Папки-передвижки

Конспект занятия «Путешествие по тундре»

Нонна Агишева
Конспект занятия «Путешествие по тундре»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: знакомство детей с особенностями жизни жителей тундры.

Задачи:

1. Познакомить детей с образом жизни, бытом коренных жителей тундры, особенностями их одежды.

2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей, мышление, речь.

3. Воспитывать уважение к людям другой культуры.

Материалы к занятию : поделки — изображения жителя Севера, фотографии тундры, чума, оленеводов, аудиозаписи гимна Воркуты и песни «Увезу тебя я в тундру», листочки формата А5 для каждого ребёнка.

Публикация «Конспект занятия „Путешествие по тундре“» размещена в разделах

Структура занятия

1. Вводная часть.

— Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, правильно ли мы сидим. Проверяем спинки, ножки, ручки. Глазки приготовились смотреть? Ушки приготовились слушать?

Тогда сейчас мы с вами послушаем музыку, а вы потом мне расскажете, какой у неё характер. Готовы?

(Играет гимн Воркуты).

— Кто уже готов сказать, какой характер у этой музыки? (Музыка серьёзная, грозная).

Можно ещё одним словом охарактеризовать эту музыку. Она — торжественная. Можно? А называется она – гимн Воркуты.

2. Постановка мотивации.

— Посмотрите, что ещё я приготовила для нашего занятия. Кто уже догадался, что мы сегодня будем делать? (Говорить про тундру).

— Правильно. А если быть точнее, о её жителях. Так о чём и о ком мы сегодня поговорим? (Воспитатель показывает поделку «Оленевода»). (О жителях тундры).

3. Актуализация личного опыта.

• Кто это?

• Как вы думаете, чем могут заниматься эти люди?

• Могут ли они выращивать хлеб или овощи? Почему нет?

• Могут ли разводить коров, овец, свиней?

- Давайте вместе подумаем, что нужно коренному жителю тундры? А чтобы вам было легче догадаться, отгадайте загадку.

Загадка.

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасется целый день

Кто же это? (Олень).

Рассказ и беседа об одежде.

— Молодцы! Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Делают одежду из двух слоев меха, причем внутренний слой обращен мехом к телу, чтобы удержать тепло у самой кожи. И украшают ее очень красиво, каждый на свой лад, разноцветными полосками кожи, моржовой костью, пушистыми кисточками.

• Как она называется? (Малица).

• А какую обувь делают из шкур оленя? (Пимы).

• Пимы, а ещё унты.

• А что носят на голове жители тундры? (Шапки из меха).

— Правильно. Видите, как много можно сделать из шкур оленя. Оттого, что жители тундры выращивают оленей и используют их для своих нужд, их называют оленеводами.

Рассказ и беседа о пище и жилище.

— В далекие времена жители тундры использовали мех везде, делали даже дома. На жерди натягивали шкуры, стелили их на пол, внутри разжигали костер — вот и получался дом.

— Вы знаете как называется такой дом? (Чум). Такой дом называется «чумом». Он легко разбирается, теплый и легкий. Вечером вся семья собирается вместе — отдыхают, рассказывают сказки, поют песни, танцуют. -Давайте попробуем представить как жители тундры танцуют.

Танцевальная минутка.

Дети выполняют танцевальные движения под музыку «Увезу тебя я в тундру».

Рассказ и беседа о промыслах.

- Ещё вечерами северяне вырезают фигурки из моржовой кости. Этот промысел передается из поколения в поколение, а фигурки, вырезанные мастером, кажутся живыми! Послушайте стихотворение об этом.

Резьба по кости.

Расскажи нам, дядя Костя,

Как умеешь резать ты

Из моржовой белой кости

Вещи сказочной красы?

Смотришь, сердце замирает:

Море, скалы, острова.

Вот песец в снегах играет,

Кружит белая сова.

Мчатся белые олени,

Гонит их пастух вперед,

Неуклюжие тюлени

Улеглись на гладкий лед.

Кажется, что стужей веет

Ветер Арктики седой.

И встает морозный Север

Перед нами как живой.

— Изделия искусных мастеров-резчиков по кости украшают многие музеи не только России, но и всего мира.

- Многие народы тундры издавна занимаются рыболовством. Что такое рыболовство? (Ловят рыбу). А так же и оленеводством. Они пасут стада прирученных северных оленей, перегоняют их с пастбища на пастбище. Когда животные съедают корм вокруг, они переходят на другое место. Зимой олени кочуют на юг тундры, летом, спасаясь от полчищ мошкары, на север. Следом за ними двигаются и оленеводы. Переезжают на новое место и строят новое жилище. Вы запомнили как оно называется?

Рассказ о средствах передвижения.

— Давайте вместе подумаем, как жители тундры передвигаются по бесконечным заснеженным просторам, если один поселок отделяют от другого сотни километров? (На лыжах). В основном на лыжах. Посмотрите на лыжи, которыми пользуются жители Севера. Чем они отличаются от тех, на которых катаемся мы? (они короткие)Они более короткие и широкие. Как вы думаете почему? На Севере людям приходится ходить на лыжах не по проложенной лыжне, а по нетронутому, глубокому снегу. И широкие лыжи позволяют им не проваливаться в снег.

Лыжи у жителей Крайнего Севера снизу подбиты оленьим мехом. У меха есть интересное свойство: если гладить его в одну сторону, то мех ложится гладко и рука по нему идет свободно. Если провести по меху рукой в другую сторону, то он «встает дыбом», гладить его в эту сторону сложно (дайте детям погладить натуральный мех — воротник или шубу из жесткого меха). Поэтому мех на лыжах расположен так, что ехать по ровному месту на них легко, а если попадается горка, то забираться на нее помогает «вставший дыбом» мех. (Дети гладят мех в разных направлениях).

— А вот для очень дальних поездок и перевозок грузов серные жители используют нарты – что это такое? (Санки-называют по картинке). Легкие сани, в которые впрягают ездовых собак или оленей.

В упряжку собирают 10-14 северных собак — лаек. Кстати, народы Севера перемещаются на нартах не только зимой, но и летом: нарты легко скользят по заболоченной поверхности, не повреждая растительного покрова.

4. Самостоятельная изобразительная деятельность.

— Давайте попробуем его нарисовать. Посмотрите, как это можно сделать. А каким цветом его можно раскрасить? Вы видели оленей? Какого цвета у них шкура?

Дети обводят трафарет и раскрашивают.

5. Итог занятия.

— Итак, давайте вспомним, как живут коренные народы Севера? (Тепло одеваются, выращивают оленей). Они одеваются в теплые и легкие одежды из меха, питаются рыбой и олениной, живут в удобных и непродуваемых чумах, а передвигаются по снегу и заболоченной тундре на легких санях — нартах. Рыболовство, охота, оленеводство — основные занятия северян.

Игра «Исправь ошибки».

• Малица нужна чтобы не провалиться в снег. (Чтобы не замёрзнуть).

• Пимы нужны, чтобы не замёрзли руки. (Чтобы не замёрзли ноги).

• В чуме живут олени. (Оленеводы).

• Нарты нужны, чтобы на них спать. (Кататься).

-Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали? Что было самое интересное? Наше занятие закончено, я хочу вас похвалить, вы меня внимательно слушали и поэтому очень много запомнили.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о занятиях «Путешествие в страну Эмоций» и «Путешествие на остров Дружбы»Фотоотчёт о занятиях «Путешествие в страну Эмоций» и «Путешествие на остров Дружбы» Этим летом для детей были проведены Большие Психологические Игры для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Идея проведения.

«Путешествие в Индию». Физкультурно-познавательное занятие «Путешествие Почемучек» (подготовительная группа) Задачи: 1. Расширить представление детей о животном мире (знакомство с животными Индии). 2. Развитие основных движений мелкой моторики.

Конспект НОД по развитию экологических представлений для детей подготовительной группы «Путешествие по тундре» Конспект НОД по развитию экологических представлений для детей подготовительной группы «Путешествие по тундре» Задачи: -Знакомить детей.

Конспект НОД «Путешествие в лес» Задачи: Продолжать обогащать словарный запас детей. Упражнять детей в правильном названии предметов. Активно использовать дидактические.

Конспект НОД «Путешествие в лес» Программные задачи: Дать детям представление о лесе, как о едином целостном организме, в котором всё взаимосвязано между собой. Вызвать.

Игра-путешествие с математическим содержанием «Путешествие по загадочным островам» Конспект непосредственно образовательной деятельности. Игра-путешествие с математическим содержанием по теме: «Путешествие по загадочным.

Путешествие. Мое хобби.Путешествие. Мое хобби. Добрый день! Просматривая ваши фотоотчеты о путешествиях я как-будто сама бывала там вместе с вами. Моя мечта-это не заграница, не моря,.

Игра-путешествие для младших школьников «По страницам любимых сказок» Для детей 9-10 лет Описание игры: Игра проходит в стенах библиотеки, в ней принимают участие 2 команды по 10-15 человек. Команды придумывают.

«Путешествие в Африку». Использование технологии «Путешествие по карте»«Путешествие в Африку». Использование технологии «Путешествие по карте» Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего.

Конспект занятия по рисованию на основе национально-регионального компонента «Олени пасутся в тундре» Непосредственно образовательная деятельность – рисование. Старший дошкольный возраст Тема: «Олени пасутся в тундре» (гуашь) Составил воспитатель.

Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие по тундре»
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 19:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Путешествие по тундре»» (включая файлы) размещена пользователем Нонна Агишева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД