Оксана Барбусова
Некоторые аспекты воспитательно-образовательной работы с часто болеющими и ослабленными детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете.
Осуществление индивидуального подхода к ослабленным и часто болеющим детям должно состоять не столько в ограничении нагрузок (интеллектуальных, двигательных, трудовых и др., сколько в создании условий для оптимизации деятельности при обеспечении соответствия затрачиваемых ребенком усилий физиологическим возможностям организма. Это достигается путем рациональной регламентации длительности, объема, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребенка условий психологического комфорта.
Публикация «Некоторые аспекты воспитательно-образовательной работы с часто болеющими и ослабленными детьми в ДОУ» размещена в разделах
Целесообразная организация любого вида деятельности ослабленных детей, так же, как и здоровых, должна предусматривать свою, индивидуальную «зону ближайшего развития», что позволит им постепенно совершаться, а не оставаться длительное время на уровне сниженных требований. В связи с этим используемые педагогические методы, которые на первоначальном этапе были щадящими, не должны усугублять уже имеющие у ребенка затруднения в обучении, тормозить познавательное развитие. Следовательно, воспитательно-образовательная работа с ослабленными детьми должна строиться по принципу постепенности увеличения сложности заданий и интенсивности нагрузок и предусматривать максимально широкое использование современных наглядных материалов, технических средств и прогрессивных педагогических технологий.
Анализ проведенных исследований выявил, что среди детей. Характеризующихся нарушениями в состоянии здоровья, более 50% имели низкий уровень двигательной активности; около 30% - отставали в развитии движений, больше всего в таких видах, как бег, метание и др. Значительно снижена у таких детей выносливость мышц спины и живота. Это требует уделять больше внимания отстающим в двигательном развитии ослабленным детям.
Обязательно должно проводиться закаливание часто болеющих детей, так как им прежде всего необходимы коррекция и тренировка терморегуляционного аппарата, укрепление защитных механизмов, обеспечивающих сопротивляемость организма вредным воздействиям и адаптацию к условиям внешней среды. Для закаливания часто болеющих детей. Как правило, используют так называемые щадящие методы – контрастные ножные ванны, влажные обтирания тела, обливания отдельных частей тела и другие общеизвестные способы. В процессе закаливания часто болеющих детей. Как и для здоровых, лучше всего использовать сочетание разных приемов в разных комбинациях и дозировках действующих факторов. Все виды закаливания назначаются врачом, который из всего многообразия средств отбирает наиболее действенные для каждого конкретного ребенка.
По мере улучшения состояния здоровья дошкольников меняются форма и методы закаливания, их сочетание, интенсивность и продолжительность воздействия.
Для успешного выполнения многочисленных оздоровительных и воспитательных задач в работе с часто болеющими детьми крайне важно создать в коллективе спокойную обстановку, атмосферу доброжелательности и психологического комфорта, что обеспечивает благоприятное функциональное состояние нервной системы дошкольника. Это поможет достигнуть необходимого оздоровительного эффекта от используемых средств и методов лечения. Только на фоне положительного эмоционального настроя и душевного равновесия ребенка можно рассчитывать на нормализацию его физического статуса в запланированные сроки. В связи с этим одним из непременных условий успешной оздоровительной работы в группе с ослабленными детьми следует считать реализацию системы мер по охране психоневрологической сферы детей, которая должна пронизывать все виды детской деятельности и отдыха в течение дня. Помимо перечисленных факторов, работа, направленная на гигиену нервной системы, должна включать комплекс методов, способствующих функциональной устойчивости нервных клеток коры головного мозга к утомлению и истощению, повышению сопротивляемости организма стрессовым ситуациям путем использования элементов аутотренинга, психотерапии и психокоррекции.
Известно, что у часто болеющих детей наряду с другими отклонениями в состоянии здоровья нередко наблюдаются нарушения со стороны психоневрологического статуса. Эти функциональные нарушения часто всего проявляются в неустойчивости эмоционального состояния, склонности смене настроения, иногда в агрессивности, что отрицательно сказывается и на характере их поведения, и на взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. В ряде случаев нарушения со стороны нервной системы у часто болеющих детей оказываются первопричиной возникновения некоторых соматических заболеваний, и наоборот. Поэтому чем раньше начнем осуществлять комплекс психогигиенических мероприятий, тем более эффективными будут результаты всей оздоровительной работы.
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему состоянию, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах.
Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.
Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.
Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление часто болеющих и ослабленных детей, осуществляется на основе общепринятых критериев. Главные из них – снижение частоты случаев острой заболеваемости (до трёх в год и менее); совершенствование функций ведущих физиологических систем организма; улучшение физического развития; устранение отставания в развитии движений; повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности; позитивные сдвиги в эмоциональной сфере; улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребёнка на протяжении года позволит считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.
Однако и в дальнейшем дети, у которых ранее отмечались различные функциональные нарушения, ослабленные и часто болеющие должны, находиться под более пристальным наблюдением врача и воспитателя с тем, чтобы предупредить возможные рецидивы заболеваний. Для этой категории детей продолжают оставаться особенно актуальными формирование навыков здорового образа жизни и создание в дошкольном учреждении и в семье благоприятных условий для практической реализации этих навыков на всех возрастных этапах.