи, если они получают специальное образование, надлежащее медицинское обслуживание и ощущают позитивное отношение к себе общества.
- Медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха.
- Замедленный темп артикулирования.
- Дизартрия. Дети, которым присуща дизартрия, испытывают трудности со всеми движениями рта и лица. Им сложно не только произносить звуки, но и жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи.
- Словарный запас очень мал. Пассивный словарь превышает активный.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. У детей с синдромом Дауна :
• Медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха.
• Замедленный темп артикулирования.
• Дизартрия. Дети, которым присуща дизартрия, испытывают трудности со всеми движениями рта и лица. Им сложно не только произносить звуки, но и жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи.
• Словарный запас очень мал. Пассивный словарь превышает активный.
• Дети входят в группу риска по адаптации в социокультурном пространстве.
ПРАВИЛА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЕЛАЙТЕ:
• 1. Всегда слушайте ребенка.
• 2. Смотрите, как будто Вы слушаете.
• 3. Желайте ждать ответа.
• 4. Примите факт, что ребенок решает, ответить или нет; это - его выбор.
• 5. Ответьте на то, что он говорит.
• 6. Приветствуйте с энтузиазмом каждое усилие, которое ребенок предпринимает, чтобы говорить.
• 7. Назначьте значения на определенные звуки, которые ребенок неоднократно говорит.
• 8. Используйте реальные слова, когда говорите с ребенком.
• НЕ ДЕЛАЙТЕ:
• 1. Не используйте "детский лепет" с ребенком.
• 2. Не игнорируйте ребенка.
• 3. Не задавайте вопрос и не оставляйте время для него, чтобы ответить.
• 4. Не забудьте отвечать ему.
• 5. Не подражайте или высмеивайте звуки, которые он производит.
• 6. Не исправляйте его произношение.
• 7. Не пытайтесь вынудить его ответить.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Речь детей должна быть выразительной. Ребенку необходимо свободно владеть голосом, дыханием во время речи, соблюдать ритм, темп, интонацию, иметь достаточно развитый фонематический слух, слуховое внимание. Это непременные условия овладения грамотой.
1. Определение звучания игрушек. Возьмите 3-5 звучащих по-разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, ксилофон, пищащие и заводные игрушки) и предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (на 3-4 м, поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучавшую игрушку или воспроизвести ее звучание.
2. Определение места звучания игрушки. Откуда доносится звук?
3. Определение звука в быту (звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды, радио).
4. Определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц.
5. Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машина, трамвай, ветер, дождь, гром, шум толпы).
6. Выполнение просьб и поручений, не сопровождаемых жестами (дай, возьми, положи, принеси, подойди туда-то, открой, закрой, подними).
7. Перемещение предметов по заданию, например: взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, на пол).
8. Поменять местами игрушки, например зайку (на диване) и мишку (на полу).
9. На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать вам сразу 2 предмета, например домик и машинку, мячик и собаку и т. д. В дальнейшем задание усложните: попросите подать одновременно 3-4 предмета.
10. Повторение сочетаний звуков и слогов: А, У, О, И
А-У, А-И, О-А А-О-У, А-У-И, И-У-А АУ, УА, АИ, УИ, АУИ, УИА ТА, ПА, МА, НА, СА ТА-ТА, TATA МА-МА, МАМА ПА-ПА-ПА, ПАПАПА ТА-МА, ТА-МА-СА ТА-ТА-ПА и т. д.
Старайтесь использовать те звуки, которые у ребенка сохранны или отработаны.
Сначала при проведении этого занятия дайте ребенку возможность видеть ваше лицо, затем можно прикрыть лицо экраном или повернуть ребенка к себе спиной.
11. Повторение слов, сочетаний слов и небольших предложений:
домик и елка
лопата, ведро, песок
кошка, собака, корова, лошадка
синий мяч, большой дом
кошка спит, собака лает
корова дает молоко и т. д.
Ребенок стоит спиной к говорящему, и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя в них количество и порядок слов.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.
2. Дуть на лежащие, на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины, стараясь сдвинуть их с места.
3. Дуть на шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые (небольшого объема).
4. Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике, тарелке, миске с водой.
5. Задувать на резком (быстром) и длительном выдохе пламя свечи.
6. Поддерживать в воздухе пушинку или маленький кусочек ваты на длительном выдохе.
7. Надувать резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, "тещин язык"; дуть в дудочку, свистульку, играть на детском кларнете.
8. Надувать и пускать мыльные пузыри.
Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного речевого дыхания, продолжительного выдоха, развивают его силу. Эти упражнения можно сочетать с движением рук, туловища, головы.
9. Произнесение гласных звуков А, О, У, И и слогов в сочетании с движением рук (использование фонетической ритмики).
Движения выполняются в быстром и медленном темпе.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОДГОТАВЛИВАЮЩИЕ АРТИКУЛЯЦИЮ И ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ
Артикуляция - это работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок, необходимая для произнесения звуков речи.
1. Упражнения для лица (изменение мимики) :
- сделать лицо веселое (улыбнуться, засмеяться, сердитое (нахмурить брови, удивленное (поднять брови, плаксивое, спокойное, доброе;
- надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую.
2. Упражнения для губ:
- выпячивание губ трубочкой вперед и разведение их в стороны в сомкнутом виде;
- эти же движения с показом зубов (как при произнесении звуков Ш и С);
- щелканье плотно сжатыми губами (плотно сжать губы и с силой их разомкнуть);
- фырканье губами и произнесение "тпру" без голоса и с голосом.
3. Упражнения для языка:
- показать широкий и узкий язык;
- облизывание узким языком верхней и нижней губы;
- движения узким языком влево и вправо;
- быстрое движение узким языком по верхней губе с голосом ("колокольчик");
- движение широким языком вперед -назад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом ("болтушка");
- удержание широкого и узкого языка на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами;
- пощелкивание языком (присасывание языка к небу и оттягивание вниз - "лошадка").
4. Упражнение для мягкого нё ба:
- опускание и поднимание нёбной занавески (похрапывание, покашливание, имитация полоскания горла водой).
5. Игры.
ШАРИК
Губы выпятить трубочкой вперед, как при надувании шарика; при словах "шарик лопнул" губы раздвинуть и произнести долгий звук Ш.
ЛОШАДКА
Сидя на стульчике, левую руку вытянуть вперед, сжав при этом кулачок, правой - взмахнуть и крикнуть: "Но!" Затем правую руку положить на левую и, слегка подпрыгивая на стульчике, щелкнуть языком, подражая цоканью копыт. На слово "приехали!" остановиться, потянуть руки на себя и сказать: "Тпру".
В игре "Поезд" использовать звуки у-, ч-, ч-, ч-, ш-.
РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Эта работа строится на игровом звукоподражательном материале. Начать ее лучше с произношения гласных звуков.
1. Звуковое подражание:
- укачиванию ребенка: а-а-а;
- гудению паровоза: у-у-у!;
- реакции на болевое ощущение: о! о! о!;
- плачу ребенка: а-а-а, ы-ы-ы, уа-уа-уа;
- крику в лесу: ау!
2. Подражание голосам животных: мяу, ам, му, ква, пи-пи, ко-ко, га-га, ку-ку, ме-ме, бе-бе.
3. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: би-би, ту-ту, динь-динь, тук-тук, бам-бам, тик-так.
4. Произнесение простых слов "дай", "на", "иди" и составление с ними коротких предложений типа: мама, дай; папа, на; баба, иди.
В процессе игры обучайте ребенка фразам: "У меня мяч" (или кукла, шар и т. д.).
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ И НАКОПЛЕНИЕ СЛОВАРЯ
Пополнять словарный запас ребенка следует, начиная с обобщенных понятий. Прежде всего, ребенок должен усвоить названия всех тех предметов и явлений, с которыми он наиболее часто соприкасается (названия частей тела, продуктов питания, посуды, мебели, одежды, обуви, головных уборов, инструментов, животных и птиц, овощей и фруктов).
Нужно, чтобы ребенок не только коллекционировал названия предметов и умел соотнести их с определенным понятием, но еще знал бы их назначение. Он должен понимать, для чего нужны инструменты, одежда, обувь, посуда, мебель; какую пользу приносят животные и птицы; признаки, свойства и применение овощей, фруктов и других продуктов питания. Например: руками работают, ртом едят и говорят, в кастрюле варят, на сковороде жарят, лопатой копают, молоко белое, вкусное, апельсин круглый, кислый, оранжевый и т. д.
Знакомить ребенка с особенностями указанных предметов можно не только по картинкам и в игре, но и во время экскурсий на природу, в зоопарк, в магазин, на почту. Не забывайте привлекать ребенка к участию в бытовом труде: учите его накрывать на стол, мыть посуду, наблюдать и посильно участвовать в приготовлении пищи, уборке постели и квартиры, называя все предметы и объясняя свои действия.
Во время занятий с ребенком следует использовать различные картинки, игры (лото, домино, кубики, читать и заучивать небольшие стишки, отгадывать загадки.
Хотя словарный запас ребенка еще невелик, добивайтесь, чтобы он пополнился глаголами: сидит, лежит, идет, стоит, едет, плавает, летает. Называйте действия, продемонстрированные на игрушках или на человеке либо изображенные на картинках. В этих целях используется лото типа: "Кто или что делает?", "Кто или что плавает?", "Кто или что летает?", "Кто или что едет?" и т. д.
Можно группировать картинки по действиям (сидит, стоит и т. д.) и побуждать ребенка составлять к ним короткие предложения: "Папа сидит", "Мама стоит", "Собака лежит" и т. д.
Содержание психолого-педагогической работы
по освоению образовательной области
«Речевое развитие»
ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ
Развитие понимания речи
Учить детей находить предметы, игрушки.
Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
Учить понимать слова обобщающего значения.
Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.
Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).
Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто, куда, откуда, с кем?.
Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.
Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
Лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».
Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.
Учить детей отгадывать предметы, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).
Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка).
Учить детей называть имена друзей, кукол.
Учить подражанию:
• голосам животных;
• звукам окружающего мира;
• звукам музыкальных инструментов.
Учить детей отдавать приказания : на, иди, дай.
Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут.
Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.
Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.
Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).
Развитие внимания, памяти, мышления
Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки).
Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.
Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики).
Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики).
Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя).
Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю» : шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.
Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали. Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш.
Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки.
Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).
Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги).
Учить определять лишний предмет из представленного ряда:
• 3 красных кубика и 1 синий;
• кукла, клоун, Буратино — шапка;
• шуба, пальто, плащ — шкаф;
• красная машина, красная лодка, красный пароход — желтая машина.
Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей.
Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.
Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные. шары»)
0