Кожухова Е О
Конспект занятия «Путешествие по весне»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по весне» (обобщающая).
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; раcтет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).
Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Развивающая среда: модель времен года, картинки с изображением животных, картины на весеннюю тематику. Запись произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Содержание
Сегодня ребята мы с вами будем говорить об одном из самых чудесных времен года. Послушайте
стихотворение об этом прекрасном времени года. Это стихотворение написал Афанасий Фет.
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
Воспитатель: Дети, какое это стихотворение - веселое, грустное? А можно сказать, что оно торжественное? Почему всем радостно и весело? (Потому что солнце поднимается все выше, светит ярче. С крыш свисают сосульки. Когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручьи. Появляются проталины. На деревья и кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы. Просыпаются насекомые. Возвращаются перелетные птицы.)
Посмотрите на доску, расскажите, какое время года изображено справа от солнца? Слева от солнца? Над солнцем? Под солнцем? (Ребята выходят и называют времена года).
А теперь ребята давайте отправимся с вами в путешествие.
Наши братья - месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны.
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.
Это месяц – март. Перед вами лежат картинки, из которых мы должны с вами выстроить модель нашего месяца марта.
Март - первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?
Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает.
Как еще называют месяц март? «Утром весны», «утром года», «солнечником». Почему?
(Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы)
Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? (Март - месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель)
Что происходит в марте месяце с лесными обитателями? (Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц — под кустами)
Как ведут себя птицы в марте?
Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе».
Ребята, а кто знает какой праздник, мы отмечаем в марте? (международный женский день)
Ребята, а вы любите аттракционы? Сейчас я вам хочу предложить прокатится на карусели.
Физкультминутка.
Еле – еле, еле – еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра.
А теперь отправляемся дальше путешествовать по весенним месяцам (стихотворение)
Снег сошел. Запахло прелью
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
Это месяц – апрель.
Перед вами лежат картинки, из которых мы должны с вами выстроить модель нашего месяца апреля.
Апрель - средний месяц весны. В народе его называют «месяцем живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи)
Почему говорят, что «апрель почками красен»? (У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком)
Какие цветы расцветают в апреле? (подснежники.)
Что делают в апреле лесные обитатели? (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы.)
А сейчас я вам загадаю загадки о лесных жителях.
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется (медведь)
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)
Какие насекомые появляются в апреле? (В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые)
Какие птицы прилетают в апреле? (В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север)
Что делают в апреле люди? (Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук.)
А кто из вас знает, какой праздник отмечают в апреле месяце? (1 апреля – день смеха)
А сейчас ребята я прочту смешное стихотворение, но будьте внимательны, вы должны будете хлопнуть в ладоши на слова, которые в этом стихотворении лишние.
Прилетели птицы голуби, синицы,
Аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы голуби, куницы,
Прилетели птицы голуби, синицы, чибисы, стрижи, галки и чижи, комары, кукушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы,
чижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Пальчиковая игра
Тает снег, уходит лед,
И на речке - ледоход,
Скоро к нам придет апрель –
С крыш опять польет капель.
А теперь отправляемся дальше путешествовать (стихотворение)
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки,
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.
Это месяц – май.
Перед вами лежат картинки, из которых мы должны с вами выстроить модель месяца мая.
Расскажите о погоде в мае. {Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверкает молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга)
Почему май в народе называют «цветень»? {В мае распускаются в лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают дере вья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья - яблони, вишни, сливы.)
Как еще называют май? (Песенником.) Почему? (Прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец - соловей. Кукует в лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами.)
Какие праздники мы отмечаем в мае?
9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией.
Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде?
В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в саду деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.
А сейчас я хочу выучить с вами скороговорку о весне (на доске наглядность сосна, воробей)
Сидел воробей на сосне.
Заснул – и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Ребята вам понравилась эта скороговорка? О чем говорится в ней? Давайте попробуем проговорить ее в быстром темпе.
Рефлексия.
Скажите ребята, вам сегодня понравилось путешествовать по весенним месяцам? Какие весенние месяцы вы знаете? Давайте вспомним с вами основные признаки весны (выложить с помощью картинок общие признаки всех весенних месяцев).