МААМ-картинки

Рабочая программа «Дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Антонина Мосолова
Рабочая программа «Дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа «Дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Разработала: воспитатель ГБОУ Школа №1373 ОДО 2

Мосолова Антонина Арсентьевна

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа „Дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

На сегодняшний день изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается многочисленное количество научно-исследовательских работ педагогов и психологов. Исследования показывают то, что развитие в дошкольном возрасте, овладение литературным языком, творческих способностей, совершенствование речевых навыков, являются важными компонентами образованности в будущем, следовательно, формирование связной речи, а так же развитие умения содержательно строить высказывание и есть главная задача речевого воспитания дошкольников. Обусловлено это её социальной значимостью, а так же ролью в формировании личности. В связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) основой деления на образовательные области стали пять основных направлений развития ребёнка дошкольного возраста:

- социально-коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

- физическое развитие.

В отдельную образовательную область выделено речевое развитие. Согласно ФГОС ДО: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Для развития связной речи ребёнку нужно использовать различные дидактические игры, а так же проводить непосредственно образовательную деятельность.

Дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни.

В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и как средство нравственного воспитания. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Актуальность:

Овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач дошкольного учреждения, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодится в жизни. Поэтому именно с помощью дидактической игры я решила развивать связную речь детей.

Цель программы - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи:

1. формирование системы научных знаний о природе и обществе;

2. развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;

3. воспитание познавательных интересов, любознательности;

4. формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.

5. развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и детьми в разных ситуациях.

При разработке программы ориентировались на следующие принципы:

• Принцип доступности и последовательности;

• Принцип научной обоснованности и практической применимости;

• Учёт возрастных особенностей детей;

• Принцип индивидуализации; результативности; актуальности; межпредметности; наглядности; связи теории с практикой.

Срок реализации программы

Программа рассчитана для детей 5-7 лет.

Этапы реализации:

Первый этап:

- игры на развитие слухового внимания;

- игры на развитие лексической стороны речи;

- игры на развитие грамматического строя речи;

- игры на развитие связной речи.

Второй этап:

- пересказ небольшого произведения, сказки;

- составление рассказа по картине;

- составление рассказ из личного опыта;

- составление описательного рассказа.

- игры-драматизации, инсценировки.

Первый этап проходит в совместной деятельность и общении воспитателя с детьми в ходе режимных моментов (фронтальной, подгрупповой, индивидуальной, в виде дидактической игры).

Речевые игры (дидактические, словесные) проводятся в утренние, вечерние часы и на дневной прогулке, а также используются на речевых занятиях.

А второй этап в виде непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности воспитателя и детей во второй половине дня (фронтальной, подгрупповой форме).

Методы и приемы

Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения.

Формы и режим непосредственно образовательной деятельности

Занятия по обучению связной речи (составление рассказа по картине, составление рассказ из личного опыта, составление описательного рассказа, пересказ) проводятся 2 раза в неделю, в соответствии с перспективным планированием. Продолжительность занятий 20-25 минут. Занятия состоят из нескольких частей, объединённых одной темой.

В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая» гимнастика, упражнения для глаз, или упражнения на релаксацию, в конце каждого занятия подводится итог.

Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить речевую подготовку дошкольников и вывести их на уровень, достаточный для успешного обучения в школе.

Планируемые результаты

Воспитанники должны:

• Самостоятельно объяснять правила игры.

• Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине.

• Пересказывать небольшие литературные произведения.

• Отгадывать загадки.

• Подбирать к существительному прилагательное.

• Подбирать слова-антонимы.

Содержание программы (тематическое планирование)

Месяц Вид деятельности Программные задачи

Сентябрь

Д/И «Четвертый лишний» Дид. задача: Учить детей отличать игрушки от других предметов и объяснять их отличие.

Отгадывание загадок об игрушках Дид. задача: Обучение узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.

Д/И «Найди и назови» Дид. задача: Развитие дифференцированности восприятия, умения отличать объекты по форме, цвету и размеру, находить их по заданным признакам.

Составление загадок об игрушках.

Составление сравнительно – описательных рассказов.

Д/И «Что изменилось?» Дид. задача: Сравнение картин с изображением лета и осени.

Д/И «Ящик ощущений» Дид. задача: Расширять словарный запас, характеризуя предметы, их качества и свойства.

Д/И «Художественный салон» Дид. задача: Развивать умение устно описывать выбранный предмет; сосредотачиваться на чем-либо.

Д/И «Угадай, что получится» Дид. задача: Развивать творческое мышление, обучая детей видеть необычное в обычном, находить творческое решение проблемных заданий.

Д/упр. «Осень в городе» Дид. задача: Подбор признаков.

Д/упр. «Докажи, что на картине осень» Дид. задача: Учить узнавать явления природы по характерным признакам.

Октябрь

Д/И «Измени слово» Дид. задача: Упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Д/И «Третий лишний» Дид. задача: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Д/И «Четыре слова» Дид. задача: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.

Д/И «Подскажи словечко» Дид. задача: Развивать мышление, быстроту реакции.

«Кто может совершать эти движения?» Дид. задача: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость.

Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Дид. задача: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.

Д/И «Чьё, чьё? - Моё» Дид. задача: Упражнять в образовании притяжательных местоимений.

Д/И «Скажи ласково» Дид. задача: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции.

Ноябрь

Д/И «Назови профессии» Дид. задача: Активизировать словарь детей по теме «Профессии», развивать анализ и синтез.

Д/И «Что изменилось?» Дид. задача: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Д/И «Подбери подходящее слово» Дид. задача: Учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными. Развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Д/И «Два брата ИК и ИЩ». Дид. задача: Развивать словообразование при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Д/И «Кто больше назовет действий?» Дид. задача: развивать сообразительность, активизировать словарь.

Декабрь

Д/И «Когда это бывает?» Дид. задача: Закрепить зимние приметы.

Д/И «Найди спрятанную игрушку» Дид. задача: Учить ориентироваться в пространстве.

Д/И «Похож - не похож» Дид. задача: Учить сравнивать предметы; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Д/И «Угадай птицу по описанию» Дид. задача: Учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.

Д/И «Загадай, мы отгадаем» Дид. задача: Закрепить знания детей о зимующих и домашних птицах, назвать их признаки.

Д/И «Четыре времени года» Дид. задача: Знать признаки, характеризующие каждое время года.

Д/И «Назови действие» Дид. задача: Знать зимние явления; уметь заканчивать предложение педагога, подбирая по смыслу соответствующий глагол.

Д/И «Закончи мое предложение» Дид. задача: Учить устанавливать причинно-следственные связи; логически завершать предложения, поясняя причину события.

Д/И «Когда это бывает?» Дид. задача: Развивать связную речь. Дается описательный рассказ одного из времен года, дети его называют.

Январь

Д/И «Нужное слово» Дид. задача: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Д/И «Назови картинку и найди первый звук» Дид. задача: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Д/И «Назови картинку и найди первый звук» Дид. задача: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Д/И «Пойми меня» Дид. задача: Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Д/И «Если бы.» Дид. задача: Развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления - синтез, прогнозирование, экспериментирование.

Д/И «А я бы…» Дид. задача: Развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.

Февраль

Д/И «Месяцы и их последовательность» Дид. задача: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Д/И «Лови, бросай, дни недели называй» Дид. задача: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Д/И «Только на эту букву» Дид. задача: Закреплять знания детей о букве и звуке; воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.

Д/И «Кто чем управляет?» Дид. задача: Закреплять формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».

Д/И «Отгадай-ка!» Дид. задача: Учить описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Д/И «Подбери слово» Дид. задача: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Март

Д/И «Отгадывание загадок о весне» Дид. задачаа: Знать признаки весны; уметь отгадывать загадки, объясняя, по каким признакам угадан объект.

Д/И «Назови действия, которые происходят весной» Дид. задача: Знать признаки весны; уметь заканчивать предложение, называя соответствующее действие.

Д/И «Угадай птицу по описанию» Дид. задача: Учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.

Д/И «Хорошо – плохо» Дид. задача: Развивать связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества.

Д/И «Закончи предложение» Дид. задача: Употреблять понимание причинных связей между явлениями.

Апрель

Д/И «Кто где живет?» Дид. задача: Закреплять формы существительных предложного падежа.

Д/И «Что в чем?» Дид. задача: Закреплять формы предложного падежа существительных по теме «Посуда».

Д/И «Про кота» Дид. задача: Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Д/И «Я начну, а ты закончи» Дид. задача: Учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением. Развивать умение быстро находить точное слово.

Д/И «Расскажи про зайчика» Дид. задача: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному.

Д/И «Выбери правильное слово» Дид. задача: Развивать мышление, речевое внимание.

Д/И «Однородные сказуемые» Дид. задача: Учить подбирать однородные сказуемые.

Май

Д/И «Похожие слова» Дид. задача: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

Д/И «Придумай предложение» Дид. задача: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Д/И «Сравни предметы» Дид. задача: Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

Д/И «Скажи по-другому» Дид. задача: Учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Д/И «Найди рифму» Дид. задача: учить детей подбирать рифмующиеся словаю

Д/И «Верно ли это?» Дид. задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Особенности руководства дидактическими играми детей старшей группы

У детей старшего дошкольного возраста накоплен определенный игровой опыт. В связи с воспитательно-образовательными задачами, содержание дидактических игр отличается большой разнообразностью.

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать.

Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.

Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей («Витя, научи Алену складывать домик!»). Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).

Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель советует им распределять между собой роли в игре так, чтобы поставить ребенка, у которого не сформировались моральные нормы поведения, в такие игровые условия, когда он, выполняя роль, должен будет проявить внимание, доброжелательность, заботу о товарище, перенося затем эти качества в повседневную жизнь. Педагог широко использует пример сверстника, направляет игру, используя советы, напоминания. В игре дети должны проявить упорство при выполнении правил, вспомнить определенные события из окружающей жизни.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать детям название игры, отдельные игровые правила, поддержать интерес детей к дальнейшему продолжению игры. Дает оценку действиям детей, но следует помнить о том, что не каждая игра требует оценки, так как оценка может быть заключена в результате игры или нарушить хорошее настроение детей.

При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий. Необходимость повторности игры определяется и тем, что не все ее участники одинаково успешно овладевают всеми элементами дидактических игр до такой степени, чтобы они переходили в их самостоятельную деятельность. Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д.

Таким образом, можно сказать, что руководство дидактическими играми требует от педагога больших знаний, высокого уровня педагогического мастерства и такта.

Список используемой литературы

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании».

3. Бодраченко И. А. Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.

4. Васильева Л. «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозаика – Синтез» 2010 г.

5. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013 г.

6. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика-Синтез» 2012 г.

7. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.

8. Козлова С., Куликова Т. «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010 г.

9. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» - М: Дрофа. - 2013 г.

10. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» - М: Школьная Пресса. 2013 г.

11. Трегубова Л. С. Речевой задачник дошкольника – Ростов н/Д: Феникс, 2019 г.

12. Ушакова О. С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет» изд. Вентана - Граф – 2012 г.

13. Ушакова О. С. «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012 г.

14. Ушакова О., Щадрина Л. Журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012 г.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 ноября 2022 в 12:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Мосолова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД