Мария Борисова
Организация логопедической работы в первой младшей группе. Планирование НОД по развитию речи и логоритмике
▼ Скачать + Заказать документы
Организация логопедической работы в 1 младшей группе.
Работа учителя-логопеда по развитию речи в I младшей группе носит профилактический характер. С этой целью проводится НОД по развитию речи и логоритмике.
Публикация «Организация логопедической работы в первой младшей группе, Планирование НОД по развитию речи и логоритмике» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Основная задача НОД по развитию речи - стимуляция и активизация речевого общения, развитие фразовой диалогической речи. В группах для детей 2-3 НОД по развитию речи проводит учитель-логопед. Это комплексная НОД по 18 лексическим темам (части тела, дом, семья, фрукты и овощи, времена года, одежда и обувь, домашние и дикие животные, праздник ёлки, зимние забавы, мама, профессии, транспорт, мебель, посуда, деревья и цветы, игрушки).
Задачи НОД: углубление, систематизация и обобщение знаний ребёнка по каждой лексической теме. Каждая НОД включает различные виды деятельности:
-развитие речи (звуковая сторона речи, связная речь, фонетическая сторона речи, лексика, грамматика,
-развитие сенсорных представлений,
-развитие навыков конструирования,
-развитие элементарных математических представлений,
-развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление,
-развитие мелкой моторики и речи с движением.
Цель этой совместной деятельности - наладить контакт общения с детьми, вызвать интерес у детей, добиться результата в виде активного участия детей в игре, в беседе и при выполнении заданий.
Так же проходит совместная деятельность по логоритмике.
Она служит продолжением НОД по развитию речи. Лексическая тема продолжает закрепляться, но больше уделяется внимания:
- развитию общеречевых умений (речевому дыханию, просодике- темпу и ритму речи, дикции, силе и высоте голоса, использованию средств выразительности, интонации,
- развитию звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия, игры со словами, звуками, сравнение их,
- развитию общей и мелкой моторики.
Содержание логоритмики – совместной деятельности:
- развитие движений (общей моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, речи с движением,
- развитие подражательных способностей,
- развитие активной речи (обогащение активного и пассивного словаря, формирование грамматического строя речи,
- развитие артикуляционной моторики,
- развитие мелкой моторики,
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти,
- развитие эмоций.
Комплексно-тематическое планирование
для детей 2-3 лет.
Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период —2-3 недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
Планирование
Месяц\ неделя Лексическая тема Тема Развернутое содержание работы Логоритмика
Сентябрь
1-2
3
4
Мониторинг
Части тела
Дом. Семья
«К нам в гости пришла кукла»
Наша дружная семья.
Учить узнавать и называть части тела, упражнять в употреблении мн. ч. сущ., Артикуляционные упр. для губ, учить повторять текст и выполнять действия в соответствии с ним.
Рассматривание сюжетной картинки, учить отвечать на вопрос: Кто это? Активизировать в речи прилагательные, развивать мелкую моторику, РСВ – различение неречевых звуков. Учить договаривать слова в предложениях.
«Ласковые ручки»
Папа, мама, я – дружная семья.
Октябрь
1-2
3-4
Овощи.
Фрукты.
В гостях у бабушки.
Соберем овощи.
На базар ходили мы.
Ах, какие фрукты.
Учить называть величину (большой, маленький, цвет (красный, желтый. зелёный, форму (круглый, овальный). Называть названия овощей и фруктов, понимать и использовать в речи слово овощи, фрукты. Развивать слуховую память, запоминать и повторять слова; выполнять поручения в два действия (возьми и принеси).Понимать значение слов «такой же», «такая же». Упражнять в употреблении ум. - ласк. формы существительных.
Ася в гостях у малышей. Звук «А».
В гостях у бабушки. Звук «О».
Ноябрь
1-2
3
4
Осень.
Одежда.
Обувь.
В гостях у осени.
Одежда для куклы Алены.
Оденем куклу на прогулку.
Дети обуваются.
Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Развивать зрительное восприятие, внимание; закреплять знание цветов (красный, зелёный). Употреблять в активной речи слова : осень, погода дождливая, пасмурная, названия одежды, обуви. Развивать зрительное восприятие и внимание – находить детали одежды, обуви, составлять разрезные картинки из 2-4 частей. Учить воспринимать и воспроизводить ритмический характер потешек. Развивать дыхание (длительный выдох). РСВ – различение неречевых звуков. Подарки осени. Звук «У»
Что нам осень принесла? Звук «И»
Декабрь
1-2
3
4
Домашние животные.
Зима.
Новый год.
Спор животных.
Веселый пастушок.
Зимушка - Зима.
Новогодняя елочка.
Расширять знания о домашних животных и птицах. Называть и узнавать по звукоподражанию: лошадь, козу, собаку, кошку, корову. Обратить внимание на внешние признаки животных, соотносить и сравнивать домашнее животное и его детёныша. Учить запоминать небольшую речевую игру «Я на дудочке играю». Развивать зрительное внимание.
Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о свойствах снега. Продолжать учить слушать рассказ и рассматривать картинку, видеть в ней сюжет, отвечать на вопросы. Активизировать словарь, за счёт названий елочных игрушек.
«Пушистый котёнок».
Звук «М»
Зимняя прогулка. Звук «Х»
Январь
1-2
3-4
Каникулы
Зима.
Зимние забавы.
Зимняя прогулка.
Мы играем зимой на прогулке.
Учить составлять предложения или небольшой рассказ о том, что нарисовано на картинке (по опорным вопросам). Развивать общую моторику, выполнять движения в соответствии с текстом, договаривать и запоминать небольшие стихи.
Ах, как весело зимой! Звук «Ч»
Февраль
1-2
3-4
Дикие животные.
Мебель.
В лесу.
Сказка «Колобок»
Много мебели в квартире.
Покупка мебели.
Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. Закреплять знания о диких животных: заяц, лиса, волк, медведь. Образовывать ум. -ласк. суффиксы сущ., правильно употр. сущ. в дат. и вин. падежах.
Развивать зрительное внимание : различать силуэты животных.
Развивать зрительную и слуховую память, воспроизводить последовательность событий в сказке.
Учить называть и показывать предметы мебели. Запоминать и выполнять несложные поручения (2-3 действия). Употреблять предлоги: на, под, в, у. Выполнять речь с движением.
Хомячок «Хома».
Звук «Х»
Гости из леса пришли.
Звуки «И-Ы,
О-У»
Колючий ёжик. Звуки «В-Ф»
Март
1
2
3-4
Наши мамы.
Профессии мам.
Посуда.
Мамочка моя.
Кому что нужно для работы.
Матрешки в гостях.
Вот пришел к нам чайник - посуды всей начальник.
Учить составлять описательный рассказ о маме с опорой на мнемокарту, составлять рассказ цепной структура с использованием предметно-графической схемы.
Знакомить детей с профессиями (врач, продавец, повар, воспитатель).
Учить называть предметы посуды, понимать и использовать обобщающее слово посуда. РСВ: звенит, стучит, льётся. Конструирование и обыгрывание построек из настольного конструктора.
Продолжать развивать зрительное внимание и восприятие, закреплять знания цветов: красный, синий, зелёный, желтый. Разучивание стихов и хороводной игры.
Мамочка моя!
Чаепитие. Звукосочетания: тук-тук, так-так.
Апрель
1-2
3
4
Весна.
Деревья.
Цветы.
Ранняя весна.
Птицы.
Травка зеленеет, солнышко блестит.
Мы цветочки соберем.
Учить сосредотачиваться при наблюдении предметов, рассматривании картин. Понимать сложносочинённое сложноподчинённое предложения. Развивать мелкую моторику, используя элементы самомассажа. Употреблять предлоги В, НА, Около. Составлять небольшой рассказ с опорой на мнемокарту.
Рассматривание и сравнение вороны и воробья. Называние частей птицы, употребление прилагательных. Разучить стихи про птиц.
Показать первую траву и цветы мать-и-мачехи. Уточнить их строение и внешний вид. Согласование сущ. и прил. Различать по внешнему виду и называть некоторые цветы и деревья. Согласование со словами много, один. Разучивание стихов, хороводной игры.
Здравствуй, Весна! Звук «Ч»
Прогулка в лес.
На полянке.
Май
1-2
3
Транспорт.
Игрушки.
Я с машинами играю.
Машина грузовая и легковая.
Мои любимые игрушки.
Я играю.
Повторять за взрослым и называть части машин. Сравнить грузовую и легковую машину. Собирать из геометрических фигур машину (круг, квадрат, прямоугольник, соотнося детали по цвету и размеру.
Знакомство с различными видами городского транспорта: поезд, самолёт, корабль, автобус.
Закреплять знания о знакомых игрушках. Учить стихи А. Барто про игрушки. Учить отгадывать загадки описательного характера. Задания на развитие внимания, памяти, мышления.
Прогулка на паровозике.
Динь-дон, слышен звон со всех сторон. Звук «Д»
Куколки в гостях. Звуки Т-Д.
4 Мониторинг