Махоткина Инна
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в королевство математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Верхнеуслонский детский сад «Радуга» Верхнеуслонского района
Республики Татарстан
ПУТЕШЕСТВИЕ В КОРОЛЕВСТВО МАТЕМАТИКИ
(непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе)
(возраст детей 5-6 лет)
Подготовила и провела: Махоткина Инна Владимировна.
С. В. Услон.
Ход непосредственно - образовательной деятельности
Тема: «Путешествие в королевство математики»
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие в королевство математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Цель: развитие познавательной деятельности детей.
Задачи:
Воспитательные задачи : воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Вызывать интерес к математическим занятия.
Развивающие задачи: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развивать слуховое внимание.
Образовательные задачи: упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших. чисел. Повторить знания о последовательности дней недели. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Методы и приемы:
Словесный – беседа с целью закрепить представление детей о составе чисел, вопросы, ответы, художественное слово.
Игровой- использование сюрпризных моментов, пальчиковая игра, игра «верно- неверно» (на закрепление знаний детей частей суток).
Наглядный – показ иллюстрации, слайдов, показ способов выкладывания счетных палочек, письмо с заданиями, замок с геометрическими фигурами, настольная игра «волшебный круг».
Практический- практическая работа со счетными палочками и геометрическими фигурами с целью развития внимания и применения знаний к заданной тематике.
Предварительная работа: сочинение и подготовка физ -минутки» Веселая зарядка», совместная работа с детьми по подбору инсценировок, чтение сказки
«Заколдованный замок».
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Раздаточный материал : набор карточек с цифрами на каждого ребенка, геометрические фигуры с полосками, листы бумаги с изображением «числовых домиков», части 1-го круга (по числу детей, счетные палочки.
Основная образовательная область: познание.
Интегрированные образовательные области: коммуникация, физ-минутка, художественная литература.
Структура:
1. Организационный момент.
2. Пальчиковая игра.
3. Порядковый и обратный счет.
4. Выкладывание по образцу.
5. Сравнение геометрических фигур.
6. Счет по порядку.
7. Физ-минутка.
8. Выкладывание геометрических фигур по словесному образцу.
9. Игра- испытание «верно-неверно».
10. Рисование воздушных шариков по предложенному счету.
11. Сложение «волшебного круга».
12. Итог занятия.
Ход занятия:
(1) Здравствуйте ребята, меня зовут Инна Владимировна.
А на тат. языке это звучит так:
Исенмесез балалар, минем исенем Инна Владимировна.
Ребята, я очень рада вас видеть. Посмотрите, у меня в руках мяч, но он не простой, а волшебный. С помощью этого мяча мы с вами ребята сейчас познакомимся. Встаньте пожалуйста в круг. Кому я сейчас брошу в руки мяч тот называет свое имя (происходит непосредственный контакт между воспитателем и ребенком).
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
Отлично!
А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).
Воспитатель: Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5!
Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 -
Дружно мы в кругу стоим!
А теперь посчитаем на тат. языке: бер, ике, оч,дурт, биш. 3
Дети вмести с воспитателем считают на тат. языке.
Молодцы! (Звучит релаксационная музыка). Садитесь на ковер.
(2) Воспитатель: ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
«Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».
Воспитатель: ребята, мы поможем жителям математического королевства?
Дели: Да, поможем.
Воспитатель: для начала мы ребята сядем за столы.
А путешествовать мы будем по волшебной дорожке, посмотрите на экран.
Я покажу схему нашего маршрута (схема дорожки, А вы должны ее запомнить и выложить у себя на столе счетными палочками. Смотрите внимательно и запоминайте. Только те из вас, кто правильно выложит дорожку, окажутся в сказочной стране.
Дети выкладывают маршрут из счетных палочек.
/\/\/\/\
Воспитатель: молодцы, вы справились с заданием.
(3) Воспитатель: ой, ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства.
Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
Ребята: ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке?
Дети: круг, квадраты, треугольник, прямоугольники.
Воспитатель: есть ли здесь одинаковые фигуры?
Дети: да есть, 3 треугольника, 4 квадрата, 2 прямоугольника.
Воспитатель: сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
Дети: сравнивают по форме, цвету, величине.
Воспитатель: чем фигуры отличаются?
Дети: цветом, размером.
Воспитатель: как вы считаете, какая фигура лишняя?
Дети: круг.
Воспитатель: почему?
Дети: потому что у него нет углов.
Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
(4) Воспитатель: а нас ждет следующее задание.
Итак, слушайте внимательно!
Злой волшебник заколдовал все цифры, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждой цифре встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи карточек с цифрами от 1 до 5 или до 10).
Воспитатель обращается к ребенку: - посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил. (проводится индивидуальный опрос малоактивных детей).
Воспитатель: попробуй посчитать по другому - обратный счёт от10 до 1.
Воспитатель: ребята, давайте проверим, какое цифру вы поставили между числами 3 и 5.
Дети: между 3 и 5 стоит 4
Воспитатель: какую цифру вы поставили между числами 7 и 9
Дети: между 7 и 9 стоит 8
Воспитатель: какую цифру вы поставили между числами 1 и 3
Дети: между 1и3 стоит 2
Воспитатель: назовите соседей цифры 6, 2, 4, 9;
Дети: сосед цифры 6 это 5 и 7; сосед 2 это 1 и 3; сосед цифры 4 это 3 и5;
Сосед цифры 9 это 8 и10 .
Молодцы, вы отлично справились и с этим заданием. Теперь каждая цифра заняла нужное место в числовом ряду
(5) Воспитатель: и я читаю следующее задание: (ФИЗМИНУТКА)
давайте немного отдохнем.
Вставайте из-за столов и выходите ко мне.
Нас ждет физ -минутка!
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
(6) задание:
(выкладывание по словесному образцу).
Королева математики во всем любит порядок. Вот и хочет она сейчас узнать, правильно ли вы ребята по команде можете выложить геометрические фигуры. А для начала вам ребята надо сесть на свои рабочие места.
Воспитатель: разложите ребята в верхней полосе 1 треугольник. 1 круг, 3 квадрата. На нижней полосе – 3 треугольника, 2 квадрата, 1 круг.
(Индивидуальная работа проводится по критериям деления активных и пассивных детей) .Воспитатель проводит индивидуальную работу с малоактивными детьми в разложении геометрических фигур в верхней полосе карточки и в нижней полосе карточки. Цель: активизировать ориентировку на заданной плоскости, развивать речь.
-Молодцы, справились с заданием.
(7) задание:
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам поиграть. игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.
-Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – топайте ногами
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку
- нельзя умываться по утрам
- днем ярко светит луна
- утром дети идут в детский сад
- ночью люди обедают
- вечером вся семья собирается дома
- в неделе 7 дней
- за понедельником следует среда
- после субботы идет воскресение
- перед пятницей стоит четверг
- всего 5 времен года
- весна наступает после лета
(8) задание:
Воспитатель: посмотрим, какое следующее математическое задание нам
приготовили.
Итак, вам нужно нарисовать в каждом домике столько воздушных шариков, сколько показано на крыше каждого дома. Приступаем.
Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.
(9) задание:
Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магического круга. Если мы, ребята, соберем магический круг в единое целое, колдун больше не сможет колдовать, и превратиться в доброго волшебника.
(Коллективная работа «собери круг» на полу; части круга по количеству детей).
Воспитатель: сложите свой круг в единое целое. - Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края).
Молодцы, злые чары сняты!
Итог занятия :
Воспитатель: ребята, что мы сегодня делали?
Дети: сравнивали геометрические фигуры.
Что мы говорили о геом. Фигурах?
Дети: что они похожи и различаются. Играли в игру «верно- неверно», раскладывали на полосках геометрические фигуры, раскладывали по порядковому счету карточки с цифрами, выкладывали маршрут из счетных палочек, считали от 1 до 5 и обратно по русский и на татарском,, играли в мяч, собирали из разных частей один круг.
Воспитатель: ребята, а вам понравилось наше занятие?
Дети: понравилось!
Воспитатель: что вам было особенно легко, что показалось трудным?
Дети: играть в мяч, собирать круг, разгадывать загадки.
А королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок. Заглянем в него? Посмотрите, это сладкие гостинцы!
Технологическая карта образовательной деятельности
Этапы непосредственно-образовательной деятельности.
Решаемые задачи. Деятельность воспитателя. Деятельность дошкольников. Ожидаемый результат.
1. организационный момент. Введение в игровую ситуацию. Организует внимание дошкольника. Добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения). Свободное общение и перемещение детей вовремя деятельности.
2. пальчиковая игра. упражнять в счете. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Мобильно понимать поставленную задачу. Интерес и выполнение поставленной задачи.
3. порядковый и обратный счет. Закрепить знание о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел. Создает условия для решений задачи. добровольное участие в порядковом и обратном счете. Дошкольники самостоятельно выполняют поставленную задачу.
4. выкладывание по образцу. вызвать интерес к самостоятельному выполнению математических задач. Способствует самостоятельной деятельности дошкольников. Самостоятельное
выполнение задачи. Дошкольники выполняют поставленную задачу.
5. сравнение геометрических фигур по образцу. закрепить умение детей сравнивать геометрические фигуры. Способствует формированию зрительного, мыслительного, слухового внимания. Дошкольники выполняют задания (каждый работает в своем темпе). Согласно заданию дошкольники сравнивают геом. фигуры (по цвету, форме и
величине).
6. счет по порядку. Упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном порядке. Способствует оперативному и самостоятельному решению поставленной задачи. Дошкольники ведут порядковый счет как с воспитателем, так и самостоятельно. Очередное
7. физ-минутка. Развивать двигательную активность через подвижную игру. Организует свою деятельность наравне с детьми. Дошкольники выполняют физические упражнения совместно с воспитателем. У детей положительно повышен
эмоциональный и физический тонус.
8. выкладывание геометрических фигур по словесному образцу. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, аргументации своего мнения. Создает необходимые условия для осуществления и выполнения данной задачи. Самостоятельное выполнение учебной задачи. Положительно выполнено задание (каждый работает в своем темпе).
9. игра-испытание «верно-неверно». Закрепить знание детей частей суток, дни недели, развивать речь, логику. В процессе игры организует самостоятельно мыслить логически, рассуждать, анализировать. оперативно реагируют на заданную задачу Выполнение поставленной задачи.
10. рисование воздушных шариков по предложенному счету. Развивать интерес к познанию, логическому мышлению, память. Побуждает детей к познанию нового задания, развивает интеллектуальную активность. Согласно заданному заданию, дошкольники самостоятельно выполняют задание (каждый работает в своем темпе). Дети в свободном общении со сверстниками и воспитателем успешно выполняют задание.
11. сложение «волшебного круга». воспитывать умение действовать в команде, интерес к познанию, активность. Организует дошкольников в команду, формирует умение рассуждать, анализировать, приобщает к общепринятым правилам (один говорит, все слушают). Дети формируются в команду, рассуждают, обсуждают, анализируют и выполняют задание всем коллективом. Коллективное решение выполняется правильно.
12. итог занятия. Анализ пройденного материала Обобщает и закрепляет пройденный материал. Повторяют, пересказывают пройденный материал. Положительные ответы.