Наталья Кирсанова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в королевство Математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в королевство Математики».
Цель: закрепление материала, изучаемого в средней группе.
Задачи:
Обучающие:
• закреплять навыки счета в пределах 5;
• совершенствовать умение находить порядковое место числа в ряду;
• совершенствовать умение различать и называть плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
• познакомить с геометрической фигурой овал;
• совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
• совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами (направо, налево).
Развивающие:
• развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве;
• развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки;
• развитие мелкой моторики;
• развивать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
Воспитательные:
• формировать умение работать в коллективе, умение самостоятельно выполнять задания.
• формировать положительный настрой на совместную работу с воспитателем.
Виды деятельности : познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.
Формы организации детей в совместной деятельности :
• фронтальные (одновременная работа педагога со всеми детьми группы);
• индивидуальная работа.
Методы и приемы:
• игровой метод (наличие воображаемой ситуации, наличие игровой ситуации);
• наглядный метод (материалы для индивидуальной работы, геометрические фигуры);
• словесный метод (ситуативный разговор, художественное слово, объяснение заданий);
• практический метод (выполнение заданий, рисование);
• показ способов действий, показ образца;
• вопросы, пояснение, объяснение, поощрение.
Предварительная работа:
• закрепить счет в пределах 5;
• закрепить знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
• изготовление раздаточного материала для занятия.
Прогнозируемый результат:
• дети повторят счет в пределах 5;
• повторят основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Оборудование:
музыкальное сопровождение (фоновая спокойная музыка для выполнения задания «Найди и нарисуй», восточная музыка для проведения орг. момента).
Материалы : 3 домика, мяч, дидактическая игра «Живые цифры», дидактическая игра «Бусы», дидактическая игра «Найди лишний предмет», дидактическая игра «Найди и раскрась», карандаши, магнитная доска, магниты, звездочки.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, проходите. Возьмемся все вместе за руки и у нас получится круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).
Актуализация знаний.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Вам интересно от кого это письмо? Сейчас я его открою и прочитаю.
«Здравствуйте друзья, в нашем математическом королевстве произошла путаница. Все числа перепутались в числовом ряду, геометрические фигуры забыли свои имена. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике, и хочу вас попросить помочь мне. Королева Математики.»
Ребята, ну что вы согласны помочь Королеве Математики? Тогда отправляемся путешествовать в математическое королевство. А на чем можно отправиться в путешествие? (На самолете, велосипеде, поезде, пешком). Раз наше путешествие необычное, то и транспорт будет необычным. Посмотрите. Что это? (Ковер-самолет). Ребята ковер-самолет может вместить только семь пассажиров. Посчитаемся, передавая мяч друг другу.
Воспитатель: Давайте сядем на ковер. (Звучит волшебная мелодия, под которую дети «попадают в математическое королевство»). Ребята, чтобы ковер-самолет приземлился нам необходимо пересчитать всех пассажиров в обратном порядке. (Дети считают в обратном порядке, передавая мяч друг другу.)
Закрепление материала.
Воспитатель: Вот мы и попали с вами в королевство математики. Но кто живет в этом королевстве? Давайте попробуем догадаться. (Дети подходят к первому домику). Узнаете? Да, здесь живут геометрические фигуры. Королева Математики приготовила нам загадки. Если вы знаете ответ, то не отвечайте, а поднимайте карточку с фигурой.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! –
Что ты видишь? (треугольник)
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам представить его рад, а зовут его … (квадрат)
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины … (круг)
Четыре угла, как квадрат я имею,
Но только квадратом назваться не смею,
И все же, похож на квадрат, между прочим,
Две длинные стороны, и две покороче … (прямоугольник)
Ребята, а какая фигура у нас осталась? Может кто-то из вас уже знает как она называется? Да, это фигура овал. Чем она отличается от других фигур?
Геометрические фигуры – большие озорники очень любят играть. А вы хотите с ними поиграть? (Да). Игра называется «Бусы». (Детям предлагается продолжить логическую цепочку из геометрических фигур. Тот, кто справился быстрее остальных, помогает другим детям. Оценивают правильность выполнения задания сами дети. Например: «Саша, посмотри, пожалуйста, правильно ли выполнила задание Света?»).
Молодцы, ребята. Сумели мы выполнить просьбу Королевы Математики? (Да)
Воспитатель: Когда мы выполняем задания, то устают не только наша голова и руки, но еще и глаза. Поэтому сейчас наши глазки отдохнут. (Проводится динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры». Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом, который читает воспитатель и дополняют пропущенные слова.)
Вот фигуры-непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
Будем глазками искать
К ним поближе подбегать.
Дружно глянем все налево.
Что там? Это же … квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
На четырех углах квадрат
Шагает, прямо как солдат.
(Дети шагают на месте)
Теперь вправо посмотрите,
Узнаете? Это – … круг.
И тебя мы отыскали.
Нас встречай, любимый друг.
Вокруг себя мы повернемся
И на место вмиг вернемся.
(Дети кружатся на месте)
Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура
Называется - … овал.
Прыгай, руки поднимай,
До овала доставай!
(Дети прыгают с поднятыми вверх руками)
Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем!
(Дети приседают)
Воспитатель: Отдохнули наши глазки. Путешествуем дальше. Вот и следующий домик. В этом домике живут логические задачки. Самые любимые, самые озорные. Они сейчас попробуют вас запутать, будьте особенно внимательны. (Проводится дидактическая игра «Найди лишний предмет». Дети должны найти лишний предмет из предложенных и обосновать свой выбор).
Воспитатель: А теперь немного отдохнем и поиграем с мячом. Встали все в круг. (Проводится дидактическая игра «Скажи наоборот». Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, ребенок кидает мяч обратно и называет противоположное по смыслу понятие. Например: длинный-короткий).
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много.
Воспитатель: Отправляемся дальше. А вот и третий домик. Посмотрите внимательно и скажите, кто здесь может жить? (Цифры) Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.
(Проводится дидактическая игра «Живые цифры». Дети взяв в руки по одной карточке с цифрой должны выстроиться в числовой ряд.)
Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием. Сумели мы выполнить просьбу Королевы Математики? (Да) Но вот наше путешествие подходит к концу и нам осталось выполнить последнее задание Королевы Математики. (Проводится игра «Найди и раскрась». Перед детьми лежит изображение домика составленное из геометрических фигур. Дети должны выбрать по одной геометрической фигуре, найти эту фигуру в изображении домика и раскрасить ее в тот же цвет.) (Воспитатель наблюдает за тем, как дети держат карандаш, следит за осанкой).
Воспитатель: А теперь я приглашаю всех на ковер самолет, чтобы совершить перелет в наш детский сад. (Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре самолете, «попадают в детский сад»). Друзья мои, вам понравилось путешествие? Ребята, какая игра для вас была самая легкая, что в ней понравилось? В какой игре испытывали трудности, почему? С какой геометрической фигурой мы сегодня познакомились?
Рефлексия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики. В благодарность от Королевы Математики я хочу вам вручить медали (самому активному, самому внимательному, самому любознательному, самому быстрому, самому смелому, самому находчивому).