Анна Ерохина
Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно учению Д. Б. Эльконина период раннего детства составляет возраст от года до трех лет. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей.
Американский психолог Глен Доман доказал, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70%, и потому чем раньше начать целенаправленную, систематическую работу с детьми, тем больше ребнок накопит необходимый опыт деятельности и общения, получит багаж знаний, умений и навыков.
Публикация «Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2017
Период раннего детства имеет ряд качественных психических особенностей. Социальная ситуация развития ребенка данного возраста представлена формулой: «ребенок -предмет -взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания. Разворачивается совершенно новая форма общения - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой деловое сотрудничество.
Ведущей деятельностью дошкольника раннего возраста является предметно-манипулятивная деятельность. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми.
Основываясь на ведущей деятельности данного возрастного периода, ведущим направлением работы с детьми раннего возраста является развитие сенсорики. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Основная задача сенсорного воспитания ребенка 2-3 года - научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие.
В тесной взаимосвязи с чувственным опытом ребенка находится речевое и познавательное развитие.
В ходе совместной деятельности со взрослым продолжает развиваться и понимание речи : слово определяется ситуацией и приобретает самостоятельное значение. Кроме того, количество понимаемых слов значительно возрастает.
К 2 годам словарный запас ребенка составляет около 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже от 1500 и более слов, ребенок пытается строить сложноподчиненные предложения, использует основные части речи. В целом речевая сфера дошкольников раннего возраста характеризуется стремительным развитием.
Речевое развитие ребенка находится в непосредственной связи с познавательным развитием : чем интенсивнее развитие речи у ребенка раннего возраста, тем выше уровень развитие познавательной сферы дошкольника.
Познавательное развитие дошкольника связывают с развитием познавательных психических процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи.
Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
Внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, в связи с этим он, не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».
Мышление у ребенка раннего возраст - наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Важная роль для развития ребенка раннего возраста отводится игре, несмотря на то, что она не является ведущим видом деятельности. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В период раннего возраста игра носит предметный характер. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.
На третьем году жизни ребенок широко использует действия с предметами-заместителями и начинает стремиться к реализации игровой цели. Игровые действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщаются и становятся условными: ребенок некоторое время качает куклу и, считая, что она уже спит, переходит к другому игровому действию – укладывает ее в кровать. Ребенок постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого. Важно, что возникновение игровых целей возможно только в том случае, если у ребенка сложился образ взрослого и его действий.
По мере усложнения игровых действий происходит и усложнение сюжета игры. Сначала сюжеты описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или нескольких последовательно сме-няющихся ситуациях. Например, девочка готовит обед, кормит дочку. Затем сюжеты включают несколько персонажей с набором определенных связей. И уже к концу третьего года жизни в играх детей наблюдаются такие сюжеты, в которых наряду с набором действий существуют и некоторые отношения между персонажами. Развиваются взаимоотношения детей в игре. Происходит становление их игрового взаимодействия.
Так, уже на третьем году жизни складываются предпосылки сюжетно – ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться на протяжении всего дошкольного детства.
Таким образом, основополагающими направлениями развития ребенка раннего возраста являются : познавательное развитие, речевое развитие и сенсорное развитие, которые способствуют формированию у ребенка следующие психологические новообразования :
самооценки;
наглядно-действенного мышления;
узнавание с воспроизведением;
развитие активной речи;
непроизвольного внимания;
становление Я-концепции (Я – сам).
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».