Приложение МААМ

Консультация «Развитие мелкой моторики ребенка»

Маргарита Бессарабова
Консультация «Развитие мелкой моторики ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мелкой моторики ребенка В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения в начальной школе. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма. Письмо первоклассника – это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения – это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие детей в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребенка, научить его выразить свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании различных произведений изобразительного искусства.

Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики ребенка“» размещена в разделах

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития дошкольника

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.

Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления. При недостатках развития мелкой моторики руки дети :

- Не могут провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).

- Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).

- Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

- В школе, очень медленный темп письма.

В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на проблеме подготовки к письму. Обычными стали ситуации, когда ребенок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя. Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в легком онемении их, возникновении тремора (дрожания, приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т. д. Такие дети требуют индивидуального подхода.

Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности в старшем и подготовительном возрасте:

- кляксография обычная и трубочкой;

- монотопия предметная и пейзажная;

- печать по трафарету;

- раздувание краски;

- расчсывание краски;

- рисование нитками;

- рисование солью;

- батик (рисование по ткани) и другие.

Одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка является печатка.

Основная техника печатки.

В начале взрослые должны помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.

Не менее интересный способ рисования поролоном. Сгодится и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т. д.) Учиться рисовать можно не только поролоном, деревянной палочкой, печаткой, но и с помощью обыкновенных ниток.

Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА из флакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объемным.

Еще один интересный прием нетрадиционного рисования – печать листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами: при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложится на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.

Полезны ежедневные специальные упражнения для пальцев и кистей рук: например, сжимать руку в кулак и разжимать, показывать пальцы по одному, постукивать попеременно двумя пальцами по гладкой поверхности и другие игры с пальчиками. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей рук. Таким образом, создаются важные предпосылки освоения письма в период школьного обучения. Упражнения с карандашом. Упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке, обводке; рисование орнаментов, дорисовывание предметов, чудесное превращение геометрических фигур; лабиринты не только тренируют руку ребенка, но и формируют у него представления о цвете, форме, развивают вкус, что важно для эстетического воспитания.

Игры с палочками. Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственное представление. В процессе выполнения заданий у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно- двигательная координация, развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, логическое мышление, речь.

Физкультурные минутки. Дошкольники быстро утомляются и при умственной, и при физической нагрузке. Проведение физкультурных минуток в сопровождении рифмовок, стихов, счета имеет ряд преимуществ: стимулирует умственную деятельность, тренирует психические процессы (память, внимание, способствует хорошему эмоциональному настроению, обеспечивает, благодаря смене деятельности, отдых.

Упражнения в тетради. Упражнения в тетради способствуют развитию графических навыков у детей. Ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой, упражняется в счете клеток, сравнивает величины, чертит прямые линии в разных направлениях, обводит контур изображения, дорисовывает, штрихует, раскрашивает, учится сравнивать объекты, устанавливая их сходства или различия, измерять их условной меркой-клеткой.

Игры с различными предметами и материалами. Изготовление игрушек, разных поделок, игры со шнуровкой – труд кропотливый, и интересный, необычный и очень приятный. Такие задания расширяют представления детей об окружающем мире, развивают внимание, любознательность, совершенствуют сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность. Дети учатся правильно пользоваться материалами, содержать их в порядке, приобретают немало практических умений и навыков, учатся планировать, оценивать работу.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук» Каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьёзно заняться этим.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики» «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский В течение дошкольного детства ребёнок практически.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук» Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики рук». Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей» Консультация «Развитие мелкой моторики у детей» Разработала воспитатель ГБДОУ №81 Хасанова Р. Р. г Санкт-Петербург Известному педагогу.

Презентация «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук с учетом индивидуальных особенностей ребенка» Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть,.

Консультация «Развитие мелкой моторики» Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о развитии мелкой моторики! Так что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика рук - это разнообразные.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.

Рекомендации родителям: развитие мелкой моторики или чем занять ребенка домаРекомендации родителям: развитие мелкой моторики или чем занять ребенка дома В последнее время очень много внимания уделяется развитию дошкольного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Родительское собрание-практикум «Развитие у ребенка сенсорики и мелкой моторики рук» Родительское собрание-практикум на тему «Развитие у ребенка сенсорики и мелкой моторики рук» Цель: Показать важность, значимость работы.

Консультация «Развитие мелкой моторики пальцев рук» Статья: Развитие мелкой моторики пальцев. В процессе своей работы, я заметила, что всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие мелкой моторики ребенка»
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 16:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие мелкой моторики ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Бессарабова (УИ 1403265) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД