Анастасия Котлова
Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО
Уважаемые коллеги! Каждый год дошкольные организации открывают свои двери новым воспитанникам, и перед нами встает проблема: как организовать работу организации так, чтобы малыши безболезненно и в более короткие сроки адаптировались к условиям детского сада. С этой целью нами был реализован проект по адаптации детей к детскому саду.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО» размещена в разделах
Для начала вспомним, что же такое адаптация. Это, прежде, всего динамический процесс, то есть процесс, изменяющийся во времени, и имеющий свое начало, логическое развитие и конец. При этом стоит обратить внимание на то, что все реакции, возникающие у участников процесса адаптации, направленны на поддержание устойчивости психики и организма в целом, а, значит, полезны и выполняют очень важную задачу по сохранению организма как системы в балансе. А значит, необходимо иначе взглянуть на отрицательные эмоции, испытываемые участниками процесса адаптации и не расценивать их как однозначно негативный компонент.
Кто же они, участники адаптационного процесса? Это конечно ребенок, родитель и педагог. Традиционно основной акцент в вопросе адаптации ставится на непосредственной работе с детьми раннего возраста, поскольку затруднения детей наиболее очевидны. В результате проведенного проекта нами было отмечено, что не только ребенок сталкивается с определенными трудностями и переживаниями, но и остальные участники испытывают стресс, который откладывает отпечаток на успешность протекания процесса адаптации ребенка к детскому саду. Такой эффект возникает благодаря особенности психики ребенка раннего возраста : его отношение к какому-либо событию формируется на основе отношения и реакции значимого взрослого к данному событию. Так если родитель испытывает недоверие и страх к детскому саду, то отношение ребенка к дошкольному учреждению сформируется соответствующее.
Из диаграммы на слайде можно увидеть, что состояние участников процесса адаптации оказывают влияние на всех, а значит, в процессе адаптации необходимо организовывать сопровождение всех участников процесса адаптации.
Сейчас нам хотелось остановиться на данном вопросе более подробно и рассмотреть причины стресса, реакции на него и какие мероприятия способствуют снижению негативных последствий.
В первом блоке слайда вы можете увидеть причины вызывающего стресса, во втором блоке реакции на стресс и в третьем предлагаемые нами мероприятия.
На первом этапе важно познакомить родителей с тем, что ждет их в стенах детского сада. Для этих целей мы проводим первое установочное собрание примерно за три месяца до начала открытия группы. На нем мы знакомим родителей с организационной информацией, а так же с понятием процесса адаптации и раздаем памятки «Как подготовить ребенка к детскому саду», после этого у родителей есть возможность познакомиться с группой и воспитателем.
Как показывает практика, такая форма работы помогает снизить родительскую тревогу и настроить с родителями доверительное отношение, а так же подготовиться родителям самим и подготовить ребенка к детскому саду.
Второй блок работы это обеспечить родителей доступной консультационной информацией по вопросам адаптации и по возрастным особенностям раннего возраста. Для этих целей нами был подготовлен сборник консультаций «Решебник для родителей». В этой подборке мы разместили на наш взгляд самую актуальную информацию.
Другая форма работы – индивидуальные консультации родителей по вопросам взаимодействия родителей с детьми. Воспитатели обращают внимание на то, как общаются родители с детьми, на основе наблюдения выделяем группу родителей с неэффективными формами общения и приглашаем их на консультацию к педагогу-психологу. Так мама, испытывающая чувство вины и стыда за то, что ее ребенок плачет в детском саду, постоянно его ругала и наказывала за слезы. Изменение стратегии общения с наказания на поддержку положительно сказалось на состояние ребенка в детском саду и через неделю симптомы дезадаптации уменьшились.
Третий бок работы с родителями – это повышение качества общения родителей с детьми. Эффективной оказалась такая форма работы как совместные с детьми родительские гостиные, на которых мы показываем в какие совместные игры с ребенком можно играть дома, на улице, какие книжки читать и т. д.
Как правило, педагогом на группе раннего возраста работают молодые специалисты, которые не достаточно знакомы с особенностями протекания адаптационного процесса у детей раннего возраста. Мы заметили, что традиционные консультации не являются эффективной формой работы, поскольку носят исключительно обзорный характер.
Наиболее эффективными формами работы оказались проектный метод, когда педагог с помощью педагога-психолога и старшего воспитателя самостоятельно погружается в изучаемую проблему.
Вторая эффективная форма работы – круглые столы по обсуждению трудных случаев. Мини-консилиум помогает более глубоко изучить случай, выработать единый подход педагогов в отношении ребенка с дезадаптацией.
Педагоги испытывают коллосальное напряжение, которое помогаем снять с помощью релаксационных тренингов.
В работе с детьми мы придерживаемся традиционной схемы постепенного погружения ребенка в пространство детского сада, при этом сроки вхождения определяем индивидуально. Как только ребенок начинает чувствовать себя в детском саду лучше мы увеличиваем продолжительность пребывания ребенка в детском саду. В этот период педагогу важно установить доверительные отношения с ребенком, после этого необходимо познакомить ребенка с пространством группы, показать игрушки, обозначить его место в группе (стульчик, место за столом, кабинку, кроватку т. д.) и только после того, как ребенок активно освоит пространство детского сада подводить его к совместным играм с другими детьми.
При этом, исходя из постулата, озвученного нами в начале выступления, мы поддерживаем то стояние, в котором приходит к нам ребенок. Если ребенок плачет, педагог предложит погрустить вместе с ним, если сидит на стульчике и не подпускает к себе никого, педагог будет постепенно приближаться к ребенку пока тот не будет готов вступить с ним в тесный контакт и т. д. Реакция педагога на то или иное состояние ребенка всегда обсуждается с педагогом-психологом.
Для того, чтобы ребенок смог быстрее прожить свои отрицательные эмоции в наших группах организованно специальные зоны. Так же справиться с переживаниями помогают коррекционно-развивающие занятия, направленные на снижение стресса. Нами разработана структура адаптационного занятия, которое состоит из трех блоков игр, направленных на снижение эмоционального напряжения, отреагирование негативных переживаний и повышающих уровень коммуникативных навыков детей. Так же нами была оформлена большая картотека игр, упражнений, музыкальных произведений релаксационного характера, которые педагоги используют в различные режимные моменты.
И в заключении хотелось бы отметить, что организация нашей работы по сопровождению детей раннего возраста в процессе адаптации к детскому саду способствует решению следующих задач, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.