Винера Сауытова
Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Молодые специалисты, которые приходят в дошкольное учреждения, испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания. Задача руководителя, а также старшего воспитателя и педагога-психолога – помочь молодому специалисту в профессиональном становлении. Основные шаги помощи профессионального становления:
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в детском саду» размещена в разделах
1 шаг - Директор ДО при приеме на работу молодого специалиста беседует с ним, знакомит его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДО, традициями, определяет рабочее место.
2 шаг - По возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель ДО, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример. За это время молодой специалист знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т. д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.
3 шаг - Первые дни самостоятельной работы – самые трудные. И здесь очень важно оказать молодому специалисту помощь, сделать так, чтобы период поступления на работу и первые дни стали для него не серьезным испытанием, а радостным событием. Адаптация молодого воспитателя во многом зависит от психологического климата в ДО, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда и т. д. В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:
1 этап – Стажировка. Выпускник колледжа или вуза осознает свои возможности, как педагога начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива ДО. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении.
2 этап – Развивающий. Идет процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей процессе воспитательно-образовательной работы, вырабатывается свой стиль в работе.
3 этап – Совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.
Большое значение имеет психолого-педагогическая работа с молодыми специалистами, которая проходит в три этапа:
1 этап – Диагностический. На этом этапе идет изучение личности молодого педагога, чтобы выявить его профессиональные навыки и умения, положи-тельные и отрицательные черты характера. Анкета молодого специалиста
(приложение1). Тест для молодого воспитателя на определение его педагоги-ческой стрессоустойчивости (Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева) (приложение 2)
2 этап - Коррекционно-развивающий. Данная работа направлена на коррек-тировку возникших затруднений. Применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их профессиональной компетенции.
3 этап – Подведение итогов. Время, когда можно проанализировать результаты работы, динамику профессионального роста, взаимодействие специалиста с воспитанниками, родителями, и коллективом.
Работа, проводимая в ДО с молодыми специалистами, способствует развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приёмов работы с детьми, позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать свое образование.
В коллективах, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.
Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки".
Приложение 1
Анкета молодого специалиста
1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:
новизна деятельности;
условия работы;
возможность экспериментирования;
пример и влияние коллег и руководителя;
организация труда;
доверие;
возможность профессионального роста.
9. Что Вам хотелось бы изменить?
Приложение 2
Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева)
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста :
1. Поступление на работу в детский сад :
А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.
Б. Ехал к вам, да заехал к нам.
В. Попался, как ворона в суп.
2. Посвящение в должность воспитателя:
А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б. Летать летаю, а сесть не дают.
В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.
3. Первый самостоятельный опыт:
А. Прежде веку не помрешь.
Б. Его пошли, да сам за ним иди.
В. Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству:
А. Наука учит только умного.
Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.
5. Проведение занятий с детьми:
А. Не бьет стрела татарина.
Б. Учи других – и сам поймешь.
В. Ехала кума неведомо куда.
6. Проведение режимных моментов:
А. День в день, топор в день.
Б. Жив, жив Курилка.
В. Что ни хвать, то ерш, да еж.
7. Родительские собрания:
А. Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б. Первый блин комом.
В. Жаловался всем, да никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах в ДО:
А. Живет и эта песня для почину.
Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.
В. Фасон дороже приклада.
9. Конец учебного года:
А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что
доброго мастерства.
Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
В. Вечер плач, а заутре радость.
Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
"А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать, "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.
"Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.
"В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!
Стрессоустойчивость:
для ответов типа "А" – нормальная.
для ответов типа " Б" – неустойчивая.
для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.
Фото"Визуализация профессии воспитатель"