Аликова Самиха Хасановна
Конспект НОД «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Дать детям представление о лесе, как о едином целостном организме, в котором всё взаимосвязано между собой. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву. Сформировать представление о жизни дерева, как живого существа (оно дышит, растёт, развивается, размножается; может быть грустным, весёлым). Учить детей различать разные деревья, сравнивать с кустарниками.
Развивать умения составлять рассказ от конкретного лица («дерева»). Учить детей образовывать новые слова, используя суффиксы. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание оберегать её.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Методические приёмы: Игровой момент, беседы, дидактические и словесные игры, чтение стихотворений, рассказы детей, хороводная игра.
Материал: Иллюстрации деревьев, игрушка Незнайка, коробка с листьями разных деревьев, картинки (солнце, туча, пчела, ветер, пень, кора дерева.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю: «Дорогие ребята! Я приглашаю вас в гости. А куда, вы узнаете, если отгадаете мою загадку: Есть у людей зелёный друг,
Весёлый друг, хороший друг
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
(лес).
В конце этого приглашения подпись:
Я люблю гулять по лесу…
Всё в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я весёлый старичок,
Старичок – лесовичок.
Воспитатель: Ну что, ребята, примем приглашение весёлого старичка – лесовичка? Итак, отправляемся в путь.
(Появляется Незнайка).
Незнайка: Ребята, вы вот в лес собрались. А что такое лес вы знаете? Я могу вам подсказать: лес – это деревья.
Воспитатель: Ребята, вы согласны с Незнайкой, что лес – это деревья. У нас на участке тоже деревья растут. Но ведь это не лес. Что же такое лес?
Ответы детей. (Лес – это зелёный наряд Земли. Это деревья, кустарники, трава, цветы, грибы. Лес – это дом для зверей, птиц, насекомых. Лес дарит нам свои богатства (орехи, грибы, ягоды). Там где лес, всегда свежий, чистый воздух).
Воспитатель: Какие пословицы о лесе вы знаете?
Воспитатель: Теперь ты понял, Незнайка, что такое лес?
Незнайка: Да, понял.
(идём дальше).
Незнайка: (увидел пень). А вот и дерево.
Воспитатель: Да нет же, Незнайка, это не дерево, а пень. Давайте, ребята, расскажем Незнайке, что мы знаем о дереве.
Воспитатель: Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?
(Оно дышит, питается, растёт, размножается).
А как оно дышит?
Дети: Дерево дышит листьями. Оно вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины и отдаёт кислород – это чистый воздух, который нам очень нужен.
(находим около пня кору дерева).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что это?
Дети: Кора.
Воспитатель: Для чего нужна дереву кора?
Дети: Кора защищает дерево.
Воспитатель: А от чего она может его защищать?
Дети: От солнца, мороза, от того, чтобы не вытекал сок.
Воспитатель: Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?
Дети: Нет, и ветки.
Воспитатель: Ребята, а деревья могут болеть?
Дети: Да!
Воспитатель: Как узнать, что дерево болеет?
Дети: Вянут листья, кора трескается.
Воспитатель: А от чего деревья болеют?
Дети: Поселились вредные насекомые, подгрызли корни грызуны, подмёрзли корни в сильный мороз.
Воспитатель: Какие деревья вы знаете? Давайте назовём их Незнайке.
Ответы детей.
Незнайка: Вот вы сказали, что в лесу растут не только деревья, но и кустарники. Чем же они отличаются?
Дети: У дерева толстый ствол, а у кустарника много веток растёт из земли. Дерево высокое, куст – низкий.
Игра «Круги Эйлера»
(Разложить деревья и кустарники. На пересечении: вишня, слива и др. – которые могут расти кустом и деревом).
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Что же за конверт висит на дереве?
Воспитатель: Здесь какие-то картинки. Нужно выбрать: что же помогает расти деревьям, кустарникам, ягодам в лесу? (отобрать картинки с изображением солнца, тучи, пчелы, ветра).
(Находим картонную коробку).
Погреметь. Что же там? Лёгкое или тяжёлое? Находим осенние листья.
Игра «С какого дерева лист?»
Воспитатель: Ой, ребята, Незнайка что-то говорит. Он говорит, что все деревья одинаковые. Вы согласны? Давайте сравним, например, берёзу и осину.
Ребёнок: А я знаю стихотворение о берёзе и осине.
Поглядите на осину:
Вся одета в золото.
А сама лепечет: «Стыну!»
И дрожит от холода.
А берёза рада жёлтому наряду:
Ну и платье! Что за прелесть!
Быстро листья разлетелись.
Наступил мороз внезапно.
И берёзка шепчет: «Зябну!»
Незнайка: Вот вы, ребята, сказали что у деревьев осенью опадают листья. А я видел сегодня какие-то деревья, так они зелёные стоят.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каких деревьях говорит Незнайка?
Дети: О ели, о сосне.
Воспитатель: Ель и сосну называют хвойными деревьями. Почему?
Дети: Они покрыты иголками или хвоинками.
Игра на внимание «Закончи предложение»
Воспитатель: Ответьте на вопросы:
1. У ёлки иголки …. (еловые)
А у сосны …. (сосновые)
2. Ты скажи поскорей, какие из них длинней? (сосновые)
3. А какие короткие? (еловые)
4. У лиственницы иголки мягкие, а у сосны и ели …. (жёсткие)
5. А что ещё растёт на ёлке? (шишки)
6. На ёлке шишки …. (еловые)
А на сосне …. (сосновые)
Воспитатель: А сейчас наши ребята расскажут о клёне, дубе, берёзе и осине. (надеть им шапочки).
Рассказы от лица дерева.
Воспитатель: А рябину мы забыли. Издавна люди любили рябину. Считалось, что она оберегает от бед. Садили её рядом с домом.
Хоровод «Рябинушка»
(Девочка в центре изображает рябину).
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться домой. Вам понравилось путешествие в лес? Что нового и интересного вы узнали?