Антонина Мосолова
Рабочая программа «Дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Рабочая программа «Дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Разработала: воспитатель ГБОУ Школа №1373 ОДО 2
Мосолова Антонина Арсентьевна
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа „Дидактические игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
На сегодняшний день изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается многочисленное количество научно-исследовательских работ педагогов и психологов. Исследования показывают то, что развитие в дошкольном возрасте, овладение литературным языком, творческих способностей, совершенствование речевых навыков, являются важными компонентами образованности в будущем, следовательно, формирование связной речи, а так же развитие умения содержательно строить высказывание и есть главная задача речевого воспитания дошкольников. Обусловлено это её социальной значимостью, а так же ролью в формировании личности. В связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) основой деления на образовательные области стали пять основных направлений развития ребёнка дошкольного возраста:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
В отдельную образовательную область выделено речевое развитие. Согласно ФГОС ДО: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Для развития связной речи ребёнку нужно использовать различные дидактические игры, а так же проводить непосредственно образовательную деятельность.
Дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни.
В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и как средство нравственного воспитания. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Актуальность:
Овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач дошкольного учреждения, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодится в жизни. Поэтому именно с помощью дидактической игры я решила развивать связную речь детей.
Цель программы - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
1. формирование системы научных знаний о природе и обществе;
2. развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;
3. воспитание познавательных интересов, любознательности;
4. формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.
5. развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и детьми в разных ситуациях.
При разработке программы ориентировались на следующие принципы:
• Принцип доступности и последовательности;
• Принцип научной обоснованности и практической применимости;
• Учёт возрастных особенностей детей;
• Принцип индивидуализации; результативности; актуальности; межпредметности; наглядности; связи теории с практикой.
Срок реализации программы
Программа рассчитана для детей 5-7 лет.
Этапы реализации:
Первый этап:
- игры на развитие слухового внимания;
- игры на развитие лексической стороны речи;
- игры на развитие грамматического строя речи;
- игры на развитие связной речи.
Второй этап:
- пересказ небольшого произведения, сказки;
- составление рассказа по картине;
- составление рассказ из личного опыта;
- составление описательного рассказа.
- игры-драматизации, инсценировки.
Первый этап проходит в совместной деятельность и общении воспитателя с детьми в ходе режимных моментов (фронтальной, подгрупповой, индивидуальной, в виде дидактической игры).
Речевые игры (дидактические, словесные) проводятся в утренние, вечерние часы и на дневной прогулке, а также используются на речевых занятиях.
А второй этап в виде непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности воспитателя и детей во второй половине дня (фронтальной, подгрупповой форме).
Методы и приемы
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения.
Формы и режим непосредственно образовательной деятельности
Занятия по обучению связной речи (составление рассказа по картине, составление рассказ из личного опыта, составление описательного рассказа, пересказ) проводятся 2 раза в неделю, в соответствии с перспективным планированием. Продолжительность занятий 20-25 минут. Занятия состоят из нескольких частей, объединённых одной темой.
В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая» гимнастика, упражнения для глаз, или упражнения на релаксацию, в конце каждого занятия подводится итог.
Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить речевую подготовку дошкольников и вывести их на уровень, достаточный для успешного обучения в школе.
Планируемые результаты
Воспитанники должны:
• Самостоятельно объяснять правила игры.
• Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине.
• Пересказывать небольшие литературные произведения.
• Отгадывать загадки.
• Подбирать к существительному прилагательное.
• Подбирать слова-антонимы.
Содержание программы (тематическое планирование)
Месяц Вид деятельности Программные задачи
Сентябрь
Д/И «Четвертый лишний» Дид. задача: Учить детей отличать игрушки от других предметов и объяснять их отличие.
Отгадывание загадок об игрушках Дид. задача: Обучение узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.
Д/И «Найди и назови» Дид. задача: Развитие дифференцированности восприятия, умения отличать объекты по форме, цвету и размеру, находить их по заданным признакам.
Составление загадок об игрушках.
Составление сравнительно – описательных рассказов.
Д/И «Что изменилось?» Дид. задача: Сравнение картин с изображением лета и осени.
Д/И «Ящик ощущений» Дид. задача: Расширять словарный запас, характеризуя предметы, их качества и свойства.
Д/И «Художественный салон» Дид. задача: Развивать умение устно описывать выбранный предмет; сосредотачиваться на чем-либо.
Д/И «Угадай, что получится» Дид. задача: Развивать творческое мышление, обучая детей видеть необычное в обычном, находить творческое решение проблемных заданий.
Д/упр. «Осень в городе» Дид. задача: Подбор признаков.
Д/упр. «Докажи, что на картине осень» Дид. задача: Учить узнавать явления природы по характерным признакам.
Октябрь
Д/И «Измени слово» Дид. задача: Упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
Д/И «Третий лишний» Дид. задача: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
Д/И «Четыре слова» Дид. задача: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.
Д/И «Подскажи словечко» Дид. задача: Развивать мышление, быстроту реакции.
«Кто может совершать эти движения?» Дид. задача: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость.
Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Дид. задача: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.
Д/И «Чьё, чьё? - Моё» Дид. задача: Упражнять в образовании притяжательных местоимений.
Д/И «Скажи ласково» Дид. задача: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции.
Ноябрь
Д/И «Назови профессии» Дид. задача: Активизировать словарь детей по теме «Профессии», развивать анализ и синтез.
Д/И «Что изменилось?» Дид. задача: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.
Д/И «Подбери подходящее слово» Дид. задача: Учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными. Развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.
Д/И «Два брата ИК и ИЩ». Дид. задача: Развивать словообразование при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Д/И «Кто больше назовет действий?» Дид. задача: развивать сообразительность, активизировать словарь.
Декабрь
Д/И «Когда это бывает?» Дид. задача: Закрепить зимние приметы.
Д/И «Найди спрятанную игрушку» Дид. задача: Учить ориентироваться в пространстве.
Д/И «Похож - не похож» Дид. задача: Учить сравнивать предметы; развивать наблюдательность, мышление, речь.
Д/И «Угадай птицу по описанию» Дид. задача: Учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.
Д/И «Загадай, мы отгадаем» Дид. задача: Закрепить знания детей о зимующих и домашних птицах, назвать их признаки.
Д/И «Четыре времени года» Дид. задача: Знать признаки, характеризующие каждое время года.
Д/И «Назови действие» Дид. задача: Знать зимние явления; уметь заканчивать предложение педагога, подбирая по смыслу соответствующий глагол.
Д/И «Закончи мое предложение» Дид. задача: Учить устанавливать причинно-следственные связи; логически завершать предложения, поясняя причину события.
Д/И «Когда это бывает?» Дид. задача: Развивать связную речь. Дается описательный рассказ одного из времен года, дети его называют.
Январь
Д/И «Нужное слово» Дид. задача: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Д/И «Назови картинку и найди первый звук» Дид. задача: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Д/И «Назови картинку и найди первый звук» Дид. задача: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Д/И «Пойми меня» Дид. задача: Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Д/И «Если бы.» Дид. задача: Развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления - синтез, прогнозирование, экспериментирование.
Д/И «А я бы…» Дид. задача: Развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.
Февраль
Д/И «Месяцы и их последовательность» Дид. задача: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Д/И «Лови, бросай, дни недели называй» Дид. задача: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.
Д/И «Только на эту букву» Дид. задача: Закреплять знания детей о букве и звуке; воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.
Д/И «Кто чем управляет?» Дид. задача: Закреплять формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».
Д/И «Отгадай-ка!» Дид. задача: Учить описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Д/И «Подбери слово» Дид. задача: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Март
Д/И «Отгадывание загадок о весне» Дид. задачаа: Знать признаки весны; уметь отгадывать загадки, объясняя, по каким признакам угадан объект.
Д/И «Назови действия, которые происходят весной» Дид. задача: Знать признаки весны; уметь заканчивать предложение, называя соответствующее действие.
Д/И «Угадай птицу по описанию» Дид. задача: Учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.
Д/И «Хорошо – плохо» Дид. задача: Развивать связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества.
Д/И «Закончи предложение» Дид. задача: Употреблять понимание причинных связей между явлениями.
Апрель
Д/И «Кто где живет?» Дид. задача: Закреплять формы существительных предложного падежа.
Д/И «Что в чем?» Дид. задача: Закреплять формы предложного падежа существительных по теме «Посуда».
Д/И «Про кота» Дид. задача: Учить согласовывать прилагательные с существительными.
Д/И «Я начну, а ты закончи» Дид. задача: Учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением. Развивать умение быстро находить точное слово.
Д/И «Расскажи про зайчика» Дид. задача: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному.
Д/И «Выбери правильное слово» Дид. задача: Развивать мышление, речевое внимание.
Д/И «Однородные сказуемые» Дид. задача: Учить подбирать однородные сказуемые.
Май
Д/И «Похожие слова» Дид. задача: Расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.
Д/И «Придумай предложение» Дид. задача: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Д/И «Сравни предметы» Дид. задача: Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.
Д/И «Скажи по-другому» Дид. задача: Учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
Д/И «Найди рифму» Дид. задача: учить детей подбирать рифмующиеся словаю
Д/И «Верно ли это?» Дид. задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Особенности руководства дидактическими играми детей старшей группы
У детей старшего дошкольного возраста накоплен определенный игровой опыт. В связи с воспитательно-образовательными задачами, содержание дидактических игр отличается большой разнообразностью.
В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать.
Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.
Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей («Витя, научи Алену складывать домик!»). Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).
Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель советует им распределять между собой роли в игре так, чтобы поставить ребенка, у которого не сформировались моральные нормы поведения, в такие игровые условия, когда он, выполняя роль, должен будет проявить внимание, доброжелательность, заботу о товарище, перенося затем эти качества в повседневную жизнь. Педагог широко использует пример сверстника, направляет игру, используя советы, напоминания. В игре дети должны проявить упорство при выполнении правил, вспомнить определенные события из окружающей жизни.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.
Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать детям название игры, отдельные игровые правила, поддержать интерес детей к дальнейшему продолжению игры. Дает оценку действиям детей, но следует помнить о том, что не каждая игра требует оценки, так как оценка может быть заключена в результате игры или нарушить хорошее настроение детей.
При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий. Необходимость повторности игры определяется и тем, что не все ее участники одинаково успешно овладевают всеми элементами дидактических игр до такой степени, чтобы они переходили в их самостоятельную деятельность. Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д.
Таким образом, можно сказать, что руководство дидактическими играми требует от педагога больших знаний, высокого уровня педагогического мастерства и такта.
Список используемой литературы
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании».
3. Бодраченко И. А. Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
4. Васильева Л. «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозаика – Синтез» 2010 г.
5. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013 г.
6. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика-Синтез» 2012 г.
7. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
8. Козлова С., Куликова Т. «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010 г.
9. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» - М: Дрофа. - 2013 г.
10. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» - М: Школьная Пресса. 2013 г.
11. Трегубова Л. С. Речевой задачник дошкольника – Ростов н/Д: Феникс, 2019 г.
12. Ушакова О. С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет» изд. Вентана - Граф – 2012 г.
13. Ушакова О. С. «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012 г.
14. Ушакова О., Щадрина Л. Журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012 г.