Папки-передвижки

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период

Лилия Сухань
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы

Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребё нка: из семьи ребёнок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребёнка с 1 года до 2-2,5 лет характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период» размещена в разделах

Чёткая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, педагога-психолога и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном заведении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Объединив свои усилия, родители и педагоги обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, и тогда можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменение в жизни ребёнка - ему на благо.

Взрослые должны организовать жизнь ребёнка так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Для успешного прохождения адаптации детьми к ДОУ определены задачи:

• Установление единства в воспитании детей в ДОУ и семье;

• Создание атмосферы безопасности и доверия в системе «педагог—ребёнок — родитель»

• Помощь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОУ.

• Оказание психолого-педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребёнка в новых социальных условиях;

• Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

• Активное вовлечение родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста.

• Повышение уровня психологической культуры родителей.

• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Для решения этих задач педагогами осуществляется контроль адаптации детей к детскому саду. В первый месяц посещения ребенком детского сада ежедневно отслеживается его поведение, эмоциональное состояние, состояние здоровья.

Психолог совместно с воспитателями заполняет «Лист адаптации», в котором учитываются множество характеристик, что позволяет дать качественную оценку факторов адаптации ребенка к детскому саду и избежать субъективности.

Уровень, т. е. успешность адаптации выводиться исходя из продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций (легкая степень 1-7дней, средняя 8-21, усложненная 22-35, дезадаптация свыше 35 дней). «Лист адаптации» можно показывать родителям, если они интересуются, как проходит адаптация их ребенка, но это решается в индивидуальном порядке.

В августе составляется план-график выявления уровня развития детей в эпикризные сроки (периоды в жизни ребёнка, за которые он приобретает новые навыки). Обследование проводится с помощью определенного материала в естественных условиях жизни малыша по каждому возрасту (1год 3месяца, 1год 6месяцев, 1год 9месяцев, 2года, 2года 6месяцев, 3года).

Ведется контроль развития ребенка, дается оценка ведущим, определяющим линиям (сферам) развития:

На втором году жизни:

- развитие понимания и активной речи;

- сенсорное развитие;

-развитие игры и действий с предметами;

- развитие общих движений;

- формирование навыков самостоятельности.

На третьем году жизни:

- развитие активной речи;

- сенсорное развитие;

- развитие игры и действий с предметами;

- формирование изобразительной и конструктивной деятельности;

- развитие общих движений;

- развитие навыков самостоятельности.

Результаты оценки уровня развития детей заносятся в карту нервно-психического развития, которая хранится у педагога-психолога. В картах отмечены группы развития: дети с нормальным развитием – те, у кого все показатели соответствуют календарному возрасту, и с задержкой развития- в зависимости от количества несформированных навыков.

С детьми, имеющими задержку развития проводятся специальные занятия, в которых можно использовать:

- игры с водой, сухой бассейн;

- музыкальную терапию;

- арт-терапию (рисование пальцами, лепка);

- релаксационные игры;

- пальчиковые игры;

- психогимнастику.

Проводя коррекционно-развивающую работу с детьми раннего возраста, педагоги учитывают следующие требования:

1. Согласно возрастной норме продолжительность занятий занимает да 12 минут.

2. Количество детей в группе должно быть 6-8 человек, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

3. Обязательны повторы занятий или игр, т. к. дети раннего возраста любят знакомые игры, и повторяющиеся упражнения воспринимаются ими легче.

4. Должно присутствовать эмоциональное общение с каждым ребенком на занятии, которое обязательно должно включать: контакт глаз, прикосновение, улыбку, ласковую улыбку.

Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, насколько это серьезно, поэтому специалисты ДОУ должны помочь не только ребенку, но и семье. Такая помощь может быть представлена в форме:

1. Просвещения педагогов и родителей - это консультации по режимным моментам; родителям очень важно ознакомиться с режимом дня в группе и перенести его в семью, чтобы облегчить ребенку привыкание и адаптацию. Следующая форма просвещения – беседа- с родителями нужно разговаривать, информировать о том, что первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения - это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушению его аппетита, сна, эмоционального состояния, при этом как раз и необходима помощь специалистов. Для родителей подготовлена актуальная информация на заданную тему.

2. Анкетирование или опросник родителей выявляет насколько нужна ребенку дополнительная помощь специалистов. Для детей с тяжелой адаптацией, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и поддержке, специалисты совместно разрабатывают индивидуальную программу сопровождения. Она включает в себя: наблюдение за детьми в период адаптации, ведение адаптационных листов, карт наблюдений, диагностику, выявляющую факторы, затрудняющие адаптацию и сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные возможности.

3. Для воспитателей необходимы - рекомендации по эффективной организации адаптационного периода и обучение приемам психопрофилактики.

4. Важна помощь в организации благоприятной, психологически безопасной развивающей среды (естественной, комфортабельной, уютной обстановки, создание положительного микроклимата в группах, музыкальные игры, хороводы, элементы танцевальных движений, песни, которые оказывают позитивное влияние на ребенка и способствует более быстрой его адаптации).

5. Для детей, испытывающих трудности адаптации целесообразно составление индивидуального режима адаптационного периода, например,- сокращения времени пребывания в д/с, фрагментальное присутствие родителей в группе, что облегчит привыкание ребенка и его социализацию.

6. Необходим обязательный контроль за эмоциональным состоянием и здоровьем ребенка в период адаптации. Организация специалистами и педагогами коррекционной работы с детьми через игровую деятельность, направленную на формирование коммуникативных и социальных навыков, дружеского общения с детьми, снятия эмоционального напряжения, активного взаимодействия со сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что четкая, профессионального слаженная и продуманная работа воспитателей, специалистов, педагога – психолога и медицинского работника, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог положительного течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Список литературы:

1. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М. : «Айрис Пресс», 2005

2. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград: «Учитель». 2012

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребёнка с задержкой психического развития (В помощь педагогам-психологам) Задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место.

Игры-забавы для развития эмоциональной устойчивости у детей раннего возраста в адаптационный период К ребёнку, то есть к вопросам воспитания следует Относиться с величайшим уважением. Ювенал, римский поэт-сатирик. Раннее детство-период.

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении. Добиться успеха не означает,.

Консультация для родителей «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период»Консультация для родителей «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период» Уважаемые родители, в вашей жизни и в жизни вашего ребенка наступил очень ответственный период: поступление в детский сад - новое для него.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО Уважаемые коллеги! Каждый год дошкольные организации открывают свои двери новым воспитанникам, и перед нами встает проблема: как организовать.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения. На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении,.

Адаптационный период в группе раннего возраста, или Как помочь детям адаптироваться в детском саду Сложнейшее время для ребенка-время его адаптации в детском саду. Работая в группе раннего возраста,понимаю, что это время можно сделать менее.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Карапузы» «Адаптационный период»Родительское собрание в группе раннего возраста «Карапузы» «Адаптационный период» Тема: «Адаптационный период» Форма родительского собрания: круглый стол. Цель: Познакомить родителей между собой, научить их партнерским.

Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в детском садуПсихолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в детском саду Молодые специалисты, которые приходят в дошкольное учреждения, испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период
Опубликовано: 5 марта 2017 в 07:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Сухань в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД