Наталья Валерьевна Бутакова
Путешествие в прошлое «Как хлеб на стол приходит»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в прошлое «Как хлеб на стол приходит»
Цель:
Продолжать знакомить детей с процессом производства хлеба (в настоящее время и прошлое)
Развивать мышление и умение ориентироваться в окружающем мире.
Воспитывать уважение к труду хлебороба и самому продукту.
Задачи:
Публикация «Путешествие в прошлое „Как хлеб на стол приходит“» размещена в разделах
Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать рассказ.
Совершенствовать монологическую форму речи, умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
Формировать умение безопасно работать с песком.
Интеграция областей: П+К+Б+ХТ
Активизация словарь: жернова, сноп, жнец, обмолотить, плуг, серп, цеп.
Оборудование и материалы
• Макет подворья, игра «машина времени», мнемотехника «Процессы производства хлеба» (в старину, СМАРТ «Что с начало, что потом», раздаточные картинки «Сделай по порядку», снопик, картинки колоска, каравай, села, русские народные костюмы, ящики с песком для рисования, музыка группы «Спейс» космическая
Предварительная работа.
• Заучивание пословиц, закличек, загадок – о хлебе.
• Рассматривание репродукций; А Васнецовой «На пашне», А. Платова «Сенокос», «Жатва»; Т. Яблонской «Хлеб»; картинок плуг, серп, жернова, борона, комбайн, трактор.
• Чтение энциклопедии М. Силеновой «Мы славяне», русской народной сказки «Колосок»
• Д\и «Профессии», «Сорта Хлеба», «Орудия труда»
Методические приемы:
СМАРТ доска, игровой момент, мнемотехника, экскурсовод на подворье, песочная страна.
Игровая мотивация
Воспитатель: Как наша Родина называлась в старину? (Русь) А вы хотите отправиться понарошку в прошлое. Как одевались люди в то время? (Женщины - рубаха, сарафан, панева на голове лента, плат праздничный головной убор-кокошник; мужчины- рубаха подвязанная кушаком, порты, а на ногах- лапти.)В современной одежде мы не попадем в прошлое. (педагог и дети одевают русские народные костюмы)Что нас может перенести в другое время? Конечно, специальная машина, так называемая «машина времени». Вот она. Приглашаю.
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель: Что нас может перенести в другое время? Конечно, специальная машина, так называемая «машина времени». Вот она. (сделана из напольных модулей) Приглашаю. Сейчас вы закройте глаза и сосчитаете от 10 до 1 (звучит фонограмма).
1-я часть.
Воспитатель: Ну вот мы с вами очутились в старинном русском селе. Здесь нет многоэтажных домов. Посмотрите, какие необычные дома, церквушка, часовня. (дети рассматривают картинку) А почему оно так называется -село? (Издавна люди строили себе дома,-избы по старому,- изба к избе, улица к улице вот и образовывалось поселение, поселок, село, от слова «селиться», «поселиться, т. е остановиться на житье)
- Верно наши предки селились у дремучих лесов, по берегам рек и озер. Как вы думаете почему (так было легче прокормиться)И названия сел чаще всего давали по названиям рек, озер, лесов. Как вы думаете, как называется это село? Подсказка. Какие деревья у околицы (ели) Как бы вы его назвали? (Еловка, Ельники, Лесное и. т. д.) Давайте подойдем к селу поближе (макет) Перед вами русское подворье. С подворьем нас познакомит Экскурсовод (ребенок).
Рассказ ребенка. (В центре двора стоит изба). В ней живут люди. А по двору расположены постройки: хлев - для скота, курятник для птицы, амбар для хранения зерна и съестных припасов, а еще колодец и банька. Чуть дальше огороды, на которых выращивали овощи для еды. Все это располагалось недалеко от избы, так и называлось подворье. Оно огораживается забором, изгородью, от слова городить).
Воспитатель. Да, здесь живет наверное большая семья, вон какое оно большое подворье, как много птицы, скота да и огород большой. Есть чем прокормиться. А еда у наших предков была простая да сытная и очень полезная: овощи, грибы, каша. Так и говорили раньше: «Щи да каша- пищи наша». А без чего не обходилось каждое застолье, вы узнаете, если отгадаете загадку. «Всем нужен, а не всякий сделает»? Вот он каравай, пышный да румяный (картинка)К хлебу всегда было особое уважение, хлеб – результат долгого и тяжелого труда. Ну, откуда хлеб к нам на стол приходит, вы хорошо знаете? Вот сейчас и проверим. Приглашаю пройти к СМАРТ и Магнитной доскам.
2-я Часть.
Воспитатель:
- Расположите картинки таким образом, чтобы было понятно как пришел хлеб от зернышка в поле, до каравая к нам на стол. (Составление рассказа детьми по цепочке. Затем два ребенка рассказывают сами.)
Рассказ детей: «Весной тракторист пашет поле и сеет зерно специальными приспособлениями. Зёрна прорастают, тянутся к солнышку. Агроном следит за развитием растения. Осенью хлеб поспел. Комбайнер убирает колосья, насыпает полный кузов зерна. Зерно привозят на элеватор, там его обчищают, просушивают и хранят. Вот зерно на заводе. Его засыпают в жернова, перетирают в белую муку. Муку привозят в пекарню. Пекарь месит тесто, печёт хлеб. Испеченный тёплый хлеб привозят в магазин. Все люди покупают хлеб. Кушают хлеб на завтрак, обед и ужин. Народ говорит: «Хлеб- всему голова».
Воспитатель: Как вы думаете, почему люди говорят: «Хлеб-всему голова»(Главный продукт питания, который придает силу и здоровье)А вот давным-давно было все иначе. Проходите за столы и послушайте внимательно мой рассказ. Вы его будете пересказывать (Мнемотехника)
Рассказ воспитателя: «Весной крестьянин плугом пахал землю и сеял в неё зёрна вручную. Зёрна прорастают, тянутся к солнышку. Если лето засушливое, то люди обращались к дождю «дождик, дождик поливай, будет славный урожай». Осенью хлеб поспевал, в поле выходили жнецы. Срезали колосья серпом. И вязали снопы. Снопы сушили на подворье. Обмолачивали цепами, а зерно складывали в мешки. Зерно везли на мельницу, перемалывали, перетирали-превращали в муку. Далее из муки месили тесто и пекли хлеб крестьяне сами для себя в русской печи, которая стояла в каждой избе. Кушали хлеб на завтрак, обед и ужин. Хлеб доставался крестьянам очень трудно, поэтому крестьяне говорили «Пот по спине, так и хлеб на столе»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Что с начало, что потом»(1ребенка у доски магнит. ,остальные выкладывают за столами. Что общего в этих двух цепочках? (процесс производство хлеба). Какие различия? Давайте, их сравним: Сейчас поле вспахивают трактором, а раньше (плугом)Сеют сеялкой, а раньше (руками)Жнут комбайном, а раньше (обмолачивали цепами)Сушат зерно на элеваторе,а раньше…Мелят зерно на заводе,а раньше (на мельнице)Пекут хлеб на пекарне, а раньше (сами в русской печи)А теперь послушаем ваши рассказы о том, как хлеб приходил на стол к нашим предкам(1ребенок рассказывает полностью и 2 по 1-2)Ребята что произойдет, если не будет комбайнов? Можно ли сейчас обойтись без пекарни? Что произойдет? Пекут ли хлеб мамы,бабушки? Если нет, то почему? Какие различия? Давайте, их сравним: Сейчас поле вспахивают трактором, а раньше (плугом)Сеют сеялкой, а раньше (руками)Жнут комбайном, а раньше (обмолачивали цепами)Сушат зерно на элеваторе, а раньше…Мелят зерно на заводе,а раньше (на мельнице)Пекут хлеб на пекарне, а раньше (сами в русской печи)А теперь послушаем ваши рассказы о том, как хлеб приходил на стол к нашим предкам(1ребенок рассказывает полностью и 2 по1-2)Ребята что произойдет, если не будет комбайнов? Можно ли сейчас обойтись без пекарни? Что произойдет? Пекут ли хлеб мамы, бабушки? Если нет, то почему?
3-я часть
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне. Да, труден труд хлебороба, поэтому и отношение к хлебу было, уважительное в нем слились 3 силы: солнца, земли и человеческого труда. И была такая русская традиция: «Первый снопик нового урожая украшали и с песнями несли домой, и ставили в красный угол (красивый) и хранили до нового хлеба, почитали его. Снопик состоит, из множества колосков если хотите, то давайте в память о нашем путешествии мы его нарисуем. Рисовать можно разными способами, но соблюдая определенные правила работы. Кто расскажет? Рисование на песке (песком) Ребята, вы настоящие художники. А как нужно обращаться с хлебом? Какой хлеб вы любите? Вот наше путешествие подошло к концу. Мы узнали много нового о наших предках- русичах, о их нелегкой жизни, труде. Давайте в знак уважения отвесим им низкий поклон. Проходите в «Машину времени»- нам пора возвращаться (звучит фонограмм)
Итог занятия. Рефлексия