Гульназ Султанова
Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка раннего возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка раннего возраста в ДОУ
Сопровождение ребёнка и семьи в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка с нарушениями эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. Основной смысл просвещения и сопровождения заключается в том, чтобы знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, разъяснять результаты исследований, формировать потребность в знаниях и желание использовать их в воспитании ребёнка или в интересах развития собственной личности.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка раннего возраста в ДОУ» размещена в разделах
Слайд 3 Цель психолого-педагогической работы :
- создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, гармоничного развития их личности и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; помощи детям в адаптации к дошкольному учреждению;
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
При взаимодействии с детьми происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди, животные. Жизнь ребенка не стоит на месте, он каждый день узнает, что - то новое. И для того чтобы ребенок развивался необходимо присутствие взрослого, который поможет раскрыть все тайны такого большого мира.
Слайд 4 Основной целью работы с детьми является сопровождение ребенка, как система профессиональной деятельности «команды» специалистов направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей.
Слайд 5 Работа с детьми и родителями строится по следующим направлениям:
Психодиагностика
Психокоррекция
Психопрофилактика
Психопросвещение
Психоконсультирование
Слайд 6 Психодиагностика - это изучение индивидуальных особенностей личности ребенка :
1. Диагностика индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии корригирующего воздействия;
2. Диагностика динамики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного коррекционно - развивающего процесса;
3. Выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении;
4. Определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы.
Психодиагностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации.
Структура и формы:
Слайд 7 Система психодиагностической работы строится следующим образом. В начале учебного года проводится экспресс-диагностика уровня психического развития детей для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. На основе углубленной диагностики строится коррекционно-развивающая работа.
Слайд 8 По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям я провожу углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Слайд 9 Психологическое обследование ребенка в детском саду, так же проводится по просьбе воспитателя, родителя заинтересованного в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Перед обследованием проводится беседа с воспитателем, где выясняется, как воспитатель оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в воспитании и обучении. Далее собираются первоначальные сведения о семье ребенка. Предварительное наблюдение за ребенком в группе его общение с другими детьми и воспитателем, поведение и выполнение заданий на занятиях, соблюдение режимных моментов помогает мне создать представление о ребенке, найти пути установления контакта с ним и наиболее продуктивно построить психологическое обследование.
Слайд 10 Исследование ребенка, направлено на постепенное изучение целостной картины развития ребенка :
1) анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц;
2) беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана;
3) сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования);
Результатом анализа данных обследования должно стать представление не о количественном уровне развития той или иной функции, а об общем типе поведения ребенка. Только целостный психологический портрет дает возможность выработать рекомендации для родителей и воспитателей.
Слайд 11 Следующее направление это Психокоррекция
Целью данного направления является содействие полноценному психическому и личностному развитию, а так же создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Психокоррекция это - это систематическая работа с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям, а так же развивающие групповые и индивидуальные занятия по результатам обследования и просьбе воспитателя, родителя затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо обучающую проблему.
Слайд 12 Структура и формы:
В развивающей работе я ориентируюсь на средневозрастные нормы развития детей, для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития, который может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Так же я осуществляю коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием всех специалистов ДОУ.
Обязательно:
1. Выстраиваю индивидуальную траекторию развития ребенка в процессе консультирования.
2. Слайд 13 Провожу коррекционно-развивающие занятия с детьми с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных).
3. Слайд 14 Групповые и индивидуальные психокоррекционные занятия – это работа с проблемами в эмоциональной и познавательной сферах по программе Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»;
4. Слайд 1 4 Также провожу занятия с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению по программе А. С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению»
Ожидаемые результаты:
Слайд 15 При правильном подборе необходимого диагностического материала, игр и упражнений предполагается улучшения, устранения имеющихся нарушений у детей, а так же повышения уровня развития детей. При взаимодействии с детьми используется принцип от простого к сложному, содержание расширяется и углубляется.
Слайд 16 Поэтому любой ребенок может в своем индивидуальном темпе развивать свои познавательные способности, обучаться навыкам общения, умению сотрудничать, понимать свои и чужие эмоции.
Слайд 17 Т. к. занятия строятся в доступной, игровой форме, интерес поддерживается на протяжении всего занятия. Во время занятий дети сидят, стоят в кругу, что создает ощущение целостности, психологический комфорт и облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Программы содержат ряд конкретных технологий, и четкое следование которым позволяет добиться положительных результатов.
Слайд 18 Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Слайд 19 Для улучшений самочувствия детей серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Это не просто налаживание более тесной связи с семьей, а такие формы, как посещение родителями группы в любое время, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, днях рождениях.
Взаимодействие с родителями обычно начинается с ознакомительной беседы при принятии ребенка в детский сад. В беседе выявляются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, их пожелания к работе воспитателей, предполагаемая степень участия в работе учреждения, устанавливаются партнерские, доброжелательные отношения родителей с педагогами и специалистами. Мы приглашаем родителей с детьми, посмотреть детский сад, будущую группу, показываем оснащение сада (учебный и игровой материал, площадку для прогулки и т. д. Такая демон-страция удовлетворит детское любопытство и поможет родителям почувствовать себя более уверенно, ощутить свою причастность к происходящему в детском саду.
Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, педагогов, повышение их психолого- педагогической культуры.
В круг актуальных вопросов, предлагаемые родителям и педагогам, должны входить:
- возрастные особенности детей;
- условия, необходимые для полноценного психологического развития;
Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д., а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.
Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений.
В рамках реализации данного направления необходимо заботиться о создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса: детей, педагогов и родителей.
Слайд 20 Важной профилактической процедурой в работе является сопровождение периода адаптации поступающего в ДОУ ребенка. Решение этой проблемы, как и любой другой, требует комплексного подхода. Медицинский персонал занимается сбором полного анамнеза, администрация и психолого- педагогическая служба информируют родителей об особенностях адаптации дошкольников, отслеживают сам процесс привыкания ребенка и корректируют его при необходимости. Важно, чтобы вновь поступающие дети приходили постепенно, тогда педагог сможет уделить им достаточно внимания, тем самым облегчить процесс привыкания.
Слайд 21 Психологическое консультирование
Задачи:
• Организовывать методическую помощь педагогам ДОУ по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО.
• Обеспечивать оказание консультативной помощи всем участникам образовательных отношений.
• Оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами в жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Повышение психологической культуры воспитателей, педагогов, родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Слайд 22 Также на базе МАДОУ детский сад № 18 в рамках реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» являющегося частью национального проекта «Образование осуществляет свою работу Консультационный центр. Консультационный центр создан с целью повышения доступности и качества дошкольного образования через развитие вариативных форм дошкольного образования и совершенствования методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям воспитывающих детей дошкольного возраста, не получающие услуги дошкольного образования в образовательной организации. В состав консультационного центра входят специалисты: заведующий образовательным учреждением, старший воспитатель, педагог – психолог, учитель-логопед, старшая медицинская сестра и инструктор по физической культуре.
Слайд 23 Организация предоставления услуг по оказанию педагогической помощи осуществляется на основании: обращения родителей, зарегистрированных в установленном порядке в журнале регистрации родительских обращений. В ДОУ разработано и утверждено Положение о консультационном центре, ежегодно составляется план работы на учебный год.
Взаимодействие с родителями и детьми в консультационном центре проводится во время пандемии в онлайн режиме.
Слайд 24 Кроме устных консультаций, консультаций в сети интернет родители получают полезную информацию на печатных и электронных носителях: буклеты, памятки, подборки практического материала.
Слайд 25 Наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома, в формировании практических навыков.
Слайд 26 Психологическое просвещение
Наиболее удачной формой работы с семьей является родительский клуб, где в отличие от собраний общение основано по схеме назидательно-поучительной, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями или педагогами.
Слайд 27 Понимая степень занятости родителей, также используются такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Почта доверия», выпуск бюллетеней, мини журналов. Для всех членов семьи предоставляется возможность с помощью короткой записки высказать свои сомнения по поводу развития ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.
Благодаря налаживанию сотрудничества педагогов и родителей постепенно определяется ведущая проблема в семье, которую взрослые считают наиболее важной причиной, мешающей им заниматься с ребенком. Затем показываются возможности ее решения. Как правило, именно эта причина вызывает ведущее нарушение в структуре педагогического процесса, которое выражается в виде выпадения или дисфункции какого-либо компонента воспитания.
Слайд 28 Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:
• Поставленные цели и задачи реализуются
• Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем
• Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых
• Происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы
• Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.
Слайд 29 И прав был В. А. Сухомлинский, когда сказал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».