Елена Решетюк
Конспект психотерапевтического занятия в ДОУ «Как дети помогли Бабе Яге стать доброй»
▼ Скачать + Заказать документы
Слишком часто мы недооцениваем силу прикосновения, улыбки, доброго слова, чуткого уха, искреннего комплимента или малейшего акта заботы, все, из которых имеют потенциал к изменению жизни вокруг. Лео Ф. Баскаглиа
Тема: «Как дети помогли Бабе Яге стать доброй»
Цель: Расширить мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.
Воспитание истинных ценностей, таких как добро, отзывчивость, сострадание, ответственность, любовь и справедливость
Публикация «Конспект психотерапевтического занятия в ДОУ „Как дети помогли Бабе Яге стать доброй“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Задачи:
1. Формировать умение выражать свое отношение к добру и злу;
2. Расширение эмоционально-поведенческих реакций в сторону более эффективных, безопасных, допустимых;
3. Снять у детей психоэмоциональное напряжение;
4. Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки;
5. Активизировать познавательный интерес;
6. Развитие самоконтроля и умения преодолевать трудности, страхи, агрессивные проявления;
7. Развитие внимания, памяти, воображения, речи; мелкой моторики;
8. Развитие навыков психомоторной регуляции посредством включения элементов телесно-ориентированной терапии
Материал и оборудование: Телефон, магнитофон; расслабляющая мелодия: маска Бабы Яги; картинки: злая и добрая Баба Яга, Кащей Бессмертный, Кикимора Болотная, Леший ; демонстрационный материал: «Подбери заплатку к платью»; клубок ниток;
кочки (картонные, овальной формы); палочка волшебная; метла.
Предварительная работа: Знакомство со сказочным персонажем – Бабой – ягой
предварительное чтение художественной литературы (русская народная сказка «Гуси – лебеди», беседа на тему: «Как помочь Бабе Яге стать доброй»
Педагог – психолог : Здравствуйте, дорогие детки! Я очень рада нашей встрече! Предлагаю, по нашей с вами традиции, поздороваться друг с другом, ласково называя по имени.
Дети : Здравствуй, Коленька!
Педагог – психолог : А теперь здороваются наши пальчики (с большим пальцем соприкасаются остальные, на обеих руках)
Хором все вместе:
Я здороваюсь везде,
Дома и на улице,
Даже, здравствуй, говорю,
Я соседской курице!
Педагог – психолог : А что мы планировали сделать на сегодняшнем занятии, помните?
Ответы детей: Отправиться в лес к Бабе Яге.
Педагог – психолог : А цель, мы перед собой какую поставили? Путешествие к Бабе Яге – это ведь, не такое уж безопасное мероприятие?
Ответы детей: Мы должны помочь Бабе Яге стать доброй!
Педагог – психолог : Молодцы, не забыли! Нужно ей предварительно позвонить. (набирает номер на телефоне)
Гудок
Педагог – психолог : Ало! Баба Яга? Мы с тобой на прошлой неделе договаривались о встрече. Ты не передумала? Дети нашего садика хотят с тобой познакомиться и помочь стать доброй. А как до тебя добраться? Перейти через болото, так, перебраться через горы, так, и мы на месте. Очень, хорошо! Итак, дети готовы? Не боитесь? Тогда в путь! А кто же нам дорогу покажет? Дети, догадайтесь!
В старых сказках
Он, как компас!
С ним никто не пропадёт,
Бросишь сразу на тропинку,
И беги за ним вперёд!
(Волшебный клубочек)
Ответы детей:
Педагог – психолог : (бросает на пол клубочек ниток) Пойдемте за ним скорее. А вот и болото. Прыгаем по кочкам, только осторожно, не оступитесь, а то увязните в болоте!
Ножки, ножки бежали по дорожке,
Бежали лесочком, бежали по кочкам,
Прыг-скок, прыг-скок;
Педагог – психолог : (бросает на пол клубочек ниток) Смотрите! Горы!
Гора к горе, плечом к плечу,
Насколько видит глаз,
О! Как они могучи!
Педагог – психолог : Идем дальше, дети или вернемся назад?
Дети : Нет! Идем! Мы не боимся!
Педагог – психолог выстраивает детей в цепочку по вычерченной линии (это и есть «гора» – дети идут над «обрывом») и каждый ребенок должен пройти по очень узкой тропинке – ноги идущего должны находиться на уровне линии стоящих. Идут лицом к лицу, есть необходимость тесного взаимодействия, удержать равновесие, обхватывая «выступы гор» - туловище стоящих в роли «гор»
Впереди идёт Егор (имя первого ребенка,
Очень хочется ребятам,
Покорить вершины гор.
Педагог – психолог : А вот и Баба Яга нас уже встречает! (надевает маску злой Бабы Яги)
Баба Яга: А! Попались! А вот я вас сейчас возьму и съем всех! Вы сами ко мне пожаловали на обед! Ха! Ха! (потирает руки)
Дети с помощью психолога : Не ешь нас Баба Яга, мы пришли тебе помочь! хотим, что бы у тебя жизнь другая была, хорошая!
Баба Яга: Добренькие? Да? А что у меня плохая жизнь, что ли? (метлой грозит); Зачем это мне надо стать доброй? Что вы там по телефону мне болтали?
Ответы детей: Ты же совсем одинока, грустно и скучно живешь и обидно наверно тебе, когда другие радуются, дружат, ведь со злыми никто водиться не хочет.
Баба Яга: Ну и что? Зато мне никто не мешает, хочу сплю, хочу ем, хочу кого – ни будь попугаю, гадость какую – ни будь сотворю. По лесу зверушек разных погоняю, путников с дороги собью
Дети : Разве это жизнь? Ты наверняка добрых слов даже не слышала никогда ни от кого, и не знаешь, как от этого на сердце тепло становится, радостно! Тебя все обходят стороной, за твои злые дела! И некому помочь, когда трудно и пожалеть, особенно, когда заболеешь! И радости нет никакой в твоей жизни. Какая от злых дел может быть радость? Подумай сама! (Детям помогает психолог с вопросами)
Баба Яга: Никто не помогает, радости нет (задумалась). А и правда, когда я болела недавно, сильно мне было плохо, жаб кислых наелась – животик у Бабуси разболелся. И даже водичку некому было мне подать (грустит) И праздников у меня, правильно нет и на день рождения никто ко мне не приходит. (загрустила сильнее);
Меня никто не жалеет! (начинает подплакивать);
И добрых слов никто не говорит (плачет)
Никто не говорит! (рыдает в голос)
Бедная я бедная! (рыдает)
Несчастная я несчастная! (рыдает)
Одинокая я! Одинокая! Нет у меня друзей! Одни только злыдни: Кикиморы болотные, да Лешие лесные, да Кащей Бессмертный (рыдает) Некому мне доброе слово сказать (рыдает) (психолог демонстрирует картинку Кикиморы болотной, Лешего и Кащея Бессмертного)
Психолог : Это хорошие друзья, дети?
Дети : Они тоже злые!
Баба Яга: пожалейте меня, пожалейте, хоть вы детки! Нет больше моих сил! (садится на стульчик, дети ее обступают, гладят по голове и говорят комплименты
Дети : Хорошая бабушка, бабулечка, красотулечка, милая, все у тебя будет хорошо!
Баба Яга: Что у меня может быть хорошего? Вы вон, какие все нарядные, а мои вещи совсем износились! Хоть бы мне подсказали, какую заплатку на платье поставить? (демонстрационный материал – платье с недостающим фрагментом и заплатками с разными узорами)
Дети указывают на нужную заплатку
Баба Яга: А я что в ответ вам должна сделать? Может в мышей превратить?
Дети : Нет! На добрые дела, в ответ нужно добрые слова сказать – «Спасибо!»
Баба Яга: Спасибо! Приятное слово! А вы их много знаете? Научите?
Дети : «Спасибо», «пожалуйста», «здравствуй», «до свидания!» и т. д.
Баба Яга: Повторяет слова за детьми. Они и вправду какие - то волшебные, от них действительно на сердце тепло становится.
Звуки вороньего карканья
Баба Яга: Что ты там, ворон мне каркаешь? Что я теперь на себя не похожа? Разнюнилась? Теперь меня любой обидеть сможет? Ах, вы хитрые дети! Вы меня пришли погубить? Не бывать по- вашему! Тары, бары, расто - бары! Превращайтесь все вы в страшных жаб! (взмах палочкой волшебной) Ой! А во что это вы превратились? В семена какие – то. Ошибочка вышла! Впрочем, сейчас налетят птицы и пусть склюют их, а я пойду подремлю, устала я от ерунды этой. «Сюси», «муси», «спасибо», «пожалуйста», «привет», «пока»… Вот я наивная – обед свой упустила, уши развесила. «доброта», «милота прелестная», тьфу, аж противно! отворачивается
Баба Яга снимает маску и это уже педагог – психолог :
Теплый луч упал на землю и согрел в семена. (Звучит нежная, расслабляющая мелодия)
Из семян проклюнулись росточки.
А из росточков выросли прекрасные цветы.
Цветки нежатся на солнце, подставляют теплу и свету каждый свой лепесток,
поворачивая свою головку вслед за солнцем.
Выразительные движения.
Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова,
распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок расцвел;
голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.
Мимика радости, удовольствия. Глаза полузакрыты: улыбка, мышцы лица расслаблены.
Баба Яга (в маске) : Ой! Какие красивые цветы! Никогда таких не видела! Почему не
удалось мне их погубить! Видно, какая- то сила у этих детей есть! Надо их расколдовать и
спросить об этом! Тары, бары, расто - бары! Ничего не получается!
Баба Яга подходит поближе к «цветкам» : А ведь только они меня пожалели за всю мою
жизнь! А какие добрые слова говорили : «Бабулечка», «Красотулечка»! «Мы к тебе
приходить будем, помогать»! Что же я натворила! Их ведь мамы, воспитатели ждут! И моя
мама переживала бы. Что же мне теперь делать? (Плачет, и слезы «капают», имитирует с
помощью жестов и роняет пальцами на головы детей, они оживают)
Баба Яга: Да как же это получилось? Радость – то какая!
Дети : Это доброта совершает чудеса! Бабулечка, пришло время отправляться нам в
Обратную дорогу. Ведь путь не близкий, нас уже воспитатель и родители заждались,
переживают. (психолог подсказывает)
Баба Яга: А как же я? Опять одна?
Дети : Нет! Не одна! Мы к тебе в гости приходить будем, общаться по телефону.
Приглашаем к нам на все праздники! И просто на чай! Ты очень добрая и хорошая!
Мы тебя полюбили!
Баба Яга: И я вас! Только я улыбаться не умею, может научите!
Упражнение «Улыбнись – рассердись». (релаксационные движения под расслабляющую музыку)
Психолог : дети садимся, улыбаемся! Покажем Бабе Яге, как мы умеем улыбаться! (психолог в руках держит маску Бабы Яги)
Улыбаемся – все тело расслаблено, все вокруг хорошо (пауза).
Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается (пауза)
И снова все хорошо, мы улыбаемся.
(Психолог надевает маску, берет картинки злой Бабы Яги и доброй)
Баба Яга: Вот какая я была раньше – страшная, злющая! (показывает картинку злой Бабы Яги). А теперь я стала добрая, милая (показывает доброе изображение)
Спасибо вам, добрые дети! Теперь я навсегда такой останусь! Добрым быть гораздо лучше!
Баба Яга прощается с детьми, угощает вкусными змейками (конфеты – жвачки, мармеладки) : До свидания! В добрый путь!