Инна Копылова
Конспект занятия «Как хлеб на стол пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания, познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий, закрепить знания пути хлеба от поля до стола, расширить представления детей о тружениках, которые занимаются выращиванием хлеба, развивать логическое мышление, речь, воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Публикация «Конспект занятия „Как хлеб на стол пришел“» размещена в разделах
Демонстрационный материал: предметные картинки на тему выращивания хлеба, схемы по сюжету украинской сказки «Колосок», иллюстрации из русских народных сказок.
Оборудование: магнитофон с аудиозаписями, хлебобулочные изделия из соленого теста, маски мышек и петушка, колосок.
Предварительная работа: чтение украинской сказки «Колосок», экскурсия на поле, сюжетно – ролевая игра «Магазин», рассматривание сюжетных картинок о работе на полях.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята! Сегодня нас ждет очень интересная работа, которую я предлагаю начать с отгадывания загадки. Послушайте меня внимательно и дайте свой ответ.
Отгадать легко и быстро,
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(хлеб)
- Молодцы, вы правильно сказали. Это - хлеб. А сейчас давайте отправимся в чудесный хлебный магазин «Колос». Посмотрите, как много в нем хлебобулочных изделий. Хотите их купить? (Да) Так как магазин наш чудесный, предлагаю расплатиться за товар волшебными словами.
- Давайте посмотрим, что вы купили. (хлеб, батон, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, торт и др.)
- Что это у вас? Как можно назвать одним словом? (хлебобулочные изделия)
Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда – то попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Но они были очень твердыми и жевать их было неудобно. У вас на столах в тарелочках стоят такие зерна, потрогайте их внимательно рассмотрите. Как вы думаете, если бы нам на обед подали зерна вместо хлеба, было бы хорошо? (нет).
Поэтому люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки делать тесто. Раньше хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным как сегодня. Но впоследствии мастера – пекари научились выпекать очень вкусный хлеб.
Без хлеба не обходилось не одного праздника. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси всегда потчивали хлебом и солью. Даже пословицы сложили: «Хлеб – всему голова», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед», «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска».
Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Все люди говорили: «Ржаной хлебушко, калачу дедушка»
Каравай
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Черный хлеб на столе –
Нет вкусней на земле.
(Я. Дагутите).
- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна и хлеб пекли из шелухи, из сушеных растений. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 гр.) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь.
Сегодня в магазине можно купить хлеба сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем явится на полке в магазине. А кто же занимается выращиванием хлеба на полях? (хлеборобы).
Хлеб.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким.)
На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна,с помощью которого можно накормить все страну. Каждый день в детском саду, школе, магазине пахнет душистым свежим хлебом. На хлебозаводах города Белгорода ежедневно выпекаются разнообразные хлебобулочные изделия.
- Ребята, давайте вспомним: люди каких профессий трудятся над выращиванием хлеба? (агроном, тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и др.)
Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, вносят удобрения и засыпают зерном.
Позже на полях появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот наши колосья созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.
Руки человека.
Склонила тяжелую голову рожь
Спасибо вам солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом, и сильным рукам, моим старым знакомым!
(Я. Дагутите).
С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время – осыпется зерно, пропадет урожай. От комбаинов тянуться вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Это огромные хранилища зерна, где оно может хранится много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.
- Как вы думаете, ребята, куда зерно отправляется дальше? (на хлебозавод). Правильно – на мельницу, где зерно перемалывают и из него получают муку. У вас на тарелочках насыпана мука, потрогайте ее руками. Какая она? (белая, воздушная, рассыпчатая)
После мельницы мука попадает в пекарню, где пекари пекут вкусный, душистый хлеб.
Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
- Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи руки прикасались к хлебу? (руки агронома, тракториста, комбайнера, шофера, грузчика, мельника, продавца).
Молодцы ребята. А чтобы закрепить полученные вами знания о пути хлеба с поля до нашего стола, давайте поработаем со схемами.
1 задание: соотнесите схему с тематической картинкой.
2 задание: расставьте тематические картинки в правильной последовательности.
- Вы справились с заданием и сделали все правильно.
_ Но все же хочу вам сказать, что самый вкусный хлеб получается, когда его печешь своими руками. Ваши мамы пекли вам что – нибудь? А вы им помогали?
- А теперь, предлагаю вам посмотреть внимательно на иллюстрацию. Из какой сказки герои? («Колосок»). Как их зовут, вспомните? (Круть, Верть, Петушок). О чем эта сказка?
К нам в гости пришли герои сказки «Колосок», давайте посмотрим, как Круть и Верть помогали Петушку.
Вбегают Круть и Верть, веселятся, прыгают, хохочут. Вдруг приходит Петушок с колоском и говорит:
- Эй Круть! Эй Верть! Где вы, бездельники?
- Мы здесь.
- Опять вы веселитесь, без дела скачете? Посмотрите какой я колосок нашел. Его надо обмолотить, зерно в мешок сложить, мешок на мельницу отвезти, муки намолоть, тесто замесить, пирогов напечь. Кто это будет делать?
- Только не мы! У нас лапки маленькие, пальчики слабенькие. Мы не умеем.
- Ну это не беда! Пальчики слабенькие мы сейчас потренируем.
Игра – потешка «Дружный пальчики»
Этот пальчик маленький,
Маленький удаленький,
Безымянный кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот - средний, длинный
Он как раз посередине.
Этот – указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Воспитатель: какие ребята молодцы! А теперь давайте все вместе вы, Петушок, Круть и Верть будем пироги печь. Смотрите на схему и выполняйте все вместе с нами.
Имитация «Печем пироги» (под музыку)
Засучили рукава – высыпали муку – налили воду – добавили соль – перемешали – побили тесто – раскатали- нарезали – напекли пирожков- разложили на противень- поставили в печь – испекли, понюхали – взяли все по пирожку – попробовали, съели – поблагодарили.
Петушок: ну что Круть, ну что Верть! Хорошо мы сегодня потрудились?
Круть: золотые руки не знают скуки
Верть: хочешь есть калачи – не лежи на печи!
Круть: худ обед, коли хлеба нет.
Верть: сделал дело, гуляй смело.
Воспитатель: спасибо вам, Круть, Верть, Петушок, чтот научили наших ребят, как правильно хлеб печь. Приходите к нам в гости еще.
- Итак ребята, давайте еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что же нового вы узнали? Что было особенно интересно?
На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за то, что так хорошо сегодня поработали.