Ольга Рыбакова
Путешествие в долину вулканов. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы - извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности и удовольствии.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Публикация «Путешествие в долину вулканов, Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
1. Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов.
2. Формировать представление детей о природном явлении - извержение вулкана.
3. Формировать представление детей о неразрывной связи человека с природой.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.
2. В процессе экспериментирования, развивать следующие качества: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности, обогащать словарный запас.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
• Социально-коммуникативное развитие
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Рассматривание энциклопедий
2. Просмотр видеофильмов, презентаций об извержении вулканов
3. Опыты с водой, с песком, камнями
4. Изготовление макетов вулканов
5. Чтение сказок и легенд о вулканах
6. Инсценирование сказки «Речка и вулкан» (А. Бормашов)
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Видеофильм, глобус, макеты вулкана из ткани, веревочная лестница, тропинка с камнями, елочки, звери, костюм березки, речка (голубая ткань, канат, вертолет из стульев, лопасти, барабан, металлофон, бубны с крупой, огонь (красные помпоны, лава (красные и желтые шарфы, костюм речки (ободки на голову, 2 макета вулканов (сладкий и демонстрационный)
индивидуально на каждого ребенка:
Макет вулкана, эмблема вулкана, белые халаты, шапочки медицинские, нарукавники, сода, лимонная кислота (пакетик, пищевой краситель (в киндере, 0,5 стакана воды, шприц с жидким мылом, ложки одноразовые маленькие, салфетки.
Дети встают вокруг стола, перед ними на столе глобус.
- Сегодня я вам предлагаю отправиться в далекое путешествие на полуостров Камчатка. Мы будем настоящими учеными – вулканологами.
-Что изучают ученые – вулканологи? (вулканологи-ученые, ученые, которые занимаются изучением вулканов.)
-Зачем они изучают вулканы?
(исследуют характер и поведение отдыхающих гор, и могут предсказать извержение и предупредить людей об опасности)
- Почему мы отправляемся именно на Камчатку?
-Как вы думаете, это опасное путешествие к вулкану?
-Почему?
-Как защититься от огня, пепла, газов и камней?
-Чтобы защитить органы дыхания нам понадобятся маски (Одеть маски, костюмы).
-Но где находится Камчатка? Как туда попасть? Что нам поможет? (глобус)
ЗАГАДКА:
«На ноге стоит одной,
кружит, вертит головой.
Нам показывает страны, горы, реки, океаны?» (ГЛОБУС)
-Для чего нужен глобус? (отмечены страны, океаны).
Путешественникам без него не обойтись.
-Это макет нашей планеты
-Какого цвета глобус?
-Так почему ж он голубой,
наш дом родной,
наш шар земной?
- Голубым цветом обозначена вода на глобусе.
-Давайте найдем полуостров Камчатка. Полуостров Камчатка окружен двумя морями и Тихим океаном.
-Где мы с вами живем? Наш городок очень маленький, его не видно на глобусе. Но наш город окружен Уральскими горами, их мы сможем увидеть. (отмечено флажком)
-Как добраться до Камчатки, на каких видах транспорта? ( обсуждение проблемной ситуации: машина, поезд, самолет, корабль, вертолет)
-На вертолетной площадке нас ждет вертолет!
-Садимся в вертолет
- Пристегните ремни безопасности.
ВИДЕО
1) Наш вертолет взлетает. Пока мы летим, я расскажу вам о камчатке. Полуостров Камчатка омывается морями и Тихим океаном. Зимой здесь очень холодно и ветрено. Зима – длинная, а лето короткое. Последний снег тает только в августе. А высоко в горах снег лежит круглый год. Камчатка славится вулканами, которые то спят, то просыпаются. От извержения вулканов часто бывают землетрясения. Мы подлетаем к действующему вулкану, посмотрите какое красивое зрелище. Вулканы еще называют “ огнедышащими горами “.
2) Хотите заглянуть внутрь вулкана?
3) На камчатке около трехсот вулканов. Одни вулканы спят по 100 или 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими. Они дымят не переставая. Каждые 10 минут из них вылетают камни, пепел, пар, выделяются газы. Внутри вулкана температура около 1000 градусов. Там плавятся камни и песок. Горящая лава вытекает из кратера, сжигая все на своем пути. Затем лава застывает и превращается в твердую породу – пемзу. Посмотрите, какая огнедышащая река стекает по склону горы.
4) Извержение вулкана – это стихийное бедствие. Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города и целые страны. Вулканы приносят много бедствий и разрушений. Погибают растения, животные, разрушаются дома.
5) Вулканы приносят и пользу. Вулканическая грязь используется в медицине как ценное лечебное средство. Из вулканической пыли делают лекарства и удобрения. Почва вокруг вулканов очень плодородная. Вблизи вулканов выращивают рис, лучшие сорта кофе, виноград. Затвердевшую лаву используют в строительстве и медицине. Вулканы как лифты поднимают на поверхность много полезных веществ, даже драгоценные камни. Люди добывают серу, которую используют в медицине для приготовления мази, также используется для изготовления спичек.
-Ну, вот мы и прилетели. Выходим из вертолета и делаем разминку.
ФИЗМИНУТКА «ВУЛКАНЫ»
Вулканы начали играть, из жерла лаву извергать
(присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потрясти кистями, опустить руки вниз)
Вулкан гремит, вулкан пыхтит, как грозен он сейчас на вид
(поднимаем руки вверх, с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев, руки на пояс)
Но вот он начал уставать
Огонь в нем начал угасать
(руки вверх, медленное опускание рук, с одновременным приседанием)
Последний раз огнем дыхнул (сидя, долгий выдох)
И на десятки лет уснул (складывают руки под щеки, «засыпают»)
-Посмотрите, тропинка, а на ней разбросаны камни это, наверное,
вулкан здесь шалил, идем по тропинке, перешагивая камни.
-Куда привела нас тропинка? (к вулкану)
-Как вы думаете, это спящий или действующий вулкан? Почему?
-Сейчас мы попробуем разбудить вулкан с помощью сказки о речке и вулкане.
(девочки одевают костюм березки и речки. Мальчики-вулканологи одевают маски, берут в руки бубны)
Инсценирование сказки
Жил в одной из дальних стран
Старый дедушка вулкан.
Трубку целый день курил.
В небо чёрный дым валил.
Рядом речка протекала.
Рос за ней зелёный лес,
Ели, сосны до небес,
Жило в нём зверей немало.
Речка гору огибала,
Где вулкан в пещере жил
И ему она сказала:
“Ты всё небо закоптил!
Ну зачем дымить без толку,
Так и заболеть недолго. ”
Но вулкан не отвечал,
Речку пеплом посыпал.
Как-то утром шум раздался,
Над горой огонь поднялся,
Задрожало всё вокруг
И вулкан взорвался вдруг.
Лава потекла рекой,
Всё сжигая за собой.
Тут деревья закричали:
“Что нам делать, мы пропали!
Злой огонь всех уничтожит.
Кто спасёт нас, кто поможет,
Где защиты нам искать
И кого на помощь звать?”
Речку стали все просить
Пламя лавы потушить.
Речка лесу отвечала:
“Я вулкан предупреждала,
Что бы он бросал дымить,
Нужно старика лечить.
Лаву я водой залью
И огонь остановлю. ”
Лава к речке приближалась,
Та волною вверх поднялась
И на лаву понеслась,
Тут и схватка началась.
Пар поднялся над горой,
Всё закрыл туман густой,
Грохот, треск, вода кипит,
Лава, как змея, шипит.
Скоро стала уставать
И на гору отступать.
Речка в битве победила,
Пламя лавы погасила.
Лес её благодарит,
Радостно листвой шумит.
Перестал вулкан дымить
И в пещере мирно спит.
-Вот так речка усыпила вулкан.
-Сейчас мы с вами в лаборатории будем изучать извержение вулкана.
-Проходим на свои места за столами в лаборатории.
-Повторим правила поведения в лаборатории (на доске схемы с правилами поведения)
не шуметь
не мешать другим
не трогать руками глаза
не брать предметы и руки в рот
порошки брать только ложкой
- Перед вами макеты вулканов, которые вы сделали своими руками.
-Как называется чаша, в которой кипит магма? (кратер) Покажите.
-Как называется канал, по которому магма поднимается вверх? (жерло)
-Как называется магма, вытекающая из кратера? (лава)
-Какой формы вулкан? (конусообразной)
-Покажите склон вулкана.
Сейчас мы разбудим наши вулканы
Работаем по СХЕМЕ:
Засыпаем 2 ложки соды,
лимонная кислота, краситель,
5 капель жидкого мыла,
0,5 стаканчика воды заливаем в жерло.
- Приступаем к исследованию извержения вулкана
-Наблюдаем извержение вулкана.
-Давайте подойдем к доске и, издалека, посмотрим на нашу извергающуюся долину вулканов.
Какая красота у нас получилась!
Стихотворение (читает ребенок)
Захотел Вулкан чихнуть –
Поднялось давление.
Через жерло магма в путь,
Пустилась в приключение.
Пронеслась по жерлу вверх,
Прорвалась наружу,
С шумом, треском из прорех,
Разлилась. О, ужас!
Ученые должны записывать результаты своих опытов.
Вечером мы нарисуем вулканы.
ИТОГ:
- Вам понравилось путешествовать?
- Где мы сегодня побывали?
- Что исследовали?
- Как получили извержение вулкана?
- Вы очень любознательные и смелые путешественники и ученые.
- Но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который извергает сладкие подарки. (Из жерла достаю конфеты)
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!