Ирина Егорова
Игра-путешествие с математическим содержанием «Путешествие по загадочным островам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Игра-путешествие с математическим содержанием по теме : «Путешествие по загадочным островам».
Образовательная область познание, интеграция коммуникация
Возраст детей: 4- 5лет.
Конспект разработала воспитатель-Егорова Ирина Леонидовна
г. Тихвин. 2014г, Ленинградская обл.
Участники: воспитатель, дети
Форма проведения: путешествие
Методы и приё мы:
Публикация «Игра-путешествие с математическим содержанием „Путешествие по загадочным островам“» размещена в разделах
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Приёмы - создание проблемной ситуации, игровые приёмы, использование музыки, звуков природы – шум моря
Методы: Словесный, наглядный, практический. Метод повышения познавательной активности (сравнение, конструирование решение логических задач, Повышение эмоциональной активности. Игровые и воображаемые ситуации, сюрпризные моменты.
Используемые технологии:
1. Развивающего обучения - присутствует мотивация на конкретное действие, на новое.
2. Проблемного обучения.
3. Коллективного обучения.
4. Игровая.
Планируемый результат.
Решить все поставленные задачи. Доставить удовольствие детям.
Цель:
Развитие познавательной деятельности детей.
Задачи:
Обучающие:1. Формировать понятие о том, что целое может быть разъединено на части и целое можно составить из частей. Учить процессу соединения частей в целое.
2. Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы разные по величине.
3. Формировать умение группировать предметы (яблоки) по признаку величины.
4. Соотносить контурные изображения предметов с самими предметами.
5. Описывать предмет по его внешним признакам.
Развивающие: 1. Развивать у детей смекалку, наблюдательность, способность решать проблемные ситуации
.2. Закреплять умение детей зрительно находить геометрические фигуры в изображениях разной конфигурации.
3. Упражнять в ориентировке в пространстве согласно словесной инструкции.
4. Совершенствовать конструктивные навыки.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, сочувствие.
Предварительная работа: Прослушивание музыки разного характера. Игры на ориентацию в пространстве, конструктивные игры. Знакомство с числовым рядом, до семи. Знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, система работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
Зрительный ряд:
Демонстрационный материал :
«Цветок» с загадками, большие карты с изображением геометрических фигур в разной конфигурации, наборное полотно в виде «корзинки», «яблоки» разной величины (большие, средние, маленькие, контуры предметов и сами предметы.
Цифры 1…7.
Раздаточный материал :
Квадраты, разрезанные на 3,4 части.
Ход игры:
Инициация - звучит музыка «Шум моря». Дети прислушиваются.
Воспитатель: Какая это музыка (шумная, сказочная, быстрая) Что она вам напоминает? (большие волны, крики птиц как будто находимся около моря).
А что вы видите в группе (корабль).
- Значит, мы с вами на берегу моря и капитан уточка Пеночка приглашает вас в путешествие.
- А вы любите путешествовать? Ответы детей (да, очень, можно увидеть что-то новое) Давайте и мы с вами сегодня отправимся в путешествие по загадочным островам и не просто так, а за кладом. Впереди нас ждут приключения, препятствия и если мы всё сделаем правильно и быстро, то найдём сундучок с кладом. Но что бы сесть на корабль, что нам надо? (билеты)
Проблемная ситуация - Что же случилось? (дети видят разрезанные квадраты). Злой волшебник взял и перерезал все «билетики».
Как быть? Ответы детей – собрать части и получится билетик.
- Остался один целый билет (показать каким должен быть билетик).
Дети складывают квадрат из частей.
Первое задание:
Воспитатель: Сложить квадрат из частей (варианты разреза)
Воспитатель: Теперь все садимся на корабль
- Наш корабль поведёт отважный капитан – уточка Пеночка (плывут под музыку, по окончании музыки дети выходят)
Капитан: Мы приплыли к острову «1».
- А почему вы пошли в этом направлении? Ответы детей – потому, что здесь находится цифра «1»
Второе задание.
Воспитатель: Этот остров называется – остров загадок.
Как вы думаете, почему его так назвали? Ответы детей (здесь загадывают загадки).
- Значит, что мы должны на нём выполнить? Ответы детей (отгадать, найти правильные ответы на загадки).
Начинаем «отрывать лепесточки у цветка»
1лепесток: (задания)
Сколько хвостов у одного осла?
Сколько хвостов у трёх ослов?
2 лепесток:
Если правая рука справа, то левая….(слева)
Если стол выше стула, то стул…. (ниже стола)
Если 2больше 1,то 1….(меньше 2)
Если сестра старше брата, то брат….(младше сестры)
3 лепесток:
Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик?
4 лепесток:
Саня и Ваня одного роста. Ваня и Митя одного роста. Кто выше Саня или Митя?
Звучит музыка. Дети возвращаются на корабль и «плывут». Музыка прекращается.
Утка-капитан: Мы подплыли к острову «2». Дети самостоятельно ищут остров.
Почему вы пошли именно в этом направлении? Ответы детей (потому, что здесь находится цифра два)
Третье задание:
«Остров геометрических фигур»
Вопросы по таблицам:
1,2 – Какие геометрические фигуры видите и сколько их(6 кругов, 5 прямоугольников)
3. Какие здесь геометрические фигуры изображены? Сколько их (квадрат и треугольники; квадрат один, треугольников- 4)
4. Найдите здесь треугольники. Найдите квадрат.
5. Я знаю, что здесь изображены два квадрата, найдите их. Четыре треугольника, найдите их.
Молодцы!
Звучит музыка.
Воспитатель: Дети, это сигнал, чтобы мы вернулись на корабль. Под музыку дети «плывут» на корабле.
Утка-капитан:- Подплываем к острову «3».
Дети самостоятельно подходят к нему.
Четвёртое задание.
«Остров грустного ёжика»
В стороне стоит игрушка ёжик, наборное полотно-«корзинка», на полу разбросаны «яблоки».
Воспитатель:- Дети, почему остров так назвали? Ответы детей (потому, что ёжик грустный)
Почему ёжик грустный? Ответы детей (у него рассыпались яблоки).
Воспитатель:- Да, конечно, ёжик расстроился, что рассыпал яблоки, и он ещё никак не может их правильно собрать в корзинку.
- Дети давайте поможём ёжику.
- Посмотрите на яблоки, они все одинаковые по величине? Ответы детей (разные).
Какие они? Ответы детей (большие, поменьше и самые маленькие).
Как их лучше собрать в корзинку? Выслушиваются разные варианты размышлений (большие положить на низ корзинки, средние в серединку, а маленькие положить наверх). Ответы уточняются. Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Куда кладём большие яблоки?
Куда кладём поменьше размером яблоки?
Куда кладём самые маленькие яблоки?
Сколько яблок в нижнем ряду? Какие они по величине?
Сколько яблок в среднем ряду? Какие они по величине?
Сколько яблок в верхнем ряду? Какие они по величине?
На сколько яблок в среднем ряду получилось больше, чем в нижнем и верхнем ряду?
Как сделать, что бы во всех рядах яблок стало поровну?
Правильно, дети! Смотрите, а ёжик не грустит теперь. Как можно по-другому назвать остров. Ответы детей.
Звучит музыка. Дети возвращаются на корабль и плывут под музыку.
Утка- капитан:- Берег! Дети, подплываем к острову «4».
Дети самостоятельно ищут нужную цифру и идут в выбранном направлении.
Пятое задание.
Остров «потерянных теней».
Воспитатель:- На этот остров попали звери и их игрушки. Но с ними здесь случилась беда. Они потеряли свои тени и им теперь не вернуться к себе домой. Мы сможем им помочь? Ответы детей (да, конечно, обязательно поможем).
Воспитатель: - Давайте поможем. Дети выполняют задание – для каждой фигурки ищут «тень» (нужный контур).
Благодарные звери дарят детям «пирожки», но надо рассказать о каждом «пирожке» (это плоскостные фигуры Дьенеша).
Варианты ответов: - большой синий треугольник, маленький красный квадрат…
По окончании задания звучит музыка, дети возвращаются на корабль и «плывут».
Музыка перестаёт звучать и корабль «причаливает»
Утка- капитан: - Причалили к острову «5». Дети идут самостоятельно, ориентируясь на нужную цифру.
Шестое задание.
Воспитатель:- Это остров, на котором живёт кукла Мальвина. Кукла:- У моих друзей есть домик, где можно жить, но нет никакой мебели в нём. Вы сможете им помочь? Ответы детей.
Воспитатель: - А что вы сможете им построить? Дети предлагают варианты, например: шкаф, кровать, стул, кресло.
Каждый ребёнок для выбранной игрушки начинает строить мебель (Предлагаются кубики и палочки Кюизенера)
После выполнения задания кукла обращается к детям.
Кукла:- Дети, вы во время своего путешествия помогли мне, ёжику, зверям. А теперь мы поможем вам отыскать сундучок, в котором лежит клад. Слушайте меня внимательно :
Сделайте 4 шага вперёд, затем повернитесь направо и сделайте в этом направлении ещё 3 шага. А теперь здесь, около окна ищите сундучок.
Звучит музыка, дети возвращаются на корабль и «плывут» обратно домой с подарками.
Итог занятия:
Что мы сегодня делали? (путешествовали)
А как мы попали на корабль (собрали разрезанные билетики, поплыли?
Вам понравилось путешествовать (очень?
Где мы были? (в гостях у Мальвины, на острове ёжика, у зверей)
Кому мы помогли? (ёжику, Мальвине, зверям)
А как вы помогли им? (ёжику собрали яблоки, Мальвине построили мебель, зверям нашли их тени)
Где лежал клад?