Нонна Агишева
Конспект занятия «Путешествие по тундре»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с особенностями жизни жителей тундры.
Задачи:
1. Познакомить детей с образом жизни, бытом коренных жителей тундры, особенностями их одежды.
2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей, мышление, речь.
3. Воспитывать уважение к людям другой культуры.
Материалы к занятию : поделки — изображения жителя Севера, фотографии тундры, чума, оленеводов, аудиозаписи гимна Воркуты и песни «Увезу тебя я в тундру», листочки формата А5 для каждого ребёнка.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по тундре“» размещена в разделах
Структура занятия
1. Вводная часть.
— Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, правильно ли мы сидим. Проверяем спинки, ножки, ручки. Глазки приготовились смотреть? Ушки приготовились слушать?
Тогда сейчас мы с вами послушаем музыку, а вы потом мне расскажете, какой у неё характер. Готовы?
(Играет гимн Воркуты).
— Кто уже готов сказать, какой характер у этой музыки? (Музыка серьёзная, грозная).
Можно ещё одним словом охарактеризовать эту музыку. Она — торжественная. Можно? А называется она – гимн Воркуты.
2. Постановка мотивации.
— Посмотрите, что ещё я приготовила для нашего занятия. Кто уже догадался, что мы сегодня будем делать? (Говорить про тундру).
— Правильно. А если быть точнее, о её жителях. Так о чём и о ком мы сегодня поговорим? (Воспитатель показывает поделку «Оленевода»). (О жителях тундры).
3. Актуализация личного опыта.
• Кто это?
• Как вы думаете, чем могут заниматься эти люди?
• Могут ли они выращивать хлеб или овощи? Почему нет?
• Могут ли разводить коров, овец, свиней?
- Давайте вместе подумаем, что нужно коренному жителю тундры? А чтобы вам было легче догадаться, отгадайте загадку.
Загадка.
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется целый день
Кто же это? (Олень).
Рассказ и беседа об одежде.
— Молодцы! Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Делают одежду из двух слоев меха, причем внутренний слой обращен мехом к телу, чтобы удержать тепло у самой кожи. И украшают ее очень красиво, каждый на свой лад, разноцветными полосками кожи, моржовой костью, пушистыми кисточками.
• Как она называется? (Малица).
• А какую обувь делают из шкур оленя? (Пимы).
• Пимы, а ещё унты.
• А что носят на голове жители тундры? (Шапки из меха).
— Правильно. Видите, как много можно сделать из шкур оленя. Оттого, что жители тундры выращивают оленей и используют их для своих нужд, их называют оленеводами.
Рассказ и беседа о пище и жилище.
— В далекие времена жители тундры использовали мех везде, делали даже дома. На жерди натягивали шкуры, стелили их на пол, внутри разжигали костер — вот и получался дом.
— Вы знаете как называется такой дом? (Чум). Такой дом называется «чумом». Он легко разбирается, теплый и легкий. Вечером вся семья собирается вместе — отдыхают, рассказывают сказки, поют песни, танцуют. -Давайте попробуем представить как жители тундры танцуют.
Танцевальная минутка.
Дети выполняют танцевальные движения под музыку «Увезу тебя я в тундру».
Рассказ и беседа о промыслах.
- Ещё вечерами северяне вырезают фигурки из моржовой кости. Этот промысел передается из поколения в поколение, а фигурки, вырезанные мастером, кажутся живыми! Послушайте стихотворение об этом.
Резьба по кости.
Расскажи нам, дядя Костя,
Как умеешь резать ты
Из моржовой белой кости
Вещи сказочной красы?
Смотришь, сердце замирает:
Море, скалы, острова.
Вот песец в снегах играет,
Кружит белая сова.
Мчатся белые олени,
Гонит их пастух вперед,
Неуклюжие тюлени
Улеглись на гладкий лед.
Кажется, что стужей веет
Ветер Арктики седой.
И встает морозный Север
Перед нами как живой.
— Изделия искусных мастеров-резчиков по кости украшают многие музеи не только России, но и всего мира.
- Многие народы тундры издавна занимаются рыболовством. Что такое рыболовство? (Ловят рыбу). А так же и оленеводством. Они пасут стада прирученных северных оленей, перегоняют их с пастбища на пастбище. Когда животные съедают корм вокруг, они переходят на другое место. Зимой олени кочуют на юг тундры, летом, спасаясь от полчищ мошкары, на север. Следом за ними двигаются и оленеводы. Переезжают на новое место и строят новое жилище. Вы запомнили как оно называется?
Рассказ о средствах передвижения.
— Давайте вместе подумаем, как жители тундры передвигаются по бесконечным заснеженным просторам, если один поселок отделяют от другого сотни километров? (На лыжах). В основном на лыжах. Посмотрите на лыжи, которыми пользуются жители Севера. Чем они отличаются от тех, на которых катаемся мы? (они короткие)Они более короткие и широкие. Как вы думаете почему? На Севере людям приходится ходить на лыжах не по проложенной лыжне, а по нетронутому, глубокому снегу. И широкие лыжи позволяют им не проваливаться в снег.
Лыжи у жителей Крайнего Севера снизу подбиты оленьим мехом. У меха есть интересное свойство: если гладить его в одну сторону, то мех ложится гладко и рука по нему идет свободно. Если провести по меху рукой в другую сторону, то он «встает дыбом», гладить его в эту сторону сложно (дайте детям погладить натуральный мех — воротник или шубу из жесткого меха). Поэтому мех на лыжах расположен так, что ехать по ровному месту на них легко, а если попадается горка, то забираться на нее помогает «вставший дыбом» мех. (Дети гладят мех в разных направлениях).
— А вот для очень дальних поездок и перевозок грузов серные жители используют нарты – что это такое? (Санки-называют по картинке). Легкие сани, в которые впрягают ездовых собак или оленей.
В упряжку собирают 10-14 северных собак — лаек. Кстати, народы Севера перемещаются на нартах не только зимой, но и летом: нарты легко скользят по заболоченной поверхности, не повреждая растительного покрова.
4. Самостоятельная изобразительная деятельность.
— Давайте попробуем его нарисовать. Посмотрите, как это можно сделать. А каким цветом его можно раскрасить? Вы видели оленей? Какого цвета у них шкура?
Дети обводят трафарет и раскрашивают.
5. Итог занятия.
— Итак, давайте вспомним, как живут коренные народы Севера? (Тепло одеваются, выращивают оленей). Они одеваются в теплые и легкие одежды из меха, питаются рыбой и олениной, живут в удобных и непродуваемых чумах, а передвигаются по снегу и заболоченной тундре на легких санях — нартах. Рыболовство, охота, оленеводство — основные занятия северян.
Игра «Исправь ошибки».
• Малица нужна чтобы не провалиться в снег. (Чтобы не замёрзнуть).
• Пимы нужны, чтобы не замёрзли руки. (Чтобы не замёрзли ноги).
• В чуме живут олени. (Оленеводы).
• Нарты нужны, чтобы на них спать. (Кататься).
-Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали? Что было самое интересное? Наше занятие закончено, я хочу вас похвалить, вы меня внимательно слушали и поэтому очень много запомнили.