Фомиченко Ольга
Конспект НОД «Путешествие в прошлое ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое ложки».
Цель: Развивать устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете — ложке, развивать самостоятельность, инициативу и творчество в познавательно- исследовательской деятельности.
Задачи:
[b]Познавательно развитие:[/b]
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в прошлое ложки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения ложки, с процессом ее преобразования человеком; дать представления о разнообразии ложек (разные по размеру, форме, цвету, материалам); конкретизировать знания о свойствах разных материалов (легкий – тяжелый, гнется – не гнется, тонет – не тонет, притягивается магнитом – не притягивается).
Развивающие: развивать познавательный интерес к скрытым свойствам материалов (дерево, металл, стекло, керамика, пластмасса, алюминий); развивать внимание, память, ассоциативное мышление, воображение.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории.
[b]Речевое развитие: [/b]
Образовательные: Учить самостоятельно высказывать свои суждения; учить детей в словообразовании, обогащать словарный запас детей (резьба по дереву, алюминий, ложкари)
Развивающие: развивать диалогическую речь; развивать умение самостоятельно рассуждать, высказывать свое мнение.
Воспитательные: воспитывать умение слушать других.
[b]Социально – коммуникативное развитие:[/b]
Образовательные: Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми.
Развивающие: развивать умение делиться своим замыслом, делиться советом.
Воспитательные: воспитывать умение оказывать дружескую помощь, уверенность в своих силах.
[b]Художественно – эстетическое развитие:[/b]
Образовательные: Учить проявлять инициативу и самостоятельность в подборе материала, использовании разнообразных средств выразительности.
Развивающие: Развивать эстетический вкус, творческий подход к деятельности; развивать технические навыки работы с разнообразными инструментами и материалами (ножницы, бумага, пластилин, краски, карандаши); развивать умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.
Воспитательные: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывать навыки сотрудничества, ответственности, аккуратности.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественно-эстетическое развитие.
Материал: сундучок, палочки, камни, ракушки, коллекция ложек из разных материалов, ноутбук, презентация: «Путешествие в прошлое ложки»; карточки – схемы для проведения экспериментальной деятельности, магнит, ёмкость с водой, музыкальная запись народной музыки, пластмассовые ложки на каждого ребёнка, гофрированная бумага, цветная бумага, карандаши, краски, пластилин для самостоятельной работы, ножницы, клей, салфетки.
Предварительная работа:
рассматривание разных, применяемых в быту; подбор стихов, загадок, пословиц, посвященных ложкам; опытно – экспериментальная деятельность с водой, магнитом.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, побежит тепло по кругу, очень рады мы друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и каждый поздоровается со своим соседом, называя его ласковым именем.
Воспитатель:. Посмотрите, какой красивый у меня сундучок. А что в нем вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.
Дети: Ложка!
Воспитатель: Правильно, ребята это ложка. (открывает сундучок показывает)
Воспитатель: Ребята, для чего человеку нужна ложка?
(Ответы детей).
Воспитатель:. Молодцы, оказывается, ложка- очень важный предмет. И без него невозможно обойтись. Ложка предназначена для переноса жидкой и полужидкой пищи; её можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварёшки.
Ложка — труженик простой,
Кран подъёмный городской,
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай скорее грузы,
Отправляй их прямо в рот.
Доедай всё сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтоб росли скорей ребятки
Словно овощи на грядке.
Воспитатель: А кто – нибудь из вас задумывался, когда и как появилась эта незаменимая помощница?
(ответы детей)
Воспитатель: А хотите ли вы об этом узнать?
Дети: Да.
Воспитатель:. А как мы это можем сделать? (предположения детей). А сегодня я хочу вам предложить отправится в путешествие по реке времени в прошлое ложки, и узнаем как появился этот необходимый предмет. Закроем глазки и послушаем, как шумит река, относит нас далеко, далеко.
Воспитатель: Смотрите куда мы с вами попали, в самые древние времена, когда люди ели мясо руками. (слайд 2).
Но однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палочку. Человек поднял кусок мяса за палочку и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали пользоваться палочками. (слайд 3) Как вы думает удобно ли было есть суп палочкой? (предположения детей, проведение эксперимента)
Палочкой суп не поешь, неудобно.
Как вы думает из чего сделал человек самую первую ложку?
Воспитатель: Древний человек брал камень и долбил его другим острым камнем. Посмотрите, что у меня на столе? (камни). Какие они? ( Дети обследуют камни, рассказывают об их свойствах – гладкие, шершавые, тяжелые). (слайд 4)
Как вы думаете, удобно было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень тяжёлая, края у неё были неровные, и во время еды она обжигала рот.
Воспитатель: Постепенно люди поняли, что деревянные и глиняные ложки гораздо удобнее. Первые деревянные и глиняные ложки были очень простые, без украшений. (слайд 5)
Воспитатель: Люди, живущие около морей, использовали ракушки, которыми было удобно загребать пищу. Позднее к ракушкам приделали ручки. Но такие ложки были достаточно хрупкими. (слайд 6) Что это? (Ракушки). У вас есть вода. Давайте попробуем зачерпнуть ракушками воду. Вода льётся, выливается, руки мокрые, зачерпывается мало воды. А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? А почему? (Ответы детей) Края острые, неровные. А чего не хватает? (Ручки). (проведение эксперимента удобно ли есть ракушкой)
Воспитатель: Там, где не было деревьев и глины, люди научились делать ложки из костей и рога. Эти ложки были более гладкими и легкими и не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками. Например, в древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости (Слайд 7).
Воспитатель: В Японии люди пользовались и пользуются до сих пор ложками-палочками, которые люди называют хаси (Слайд 8).
Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано. Простые русские люди с незапамятных времён ели щи да кашу деревянными ложками (Слайд №9).
Слайд 10 – Так выглядела старинная ложка, а это мастера ложечники.
Слайд 11 – Посмотрите, как делали деревянные ложки:
а) раскалывали полено на чурбаки,
б) разбивали чурбаки на мелкие чурочки – баклуши,
в) снимали все ненужное (сучки, неровности,
г) придавали ложке окончательную форму, украшали резьбой или узорами.
Воспитатель: Прошло время, и мастера-ложечники стали украшать ложки резьбой по дереву (Слайд № 12).
А короли и аристократы использовали серебряные (Слайд №13) и золотые ложки (Слайд №14).
Воспитатель: Время шло, и вид ложки изменился, стал простым и удобным. Но на этом человек не останавливается, и материалы, из которых их делают, тоже меняются. А еще есть ложки не простые, а подарочные, сувенирные. Их дарят или покупают на память о каких – нибудь памятных местах, или событиях. (слайд 15, 16, 17, 18, 19, 20)
Воспитатель: Ребята, я знаю место, где находится очень много ложек. Это место — музей ложек. Самый большой музей ложек находится в городе Нытве. (Слайд № 21).
Воспитатель: А вы бы хотели побывать в музее ложек? (ответы детей). Давайте произнесём волшебные слова: «Раз, два, три покружись и в музее окажись» .
(
Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столе лежит большое количество разных ложек.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь ложек. Какие они?. (Дети рассматривают ложки).
Посмотрите, ребята, из какого только материала не изготавливают ложки!
Из металла – металлические
Из алюминия – алюминиевые
Из дерева – деревянные
Из пластмассы – пластмассовые
Из стекла – стеклянные
Из керамики – керамические
Из фарфора – фарфоровые.
Воспитатель: А сейчас наиболее часто из какого материала изготавливают ложки? Верно, современная ложка сделана из металла.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а чем ещё отличаются ложки друг от друга? (форма, размер, цвет, материал). А чем ещё? А как мы можем узнать? (провести эксперимент). Давайте пройдем в свою лабораторию и проведем несколько экспериментов с ложками, чтобы узнать, чем же они похожи и чем отличаются друг от друга. Но чтобы попасть туда нужно одеть специальную одежду.
( Дети одевают фартучки и проходят в лабораторию).
Воспитатель: А провести опыты нам помогут карточки- схемы.
• 1 карточка с изображением воды. Что мы сможем узнать в этом опыте? ( Какие ложки тонут в воде, а какие нет).
ОПЫТ С ВОДОЙ: Ложки одну за другой опускают в таз с водой и определяют, что две ложки - из нержавеющей стали и алюминиевая утонули сразу, а деревянная и ложка из пластмассы держатся на поверхности воды.
Воспитатель: Как вы думаете, почему две ложки утонули? (Они тяжёлые). А почему плавают на поверхности две другие ложки? (Они лёгкие). А если ложки в воде ведут себя по-разному, они одинаковые? (Разные).
• 2 карточка с изображением магнита. Что мы можем узнать в этом опыте? (Какие ложки магнит притягивает, а какие нет)
ОПЫТ С МАГНИТОМ: Все ложки проверяют с помощью магнита. Делают выводы.
• 3 карточка с изображением силового движения. Что мы сможем узнать в этом опыте? (Какой материал прочный)
ОПЫТ С СИЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ: дети начинают сгибать ложки: алюминиевая – гнется, пластмассовая - сломалась, деревянная и металлическая – не гнутся. (Дети делают вывод, что прочные материалы дерево и металл.)
Воспитатель: В России мастера-ложечники изготавливали и расписывали разными узорами ложки (Слайд № 22, расписывали ложки как героев сказок (Слайд №23, и с помощью этих ложек люди показывали детям сказки.
Воспитатель: А еще ложки бывают не простые, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, но и играть и даже танцевать. Еще в старину ложки на Руси использовали, как музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на ложках, называют ложкарями. (слайд 24)
Воспитатель: Дети, а у вы любите праздники? Почему? (Ответы детей). Ребята, скоро приближается праздник мам. Давайте поможем нашим ложкам к нему подготовиться? (Ответы детей).
Воспитатель: А какой же праздник без музыки, может быть вы захотите сыграть на ложках небольшой музыкальный номер?
Воспитатель: Какими ложками мы будем играть? (деревянными)
Ложки разные бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдёт любой.
(Звучит народная музыка, дети играют на ложках).
Воспитатель: Какой замечательный подарок — концерт! Ребята, а когда у вас бывают праздники кого вы, приглашаете? Вот и ложки на праздник пригласили гостей. А кого же они пригласили мы узнаем, поиграем в игру «Посуда».
[b]Игра с движением «Посуда».[/b]
Вот большой стеклянный чайник (Надули животики, одна рука на поясе,
Очень важный, как начальник. другая изогнута, как носик).
Вот фарфоровые чашки- (приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни, разобьются.
Вот серебряные ложки- (тянутся вверх, руки смыкают над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос- (руки вытягивают перед собой в форме круга)
Воспитатель: Ребята, а еще на праздник вы все одеваете красивую праздничную одежду и встречаете гостей. А наши ложечки тоже хотят принарядиться на свой праздник, но у них нет нарядных платьев. А как мы может помочь ложкам, стать нарядными?
(Предложения детей).
Самостоятельная творческая деятельность детей: дети выбирают из разного материала (цветная бумага, салфетки, гофрированная бумага) наряд для ложки и изготавливают платье, украшают лица ложечек (пластилином, рисуют карандашом, красками). Дополняют свои работы другими предметами декора. Ставят ложечки в хоровод.)
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться домой в детский сад. Дети закрывают глаза, слушают звуки волн, произносят слова: «Раз, два, три, вот и в группе мы!»
Воспитатель: Ребята, ничего не стоит на месте. Идёт время, и благодаря знаниям и умениям человека, всё вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется одежда. Сегодня мы увидели, как появилась и изменилась ложка — простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные красивые ложки.
Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в нашем путешествии.
(Дети делятся своими впечатлениями)