Фатима Базарова
Конспект занятия «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомить детей с историей развития кукол оберегов и выполнить русскую обереговую куклу на основе традиционной технологии
Задачи:
• Привить интерес к русской обрядовой кукле как виду народного художественного творчества.
• Развивать навыки работы с различными материалами.
• формирование интереса детей к миру традиционной русской культуре, воспитание чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Ход занятия.
Ребята заходят в зал их встречают Затейница и Рукодельница.
Р: Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие. Я-Рукодельница!
З: А я Затейница! Будем вас встречать, привечать веселить Р: Да рукоделию учить.
Р: Походите, проходите на нашу выставку поглядите! Ниточки, иголочки выходите.
Танец
Р: Ребята, что это (показывает на кукол…
-Нравятся они вам?
-Как думаете они новые или старинные?
-Почему вы так думаете?
(Действительно такими куклами давно играли бабушки ваших бабушек)
-Посмотрите во что они одеты?
-Посмотрите из чего они сделаны (из соломы, ниток, сена, из лоскутов ткани)
Р: Этих кукол называют оберегами. Оберег от слова оберегают, охраняют от плохого.
Вы же знаете название этих кукол. Давайте расскажем гостям про них.
Ребенок 1:Вот эти куклы-неразлучники, они держаться за руки будто помогают друг другу (таких кукол дарили на свадьбу жениху и невесте на счастье, и они их хранили)
Ребенок 2:А эта кукла «День и Ночь». Эту куклу вешали над печкой или у входной двери. Утром хозяйка переворачивала светлую сторону и желала семье хорошего дня, а вечером она переворачивала на темную сторону и желала спокойной ночи.
---
Р: Посмотрите, какая интересная куколка, свернула в маленький кулечек! Раньше наворожённых детей плотно-плотно пеленали в пеленку, считалось, если положить в люльку к малышу такую куклу она будет оберегать его от всего дурного…
З: ребята а хотите узнать с чего все началось? Тогда садитесь по удобнее. Платочек поднимается---сказка начинается ( З и Р:--- поднимают платок которым накрыт мини театрик)
Сказка о волшебных лоскутах
В одной старенькой шкатулочке жили были лоскуточки. Когда то давным-давно они служили людям. У каждого лоскуточка в коробочке была своя судьба.
--апчи (вылез первый)-я например был когда то маминым платьем, она надевала его, когда было очень жарко и каждая моя горошинка пела-урра лето пришло.
---а яяяя (вылезает второй) у моих клеточек---вся жизнь в труде---папа носил меня, когда я был рубашкой сначала на службу а потом работал в ней на огороде. очень любил меня. но увы время беспощадно!
ну где ты там (в шкатулку-вылезай)
---а я когда то был любимой распашонкой Малыша… уж я стиран перестиран. ух, эх.
---а я ниточка. я случайно сюда попала.
Все лоскутки залезая обратно в коробку
---ничего, ничего смирись с судьбой, никому мы больше не нужны.
Так жили лоскуточки в старой шкатулке своими воспоминаниями о прошлой большой жизни. И каждый конечно в тайне мечтал попасть в большой мир снова…И вдруг.
---Где же они у меня?-услышали лоскутки знакомый родной голос, и руки Рукодельницы открыли душную шкатулку…
---Свобода!прошуршали лоскутки.
Хозяйка бережно взяла лоскутки и каждый из них будто понимал ее и передавал тепло былых лет.
---Здравствуй распашонка Малыша, сейчас я скручу тебя туго-туго. (скручивает тельце у куклы)
---о и ты ниточка от бабушкиной кофты здесь. (перевязывает ниткой)
---лоскуток от платья- будешь теперь нарядным платочком (повязывает пеленашке)
--- о и карман от папиной рубашки пригодится- будет тебе пеленочка.
И тут произошло чудо старые лоскутки переродились в новое дивное создание куколку пеленашку…
(включается гуление младенца)
Плачь ребенка
З: ох малышок проснулся, кушать захотел…скорее мастера и мастерицы дело отложите и сюда выходите, кашку нужно сварить, чтоб малыша накормить.
Народная игра «Каша»
Дети идут по кругу, в середине стоит ведущий-Каша
Кукла кашу нам варила
И ребятам говорила
По пояс крупицы
По ворот водицы
Мешаем, мешаем
Теперь убегаем. (ведущий ловит ребят)
Р: Как захотелось и остальным лоскуточкам снова стать нужными, ребята давайте мы им поможем? Подходите, выбирайте себе лоскуточки, и за дело принимайтесь.
Практическая часть под спокойную музыку, сопровождается слайдом с напоминанием процесса изготовления куклы. Р. и З. хвалят ребят.
Дети заканчивают работу. Раздается улюлюканье и плачь множества младенцев.
Р: Посмотрите ка, ваши куколки проснулись, давайте их успокоим, укачаем.
Колыбельная куплетик (или сами исполняем акапельное, или под фонограмму качаем)
Р: тсс… уснули наши куколки а мы с вами пока поговорим по душам… расспросим вас, что вы для себя новое узнали, что непременно бы снова повторили?
(Рефлексия) давайте мы подарим куколки, нашим гостям.
З: Спасибо вам ребята за старания! Спасибо гости дорогие вам за внимание!
Р: Тут и сказочке конец, а кто был с нами-молодец!
Сказочницы поднимают платок, накрывают шкатулку и куколок.