Галина Милаева
Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в Королевство Математики. Деление квадрата на равные части»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
1. Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть, понимать, что целое больше каждой части, а часть меньше целого.
2. Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Учить порядковому счету в пределах 10, различать вопросы «сколько», «который», «какой» и правильно отвечать на них. Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Путешествие в Королевство Математики, Деление квадрата на равные части“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Квадрат. Геометрическая фигура
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
3. Закрепить знание цифр, умению называть цифры «соседи». В счете называть цифру на один больше названного числа или на один меньше названного числа.
4. Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, развивать пространственное воображение.
5. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед —назад, направо —налево).
6. Уточнить представление о частях суток, днях недели, временах года, закреплять их название и последовательность.
7. Закрепить умение различать понятия: выше- ниже, уже-шире, толще-тоньше,
Развивающие:
Развивать внимание, усидчивость, логическое мышление, самостоятельность, мыслительные способности детей.
Воспитательные:
Формировать у детей потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Материал :
Презентация, конверт с геометрическими фигурами с заданиями, шкатулка с подарками, цветные картонные конфеты, шары воздушные.
Раздаточный материал :
Геометрические фигуры- квадраты, ножницы, полоски одинаковой ширины и разной длины, карточки с цифрами, листы с рисунком по точкам.
Предварительная работа:
• Счет предметов до 10, деление круга пополам (на занятии по математике, конструирование с бумагой «тележка», «коляска»).
• Игры «Назови цифру», «Чей сосед», «Веселая неделька»
• Игры с ориентировкой в пространстве, закрепление правой, левой руки. «Назови, кто сидит слева, справа от тебя».
• Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих цифр. Цифры.
• Чтение сказок Т. Тимохиной «Один на два не делиться», Венгерской нар. сказки «Два жадных медвежонка»
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Слайд 1
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать начнем.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие в королевство Математики. Вы согласны? (ответ детей)
- Но сначала давайте сосчитаем, сколько вас, детей, собрались путешествовать. Правильно,10. Чтобы не потеряться во время путешествия, мы должны быть дружными, держаться друг за друга, помогать друг другу. Уверены в своих знаниях и силах?
- Я предлагаю отправиться в королевство на воздушных шариках (звучит волшебная мелодия, дети поднимают шары, медленно идут направо, потом налево). Вот и попали мы с вами в королевство Математики.
- Но кто живет в этом королевстве, кто правит им? Давайте познакомимся с ним.
Король этого королевства…Мудрый кот. Он приготовил нам испытание- загадку.
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … Квадрат. Слайд 2.
Теперь можно проходить за столы и занимать свои места. И мы сегодня покажем и расскажем Мудрому Коту, как можно разделить квадрат на 2 равные части. Также мы поможем выполнить ему другие задания.
I. Знакомство с новым материалом
Сегодня мы будем учиться делить квадрат на 2 равные части.
- Какого цвета у меня квадрат? (синий) А второй? (красный)
- Давайте вместе подумаем, как можно разделить квадрат на две части? Может кто догадался, как можно это сделать?
- Внимательно посмотрите и послушайте, как это буду делать я (показ). Сложу квадрат пополам, точно соединяя стороны и уголки квадрата, проглажу линию сгиба. Разрежу ножницами.
- На сколько частей я разделила квадрат?
- Равны ли части? Как узнать?
- Какой формы?
- Как вы догадались?
- Что больше – одна часть или целый квадрат?
- Давайте разделим ваш синий квадрат пополам (работа детей за столами).
- На сколько частей мы разделили квадрат? (две)
-Как назовем эти части? (половинки)
-Как называется каждая половинка(1/2) Слайд 3
- А сейчас давайте вместе разделим красный квадрат другим способом на 2 равные части. Возьмите квадрат красного цвета. Вместе со мной сложите противоположные углы, прогладьте сторону, разрежьте ножницами.
- Что у вас получилось? Какой формы части? (2 треугольника).
- Равны ли эти части? Как проверим?
- Покажите одну часть, 2 части. Что больше – одна вторая часть или целый квадрат? Что меньше? Слайд 4.
- Сегодня мы я думаю научились делить квадрат пополам, т. е на 2 равные части разными способами. У нас получилось 2 маленьких прямоугольника, 2 маленьких треугольника. На прошлом занятии мы делили что? (Круг) Как вы думаете, можем ли мы разделить полученные фигуры еще на 2 части? А на 4? Но делить их будем на следующих занятиях.
- Ребята, только геометрические фигуры можно делить? (ответы детей) Слайды 5,6,7,8,9,10.
- Мудрый Кот, я думаю, доволен нашей работой.
II. Повторение раннее изученного
Но он получил сегодня утром волшебное письмо от сказочных героев. Давайте его откроем. А внутри что? (геометрические фигуры) Письма в форме геометрических фигур. Давайте сосчитаем, сколько их. Какого цвета? Какой формы? На каждой фигуре - цифра, а на оборотной стороне задание от сказочного героя. Поможем Мудрому коту? Какую фигуру берем первой? Почему? (на нем цифра 1)
Воспитатель берет фигуру и загадывает загадку, написанную на ней:
Загадка:
Маленькая девочка по лесу идет,
И не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами прячется пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретиться девочке сейчас.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка) Слайд 11
• Звучит песня Красной Шапочки
- А вот и сама Красная Шапочка
- Она идет к бабушке. Что она несет ей? (Пирожки и горшочек масла). Но она очень любит свою бабушку и поэтому несет еще и конфеты. (выставляются на магн. доске)
- Какие конфеты? (разноцветные)
- Как узнать сколько конфет? (Надо сосчитать)
- Давайте сосчитаем. Сколько конфет? (хором)
- Итак, всего 10 конфет.
-Как мы считали? (слева направо)
-А если сосчитаем справа налево? (тоже 10) Молодцы!
-Значит, количество предметов не зависит от того, в каком направлении мы их считаем. Но принято считать слева направо.
- Какая по счету желтая конфета? (Желтая конфета по счету 3-я)
- Какая по счету голубая конфета?
- Какого цвета пятая конфета?
- Какая конфета находится перед малиновой?
- Молодцы, справились с заданием. Но здесь еще одно.
- На какие геометрические фигуры похожи предметы, которые я назову.
- Тарелка, дверь, крыша дома, грань кубика- рубика, огурец.
- Дети называют их (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, овал) Слайд 12
- Как их можно назвать одним словом? (геометрические фигуры).
- Сколько всего геометрических фигур (5)
- Что, похожее на квадрат (прямоугольник) есть в нашей группе?
- Хорошо! Вы правильно выполнили задания. Нам пора отправляться в следующую сказку, а Красной Шапочке надо идти в гости к бабушке.
Следующее письмо с цифрой… 2. Какая фигура? Какого цвета? (ребенок выбирает)
Воспитатель берет фигуру и загадывает загадку:
Загадка:
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спроса
Даже дырку на картине
Носом сделал…Буратино Слайд13
• Звучит песенка Буратино
- Приглашает всех он нас в мяч резиновый играть. (дети встают в круг)
Игра с мячом.
- Какое сейчас время года?
- Перечисли все весенние месяцы?
- Сейчас утро или вечер?
- Сегодня вторник, а завтра?
- Назови дни недели, начиная с понедельника.
- Какой твой любимый день недели?
- Кто стоит справа от тебя?
- Кто стоит слева?
- Кто стоит напротив тебя?
- В какое время суток мы спим?
- Молодцы! И с этим заданием справились. Буратино очень рад.
- Теперь берем фигуру с цифрой …3. Какая она? Какого цвета?
Воспитатель берет фигуру и загадывает загадку
Загадка:
Он не знает ничего. Вы же знаете его.
Мне ответьте без утайки. Как зовут его?. (Незнайка) Слайд 14
• Звучит песенка Незнайки
- Незнайка совсем забыл цифры. Ребята посмотрите на доску, все числа в числовом ряду перепутались. Давайте расставим их по порядку (инд. работа)
- Наш гость предлагает поиграть в игру «Молчанка». Я вам буду читать вопросы, а в ответ вы будете поднимать карточку с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя.
- Сколько пальцев на правой руке? (пять)
- Сколько глаз у светофора? (три)
- Сколько носов у двух собак? (два)
- Сколько ушей у двух мышей? (четыре)
- Сколько хвостов у двух котов? (два)
- Сколько ушек у трех старушек? (шесть)
- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (пять)
- Незнайка очень доволен и благодарит нас.
- Пора знакомиться с другим героем. Теперь берем фигуру с цифрой. 4. Какая она? Какого цвета?
Воспитатель берет фигуру и зачитывает загадку.
Загадка:
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый (Чебурашка) Слайд 15
• Звучит песенка Крокодила Гены
- Ребята, Крокодил Гена дал Чебурашке задание – построить заборчик для зверей в его зоопарке. Одному ему не справиться с таким заданием. Давайте поможем Чебурашке.
- Перед вами лежат цветные полоски. Какой ширины? Какой высоты?
- Постройте заборчик, начиная…девочки с самой высокой, а мальчики – с самой низкой. Какая полоска самая высокая, самая низкая? Слайд 16
- Все верно построили. Молодцы. Чебурашка благодарит нас. А мы продолжаем путешествие.
От кого же это письмо? Какая цифра на письме? Какого цвета? Какой формы?
Воспитатель берет фигуру и загадывает загадку
Загадка:
Толстяк живет на крыше.
Летает всех он выше,
Если ляжет рано спать
Ты с ним сможешь поиграть
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый …. (Карлсон) Слайд 17
• Звучит песня Карлсона
Карлсон любит пошалить.
Физкультминутка «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара (Дети поднимают и опускают плечи.)
Смотрит влево, (Дети поворачивают корпус влево.)
Смотрит вправо, (Дети поворачивают корпус вправо.)
Смотрит вверх, (Поднимают голову вверх.)
Смотрит вниз, (Опускают голову.)
Чуть присела на карниз, (Делают полуприседания.)
А с него свалилась вниз. (Резко приседают.)
- Карлсон приготовил вам занимательные задачки.
1. На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)
2. У Маши было 4 яблока. Все яблоки она отдала сестре. Сколько яблок осталось у Маши?
- На чем же Карлсону вернуться домой ведь мотор, оказывается, у него не исправен.
- Перед вами на прямоугольных листочках точки с цифрами. Соединим точки по очереди (по порядку) и увидим, что получится. Вот на автомобиле он и вернется к своему другу-Малышу. Пожелаем ему Счастливого пути!
III. Итог занятия
Игровое упражнение «Правильно пойдешь, клад найдешь».
По заданию воспитателя вызванный ребенок двигается в указанном направлении (2 шага вперед, 3 шага вправо, 1 шаг вперед). Если ребенок правильно выполняет задание, то он находит спрятанную игрушку.
Остальные дети следят за правильностью выполнения движений.
Вот и подошло к концу наше занятие и увлекательное путешествие по Математическому Королевству. Друзья мои, вам понравилось? (ответы детей). Ну, а теперь на нашем воздушном шаре вернемся в наш детский сад.
(звучит волшебная мелодия, под которую дети попадают в детский сад).
- Чем занимались мы сегодня?
- Тяжело было помогать Мудрому Коту?
- Ребята, что было самым интересным? Весёлым?
- А какое задание было самым лёгким?
- Какое задание вам показалось самым сложным?
- А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Дети: - Потому что мы очень дружные, умеем отгадывать сложные задания, помогаем друг другу. Работали в команде.
- Вы справились со всеми заданиями, потому что внимательно слушали меня, знаете теперь, как можно делить квадрат на 2 равные части, умеете считать в пределах 10, знаете геометрические фигуры, дни недели, части суток. Вы все старались, и Мудрый Кот приготовил вам сюрприз. После занятия вы откроете конвертики и узнаете, что там. Слайд 18
Я вами сегодня довольна. Всем спасибо. А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку. (дети делают свой выбор).