Зинаида Елисеева
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие Капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе
Тема: «Путешествие Капельки»
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Количество детей: подгруппа
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Программное содержание:
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие Капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
• Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
• Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
• Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
• Активизировать словарь детей словами: круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
• Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о значении воды
• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»
• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
• Чтение сказки «Путешествие Капельки»
• Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»
Ребята, давайте поздороваемся! Проходите, садитесь на стульчики.
Дети, вы любите смотреть мультфильмы? (Да). Я для вас принесла мультфильм, который называется «Возвращайся, Капитошка!»
(Дети смотрят мультфильм «Возвращайся, Капитошка»)
Под музыку
Вот я и вернулась. Здравствуйте, дети. Вы меня узнали? Я водяная капелька – КАПИТОШКА.
Дети, давайте знакомиться, я Капитошка. Ты Саша, а я Капитошка. Ты Аня, а я Капитошка…Вот и познакомились. (знакомится с детьми за руку)
(Садится перед детьми на стульчик)
Капитошка: Дети, а что вы знаете о воде? (Вода – это жидкость. Вода занимает большую часть земли. Для чего нужна вода? Вода нужна, чтобы пить, стирать, мыться.) Молодцы, вы много знаете о воде. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться, Смею вам я доложить: без неё нам не прожить.
А сейчас мы превратимся в маленькие капельки и отправимся в волшебное путешествие? Я произнесу волшебные слова:
Вправо, влево повернусь, в капельку я превращусь.
Теплая ласковая весна растопила лед. Собрались капельки вместе и потекли маленькими ручейками (дети – капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети - капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки по реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали капельки в океане, а тут солнышко пригрело (воспитатель поднимает над головой изображение солнца). Стали капельки лёгкими, воздушными, превратились в пар, покружились и сели.
Вода, как и настоящая волшебница, бывает очень разной. Какой?
Вывод: вода бывает в трех состояниях: твердая…., жидкая…., газообразная…
Правильно, лед это вода в твердом состоянии, вода жидкость, пар- это газообразное состояние воды. Молодцы!
Повторите, в каких в трех состояниях бывает вода?
Дети, послушайте историю, которая со мной произошла.
“Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх”.
Капитошка: Дети, как вы думаете, что произошло с водой в жаркий день? (Вода превратилась в пар).
Капитошка: Давайте вспомним, в какую погоду быстрее высыхает белье? (В жаркую).
Капитошка: Многие хозяйки вывешивают белье на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод? (В холодную погоду тоже происходит испарение).
Капитошка: Послушайте мой рассказ дальше…
“Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать моих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться”.
Капитошка: - Какой процесс я описал? (Пар превратился в капельки).
Во что они превращаются зимой? (В льдинки- снежинки)
Послушайте мой рассказ дальше…
“Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду и что нового увижу”.
Капитошка: В виде чего выпала на землю капля? (В виде осадков)
“И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова”.
Капитошка: Дети, давайте построим схему путешествия Капельки. Дети, подойдем к фланелеграфу.
Когда солнце нагревает поверхность водоёма, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
На доске строится схема “ Круговорота воды”.
Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. (Надеть головные уборы ученых. Капитошка надевает головной убор и мантию.)
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода? (Выполняют все дети).
Как вы думаете, а имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Опыт 2. Подводная лодка из яйца.
Маг – волшебник: Опыт третий. Возьмем 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполним чистой водой и опустим в нее сырое яйцо. Что произошло с яйцом? (Оно утонуло).
Во вторую банку нальем крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 литра воды). Опустим туда второе яйцо. Что произошло с яйцом? (Оно плавает). Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
Опыт 3. Куда делись чернила?
Маг – волшебник. Карточка с цифрой № 4. Опыт четвертый. В пузырёк с водой накапаем чернил. Какого цвета получился раствор? (Бледно-голубого). Туда же положите таблетку растолченного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже не видно.
Опыт 4. Цветы лотоса.
Я вырезал из цветной бумаги цветы лотоса с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутил лепестки к центру. Цветок лотоса я опущу в таз. А теперь вы опустите разноцветные лотосы на воду. Что происходит с цветами? Буквально на ваших глазах лепестки цветов распустились. Это произошло потому, что вода имеет свойство пропитывать бумагу, бумага становится тяжелее, поэтому лепестки цветов распускаются. Саша повтори. Этого лепестки раскрылись. Повторите дети. Почему это произошло?
А теперь я вам покажу фокусы.
(На подносе стоят три баночки с водой и крышками. На дне каждой крышки нанесена капля краски определенного цвета: красная, синяя, зеленая. Хлопает три раза в ладоши. Дети поочередно берут баночку, встряхивают её, Капитошка произносит слова.)
Была вода студеная, стала вода – ЗЕЛЕНАЯ.
Какого цвета стала вода?
Дети:
Зеленая!
Капитошка: Проделай этот фокус Саша. Хлопни три раза в ладоши. Встряхни баночку.
Капитошка: Была вода прекрасная, стала вода –КРАСНАЯ
Какого цвета стала вода?
Дети:
Красная!
Капитошка:Была вода зимняя, стала вода –СИНЯЯ.
Какого цвета стала вода?
Дети:
Синяя!
Вывод: Как изменяется прозрачность воды? Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, но может окрашиваться. Баночка с чистой водой и 3 баночки с краской.
Итог занятия. Итак, уважаемые исследователи. Проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе как вода. Она может быть жидкой, твердой, газообразной. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится, что соленая вода тяжелее, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже не видно, что вода имеет свойство пропитывать бумагу, бумага становится тяжелее, поэтому лепестки цветов распускаются, вода прозрачная жидкость, но может окрашиваться. Уважаемые, коллеги, нам пора из нашей лаборатории возвращаться в детский сад, но мы с вами обязательно ещё раз встретимся.
А в подарок я вам оставляю игрушки, с которыми можно играть в воде. Дети, пойдемте я вас провожу в группу. До свидания.