Елена Воробьева
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Как хлеб на стол пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: формирование представления о практической жизни человека, трудовых навыков;
Задачи: формирование бережного отношения к хлебу;
Знакомство с культурой и традициями народов Дагестана, их песнями, танцами. Продолжить формирование активного словаря.
Воспитание трудолюбия.
Оформление зала: на центральной стене панно: наверху изображен аул, ниже –пшеничное поле и девушка-горянка с серпом в руках. Справа – ширма, закрывающая уголок с изображением очага и домашней утварью.
Дети входят в зал и рассаживаются.
Публикация «Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста „Как хлеб на стол пришел“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2016
Воспитатель: У народа есть слова: «Хлеб- всей жизни голова». Славится он первым на земле, ставится он первым на столе! Дети, а из чего делают хлеб (Из муки.) А муку? (Из зерна.) Когда сеют хлеб? (Весной.)
Ребенок: Знай, если плуг застынет в борозде,
Не поднимет по весне земли,
То ракеты не взлетят к звезде,
И застынут в море корабли. (Г. Б. Багандов)
Воспитатель: А вы знаете, что весной в Дагестане сеют хлеб в северных районах, а вот в южных районах его сеют осенью. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Потому что лето в южном Дагестане жаркое и хлеб выгорит, а зима теплая и хлеб созреет. А сейчас мы посмотрим, как хлеб сеют весной.
Ранней весной, еще в конце марта, вовсех аулах проводится праздник – «День первой борозды». И продолжить в поле первую борозду должен главный пахарь – земледелец, который уже не первый год выращивает зерно для всего села. Под фонограмму «Мычание коров» в зал входит пахарь с «быком»(взрослый и дети в костюмах, запряженным в бутофорский плуг. Они обходят зал по периметру – «распахивают поле». Пахарь погоняет быка покриком «Вог,а!»
Дети все вместе исполняют «Песню пахаря».
Пахарь останавливает «плуг» посередине зала.
Воспитатель и дети: (по очереди).
- Пусть быки устанут не от беготни, чтобы всходы эти были не пусты.
- От работы взмокнут пусть их бычьи спины – вот тогда и колос будет сильным.
- Чтобы тесно было колосьям на этом поле.
-И пусть пшеница колосится, как река весной.
- Пусть сыплется пшеница, подобно земле.
- Да получим богатые плоды.
-Чтобы был большой урожай, пусть пойдет сильный дождь.
- Чтобы и на камушках вырос урожай!
- Да уродит обильно пашня!
(Дагестанский фольклор).
Пахарь: Дети, давайте спросим у Зерна, что с ним будет дальше? (Проводится инсценировка стихотворения С. Увайсова «Кто ты?»).
Дети: (хором). Кто ты? Где ты?
Зерно: (ребенок в костюме). Я – зерно. Я в земле. Вокруг темно.
Дети: Разве хуже на свету?
Зерно: Пахарь бросил в темноту.
Дети: А какой же в этом прок?
Зерно: Из меня взойдет росток.
Дети: Что же будет с тем ростком?
Зерно: Станет тонким стебельком.
Дети: А зачем же стебельки?
Зерно: Чтоб созрели колоски.
Воспитатель: Чтобы зерно проросло, пахарь должен обязательно ухаживать за ним, поливать водой, а солнышко должно светить ярко- ярко.
Пахарь: Правильно! Еще с древних времен люди призывали весной солнце, чтобы оно согрело остывшую за зиму землю. (Дети исполняют песню-закличку «Солнце – золотой зарай»). Солнце согрело землю и даже высушило. А это совсем не полезно для хлеба. Он тоже пить любит! Разные народы Дагестана по-разному просили дождя. Например, на юге Дагестана звали Пешепая.
Входит Пешепай – ребенок в накидке из соломы и в соломенной шапке.
Ребенок: Человек Пешепай,
В бороде солома,
Тучи по небу гоняй
Под раскаты грома.
Воду, воду – полю, полю,
Чтобы хлеба было вволю.
Человек Пешепай,
Пашню нашу поливай. (перевод с лезгинского Ф. Скудры).
Пешепай обходит зал, дети брызгают на него водой.
Пахарь: А в высокогорных районах дождь просили по- другому. Знаете как? (Дети исполняют закличку «Тучка»)
Воспитатель: Вот и прошло лето: солнце грело всходы, дождик поил, а ветерок обдувал свежим воздухом, шевелил колосья. Наступила осень. Пора уже собирать урожай!
Рука, сжимающая хлеб,
Маши серпом без жалости.
Рука, сжимающая серп,
Не знай вовек усталости. (Г. Б Багандов).
Исполняется танец девочек с серпами.
Пахарь: Но когда хлеб созревает, он не сразу попадает к нам на стол и даже в магазин нескоро попадет. Сначала на мельнице зерно будет смолото, и уже потом в пекарне из муки будут печь хлеб. (дети инсценируют «Песню мельницы»).
Воспитатель отодвигает ширму: у «очага» мать месит тесто, вокруг нее дети. Все они учавствуют в инсценировке стихотворения «Чурек» Р. Рашидова, перевод с даргинского Л. Румарчук.
Говорила мать, муку
Сеять через сито:
- Так же, дети, на поля
Снег зимою сыпал.
Соли бросила в муку
Малые крупицы:
- Так же сеял ваш отец
Семена пшеницы.
Залила муку она
Свежею водою:
- Так же ливень по полям
Проходил весною.
И проворно две руки
Все перемешали.
- Так же вот весной поля
Мы бороновали.
Под напором ее рук
Аж трещит корыто:
-Так врезался в землю плуг, дождиком умытый.
На чуреке ложкой мать
Птицу рисовала:
- Сколько зернышек она
За лето склевала!
Говорила мать, чурек
Протыкая вилкой:
- Помню, крупный град пошел,
Вот как эти дырки!
А теперь в пекарню я
Побежала, детки,
Поиграйте во дворе
Или у соседки.
До чего же он хорош,
Да с овечьим сыром.
Сердце матери спокойно,
Если дети сыты.
(Мать достает из очага чурек, выходит на середину зала.)
Мать. На здоровье вам, дети!
Без хлеба жить нельзя на свете!
И с давних времен в горах говорят…
Дети: (хором). Кто с хлебом не ссорится, тот и богат.