Юлия Харрасова
Конспект НОД по развитию экологических представлений для детей подготовительной группы «Путешествие по тундре»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию экологических представлений для детей подготовительной группы «Путешествие по тундре»
Задачи:
-Знакомить детей с тундрой (особенностями природных условий и явлений, животным миром).
-Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно - следственные связи.
-Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Публикация «Конспект НОД по развитию экологических представлений для детей подготовительной группы „Путешествие по тундре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Тундра. Природная зона
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе.
Ход НОД.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам совершить интересное путешествие. Но вы должны сами догадаться, в какую природную зону мы отправимся. Посмотрите на экран. (слайды 2-4)
- Как вы думаете, что это? (тундра)
- Действительно, это тундра. Посмотрите на карту (слайд 5) и скажите, где же расположена эта природная зона? Каким цветом она выделена на карте, почему? Каким океаном она омывается?
- Тундра отличается очень суровым климатом, живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветра.
Зима в тундре чрезвычайно продолжительная. Снег не очень глубокий, сухой и сыпучий. Ветер сдувает его, а пурга несет снежные вихри за собой. Во время пурги люди стараются не выходить из своих жилищ, потому что в такую метель можно легко заблудиться и потеряться даже недалеко от дома. (слайд 6-7).
Поверхность тундры оттаивает только на 10-30 см, вода не впитывается, а остается на поверхности и образуются многочисленные болота. (слайд 8-9). Как вы думаете, почему же вода не просачивается в почву? Что же мешает почве поглощать воду?
- Давайте вместе выясним, почему так происходит.
Эксперимент: Возьмём две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем замороженной земли находится стекло, закрывающее всю поверхность и два стакана с водой.
- Емкости одинаковые по размеру? Чем отличается земля в разных емкостях? В одной емкости земля нашей местности, а в другой земля тундры (замороженная). Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло? (вода впиталась в землю) Проделаем то же самое со второй ёмкостью. Что происходит? (вода осталась на поверхности). Почему она не впитывается? Вероятно ей что- то помешало просочиться внутрь. Что же? (лед)
- За длинную холодную зиму земля в тундре промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в нашем случае не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля - её называют «вечной мерзлотой».(слайд 10).
- Скажите, а лето в тундре бывает?
- Конечно, бывает, но только короткое и прохладное. Летом здесь из-за большого количества болотистых мест появляется множество насекомых (слайды 11-13). Так как насекомые – хорошая пища для птиц, то и птиц здесь много (слайды 14-23).
- На какие группы можно разделить птиц, которых вы сейчас видели? (водоплавающие и сухопутные)
- Чем они отличаются друг от друга? Что помогает водоплавающим птицам держаться на воде и плавать? (перышки птиц смазываются жиром, который отталкивает воду; а на лапках имеются перепонки, которые используются как ласты).
- Ребята, а еще в тундре происходит северное сияние. Это явление, при котором небо переливается разными цветами. Желтые, зеленые, розовые и другие краски переплетаются друг с другом, но не перемешиваются. Давайте попробуем провести эксперимент, сделаем свое «северное сияние».
Эксперимент: Возьмем широкую емкость с налитым в нее молоком, краски нескольких цветов и капельку моющего средства. Дети наливают краски в молоко, а затем добавляют капельку моющего средства. Краски начинаю перемещаться, как при северном сиянии.
- Дети, вы представили, что это за явление? Хотите посмотреть, как на самом деле происходит северное сияние? Посмотрим видео.
- Понравилось вам путешествие в тундру? С чем мы познакомились? Что понравилось больше всего? (слайд 24)