Елена Миронова
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие капельки»
НОД в старшей группе по теме «Путешествие капельки
Группа : старшая
Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Форма организации: подгрупповая
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования
Задачи
•Развивать умение делать выводы, умозаключения
•Развивать речь, мышление, любознательность
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
•Воспитывать экологическую культуру;
•;Воспитывать аккуратность при работе
Программное содержание:
закрепить такие понятия как: «капелька», «туча».
Дать понятия: «круговорот воды в природе», Закрепить свойства воды: мокрая, жидкая, не имеет формы; изменяется по цвету и запаху; изменяет объем, приобретает форму сосуда; закрепить приобретенные знания путем опыта.
Развивать образное мышление, воображение, память, способность языком символов передать свое представление о явлениях природы. Воспитывать бережное и экономное отношение к воде.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма проведения: игра-исследование
Методические приемы: игровые, наглядные, словесные,
Словарная работа: «круговорот воды в природе»,«свойства воды».
Материалы к занятию:,, картинки с изображением способов использования воды, оборудование для опытов: сосуд стаканчики с водой, Кубик, шар кубики льда, термос, рисунок-макет, капелька, солнце, туча; белый халат магнитная доска, зеркало
Структура занятия:
1. Беседа, загадка о воде.
2. Сказка о капельке
3. Опыты с водой, анализ занятия.
1 «Добрый день, ребята! Меня зовут Елена Алексеевна - Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Ход занятия
Дети садятся полукругом у доски, на которой находятся картинки с изображением способов использования воды (6 шт.). С обратной стороны мольберта спрятана игрушка Капелька.
Воспитатель : поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик як вам зашла,
Ко мне Капелька подошла (показывает Капельку,
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
«Дети кран закрыть забыли,
И все родные сестрички капельки уплыли!»
И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льют,
Все воду берегут!»
Ребята поможем найти ей сестричек
Дети отвечают
Капелька заулыбалась (воспитатель переворачивает ей ротик на улыбку,
Давайте расскажем, дети, нашей Капельке, что мы знаем о воде.
Посмотрите на картинки и скажите,кому нужна вода и зачем?
. Воспитатель кратко подводит итог сказанному.
Молодцы, много знаете о воде,
3-чатсь
А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки.
"Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже. ".
". После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться ". Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко. ".
: Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю
Я вам рассказала сказку про путешествие капельки – это о круговорот воды в природе. Показываю большой плакат.
-Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, Крошечные капельки вода поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелые, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе. содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождя, зимой - снега. Так происходит круговорот воды в природе.
4 часть Беседа по содержанию сказки
-О чем эта сказка?
-Что интересного случилось с капелькой?
-Во что может превратиться капелька
5часть Уважаемая капелька. наши дети каждый день узнают что-то новое.
Я приглашаю всех в нашу лабораторию, где мы побольше узнаем о свойствах воды (халат
Представьте что наша комната научно-исследовательская лаборатория. Надо доказать что снежинка "паринка" и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды.
Предлагаю рассмотреть колбу.) Как вы думаете, что в ней?
Дети. Вода.
В. А теперь давайте послушаем песенку (перелить воду из одного сосуда в другой). Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?
Дети. Жидкая.
Воспит. : вода – это жидкость.
(переливаем в другой)
Опыт № 1. "Вода жидкая, может течь. "
Дать детям 2стакана ;1 с водой,. 2 -пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?
Вывод ; вода жидкая, льется.
Опыт № 2 «Вода не имеет формы»»
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа. воспитателя. Если перелить воду в посуду другой формы,вода принимает форму этой посуды. - Что можно сказать о форме воды?
Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Ребята, а какой они формы? (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт № 3.» Вода прозрачная». Какого цвета вода? (выслушиваю ответы детей) Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной
Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Воспитатель предлагает детям опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем предлагает ребенку опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да).
Вывод: вода прозрачная.
В: Вода самое удивительное вещество в природе, потому что она бывает в природе в 3-х состояниях одновременно: в жидком твердом и газообразном
Опыт № 4 «У воды нет вкуса»
У каждого ребенка стаканы с водой и соком. Воспитатель предлагает детям попробовать сок на вкус. Какой он? (сладкий). Затем предлагает попробовать воду. Какая вода? (безвкусная).
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт № 5 «У воды нет запаха»
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы. духи. А понюхайте воду, чем она пахнет. ?
Вывод; вода не имеет вкуса.
Физкультминутка «Капельки
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра
Опыт №6"Лед – твердая вода"
Положила я в тарелочку лед. Хочу вам показать его. Где же он? Здесь только вода
(часть льда плавает)
Воспитатель предлагает каждому потрогать кусочек льда.
Какой лед – холодный.
В. Что происходит со льдом? Почему он тает? (Ответы детей.) Правильно, в группе тепло, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду. Значит, лед — это что? (Ответы детей.) Правильно, лед — это тоже вода, только в твердом виде.
Вывод: лед, снег это тоже вода.
В: Давайте посмотрим как вода превращается в пар.
Опыт №7 «Пар – это тоже вода»
. Это— термос. Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. (Открывает, идет пар.) Что это? (Ответы детей.) Это пар от горячей воды.
Я возьму зеркало и подержу его над паром (на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их). Откуда же здесь появилась вода? (Ответы детей.) Пар охладился и превратился в воду.
Значит, пар — это тоже вода
Вывод: пар – это капельки воды. Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька, и «паринка» родные сестры? (да)Почему?
6 часть.
- А сейчас мы отправимся в путешествие и расскажем нашей гостье, где живут в нашей группе её сестрички - капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.
Путешествие-поиск капелек по группе.
Помоги Капельки найти своих сестер в нашей группе.
(дети в группе находят места где может находиться вода и приклеивают маленькую капельку. Например; в уголке природы; около мойки в подсобном помещении в игровом уголке в туалетной комнате.)
(Дети идут по группе делают остановки)
- В умывальной комнате: вода нужна, чтобы мы могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические процедуры. (Приклеивают большую капельку)
Массаж лица
Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.
Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрыты глазам от внутреннего края века к внешнему.
Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать пощекам.
Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.
Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.
- На оконном огороде: чтобы поливать нашу овощную и цветочную рассаду
- В уголке природы: : Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)
- У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить.
(Приклеивают большую капельку)
- Около раковины (мойки) : помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
- На входе в спальню: Вода нужна, чтобы мыть пол, протирать пыль.
- В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду.
(Приклеивают большую капельку)
- Вот Капелька, сколько в нашей группе твоих сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, зря воду не тратить, расходовать её по назначению.
8 часть А теперь давайте поиграем в игру «Кому нужна вода?»
5. Д/и «Кому нужна вода?»
На листе бумаги круг с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например – стул, дерево и т. д., нужно выбрать нужную картинку и прикрепить к стрелке. Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего. Вывешивается панно «Кому нужна вода».
- А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей)
- Конечно, нет, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни.
Итог занятия Ребята, спасибо вам зато что вы так хорошо знаете моих
сестричек –капелек Я дарю вам на память о себе волшебную капельку. Которая будет поить вас живительной силой.
:Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем вывод:
- Вода бывает, в каких 3-х состояниях? (ответы детей)
-Во что превратили капельки?
-Что вы узнали о воде?
-Кому нужна вода? Для чего?
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает - и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница - ВОДА!