Приложение МААМ

Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей дошкольного возраста (2 фото)

Регина Шашерина
Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно ФГОС ДОО, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности педагога - психолога любого дошкольного учреждения.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС, ключевая линия дошкольного детства — стремление к познанию, приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид дошкольного детства — игру.

Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность).

Познавательное развитие должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом.

Целью моей работы является создание психолого – педагогических условий для полноценного познавательного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Познавательные способности дошкольников - активность, которая проявляется в процессе познания и выражается:

• в заинтересованном принятии информации,

• в желании уточнить, углубить свои знания,

• в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы,

• в проявлении элементов творчества,

• в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Из потребности в новых впечатлениях рождаются познавательные способности. У дошкольника формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности.

Для развития познавательных способностей необходимо дать детям возможность самостоятельно добывать знания с помощью вопросов, проблемных ситуаций, в которых дети учатся думать, анализировать, делать выводы.

Без участия психических познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.

Для благополучного развития познавательных способностей дошкольников провожу следующую работу:

• кабинет педагога – психолога оснастила учебными пособиями, тестовыми материалами, наборами для игровой терапии;

• составила буклеты для родителей и воспитателей: «Развиваем мышление», «Развиваем внимание», «Развиваем память», «Развиваем речь», «Развиваем воображение», «Развиваем восприятие»;

• подготовила консультации для родителей и педагогов ДОУ по теме «Познавательное развитие дошкольников»;

• систематизировала в картотеке материалы по данной теме;

• разработала серию занятий по познавательному развитию дошкольников;

• создала банк презентаций по познавательному развитию дошкольников;

• подготовила интерактивные игры, направленные на развитие познавательных способностей дошкольников.

В структуру занятия включаю дидактические и подвижные игры и упражнения, практическую работу с различными материалами и строительным конструктором, массажными мячиками и су – джок, графические упражнения, элементы арт – технологии, рисование, ведь в процессе ИЗОдеятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка.

Занятия с детьми провожу как подгруппами, так индивидуально и систематически, придерживаясь определенной схемы.

В начале каждого занятия провожу гимнастику, направленную на развитие мелкой моторики и снятия эмоционального напряжения, используя современные пособия, с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает активность ребенка. Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, специально составила красочные игры – презентации, которые использую в своей работе, они вызывают у детей много положительных эмоций, а игра вовлекает их в образовательный процесс.

Такие игры дают возможность почувствовать себя равноправным членом коллектива, дети приобретают уверенность в собственных силах, удовлетворяют познавательные интересы, помогают ориентироваться в окружающем мире, обогащают опыт. Игра может проводиться как с группой, подгруппой воспитанников, так и индивидуально.

В процессе игры происходит развитие таких психических процессов, как внимание, мышление, воображение, память, восприятие и речь.

Для развития познавательных способностей в мультимедийные игры включены такие задания, которые дают возможность детям самостоятельно добывать знания с помощью вопросов, проблемных ситуаций, в которых дети учатся думать, анализировать, делать выводы.

Активно использую современный планшет «Узорная шнуровка»

Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей дошкольного возраста

ействия с подобными наборами способствуют развитию тонких движений пальцев рук, что особенно актуально для детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, а также способствует речевому развитию дошкольника.

Назначение игр-шнуровок:

• развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

• развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

• формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

• способствуют развитию речи;

• развивают творческие способности.

В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Творческое рисование шнурком способствует развитию таких важнейших качеств, как наблюдательность, пространственное мышление, воображение, умение концентрировать внимание, воспитывают эмоционально – волевые качества детей, которые могут выражаться в настойчивости достижения результата и чувства радости.

Фото №1 Согласно ФГОС ДОО в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса

еобычный способ создания узоров способствует развитию детской фантазии, а яркие шнурки и эксперименты с ультрафиолетовым освещением превращают занятия в увлекательную и веселую игру, которая быстро увлекает воспитанников. Создание общего узора при соединении всех панелей в единую групповую композицию способствует формированию коммуникативных навыков, активизирует познавательную деятельность. «Узорная шнуровка» успешно используется на коррекционно – развивающих занятиях:

• развитие крупной и мелкой моторики;

• развитие познавательной активности,

• развитие эмоционально – волевых качеств;

• развитие творческих способностей.

Незаконченный рисунок – хороший способ увлечь и заинтересовать дошкольника любого возраста. Здесь необходимо дополнить рисунок красочными стикерами.

Воспитанники очень увлекаются подобным видом деятельности, здесь есть возможность проявить фантазию. Очень важно, если воспитаннику не понравился выполненный им результат, он может переклеить стикер иначе или поменять цвет. Как итог – у воспитанников развиваются познавательные процессы и они уже не бояться допускать ошибку, появляется осознание того, что любую ошибку можно исправить.

Таким образом, необходимо помнить об индивидуальных особенностях воспитанников, о специфики каждого возрастного этапа, о ведущем виде деятельности и типе мышления в дошкольном детстве, тогда при систематическом, целенаправленном и своевременном воздействии на дошкольника со стороны взрослых, возможно успешное развитие познавательных способностей.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: из семьи ребёнок попадает.

Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста Согласно учению Д. Б. Эльконина период раннего детства составляет возраст от года до трех лет. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного.

Психолого — педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью Общеизвестно, что развитие аномального ребёнка, коррекция и компенсация нарушенных у него функций в значительной степени зависят от условий.

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: из семьи ребёнок попадает.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО Уважаемые коллеги! Каждый год дошкольные организации открывают свои двери новым воспитанникам, и перед нами встает проблема: как организовать.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения. На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными.

Статья Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации ребенка 6–7 лет к условиям школьного обучения» Раздел: Организация психолого-педагогического сопровождения и образование детей. статья принята к публикации в сборник тезисов и статей.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» Рыбакова Ольга Николаевна, E-mail: logoped_ron@mail.ru Аннотация. Данная статья посвящена вопросам психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в детском садуПсихолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в детском саду Молодые специалисты, которые приходят в дошкольное учреждения, испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 мая 2017 в 16:50
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Регина Шашерина (УИ 549892) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД