Бабенко Ирина
Психолого-педагогическое сопровождение подготовки к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Бабенко Ирина Юрьевна
Педагог-психолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №23» комбинированного вида г. Шуя Ивановской области.
Поступление в школу — это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новых прав и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений с взрослыми и сверстниками. В отечественной психологии проблемой готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению занимались : Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева, Г. А. Цукерман и др. Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к психологическим особенностям детей дошкольного возраста, к организации воспитания и обучения, что заставляет искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на проведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение подготовки к обучению в школе» размещена в разделах
Как показала практика прошлых лет, подход учителей, воспитателей, родителей к понятию “готовность к школе” различается. Каждый воспитатель дошкольного учреждения, учитель школы, родитель хочет, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным, чтобы ему было легко учиться.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Это предполагает, что специалисты по психолого-педагогической поддержке владеют методиками диагностики, консультирования, коррекции, обладают способностью к системному анализу и планированию образовательной деятельности. Построение эффективной системы сопровождения дошкольников в период подготовки к школе позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам.
По данным Л. А. Венгера, В. В. Холмовской, Л. Л. Коломинского, Е. Е. Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.
3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.
Компоненты готовности рассмотрим более подробно:
Личностная готовность - включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности[2, 55].
Интеллектуальная готовность ребенка к школе - данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает :
• Дифференцированное восприятие;
• Аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
• Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
• Логическое запоминание;
• Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
• Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
• Развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Социально-психологическая готовность к школьному обучению - этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения [2, 55-56].
Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.
Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, еслиребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
(Венгер Л. А.)
Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определё нных качеств:
• стремление к общению со сверстниками;
• желание учиться;
• хорошее здоровье;
• эмоциональный настрой;
• грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
• стремление к сотрудничеству со взрослыми;
• развитая произвольность поведения;
• любознательность и стремление к открытиям;
• хорошо сформированная координация движений и графических навыков.
Психологически не готовый к школе ребенок :
• Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается;
• Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач;
• Проявляет мало инициативы;
• Тяготеет к шаблонным действиям и решениям;
• Не может включиться в общий режим работы класса.
В практике учителя чаще всего называют следующие проблемы детей 6 – 8 лет:
1. Недостаточное речевое развитие, в том числе развитие речевой памяти.
2. Неполные зрительно-пространственные представления.
3. Недостаточное развитие мелкой моторики рук.
4. Недостаточное развитие внимания.
5. Недостаточное развитие произвольности поведения.
6. Нарушение формирования учебной мотивации.
7. Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).
8. Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).
9. Высокая утомляемость.
Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща.
Все способности ребенка тесно переплетены между собой. Важно совместными усилиями (педагоги – психологи – родители) найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности и выработать вместе с семьей конкретные пути решения проблемы.
Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются:
• Педагогическая запущенность;
• Отставание в психическом развитии;
• Наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная мозговая дисфункция»);
• Признаки гипер- и гипоактивности;
• Нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность и т. д.);
• Астенизация, сниженная работоспособность;
• Нарушение детско-родительских отношений (один из важнейших факторов).
Возраст 6-7 лет является кризисным периодом. Очень часто в этот период возникают проблемы с эмоциональной сферой ребенка, появляются признаки тревожности, агрессивности, появляются проблемы в общении со сверстниками.
С одной стороны ребенок еще является дошкольником, а с другой - у него появляется потребность в новом социальном статусе. Именно в это время необходимо начинать готовить ребенка к поступлению в школу, формировать мотивацию к учебной деятельности, развивать коммуникативные навыки и работать над эмоционально-волевой сферой.
Психологическое сопровождение
Психологическое сопровождение детей, будущих первоклассников основывается на основных видах деятельности:
• Психодиагностика;
• Коррекционно-развивающая деятельность;
• Консультирование;
• Просвещение.
1 этап – психологическое просвещение (работа с родителями и педагогами). Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:
• Познакомить педагогов и родителей с основными закономерностями психического развития ребенка, с целью выработки индивидуального подхода.
• Показать родителям влияние их стиля воспитания на развитие эмоциональной сферы ребенка.
• Формировать у родителей ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
• Разъяснять педагогам о необходимости учета индивидуальных особенностей учащихся при их обучении.
• Учить педагогов строить взаимоотношения с воспитанниками на взаимовыгодных началах.
• Формировать у родителей и педагогов потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми или в интересах развития собственной личности.
2 этап – психодиагностика.
3 этап – развитие, коррекция (групповая и индивидуальная).
4 этап – мониторинг:
• Возрастные особенности будущих первоклассников;
• Состояние здоровья.
Показатели:
• Уровень развития познавательных процессов;
• Уровень эмоционально-аффективной сферы детей;
• Уровень речевого развития;
• Уровень развития зрительно-моторной координации;
• Уровень развития мотивации.
5 этап – аналитический «Круглый стол».
Направления работы:
1. Работа с родителями.
2. Работа с детьми.
3. Работа с педагогами ДОУ.
4. Работа по преемственным связям со школой.
В МДОУ № 23 в 2019-2020 учебном году выпускается 72 ребенка. И психолого-педагогическое сопровождение по подготовке к обучению в школе ведется со всеми семьями выпускников. Работа с родителями – это очень сложный и трудоемкий процесс. Работая в этом направлении, наблюдая и анализируя, родителей можно разделить на следующие категории.
№ Категория родителей Количество семей, % Характеризующие черты
1. Активно интересующиеся 49% Интересуются жизнью ребенка, готовы к сотрудничеству, посещают родительские собрания, приходят на индивидуальные консультации, выполняют рекомендации специалистов, определились со школой, посещают дополнительно занятия по подготовке к обучению в школе.
2. Нейтральные 35% Посещают родительские собрания, приходят на индивидуальные консультации, не выбрали школу, не занимаются дома с ребенком.
3. Не участвующие в воспитании ребенка 16% Не посещают родительские собрания, не участвуют в воспитании ребенка в виду занятости на работе, перекладывают обязанности по воспитанию на бабушек. Наблюдается педагогическая запущенность семьи, с ребенком дома не занимаются, не знают, что надо выбрать и посетить школу, не приходят на индивидуальные консультации к психологу.
И задача педагога-психолога организовать работу с родителями так, чтобы каждый родитель принимал активное участие в жизни ребенка при подготовке к обучению в школе. Данное направление включает в себя:
Работа с родителями.
• Родительские собрания: «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Готовность к обучению в школе».
• Папка-передвижка «Скоро в школу».
• Консультации: «Нужно ли спешить с обучением детей», «Развитие мелкой моторики рук и ее роли в подготовке детей к школе». «Кризис семи лет».
• Рубрика в социальных сетях «Как подготовить ребенка к школе».
• Консультация «Подготовка детей в семье к школе».
• Консультация «Мотивационная готовность детей к обучению в школе».
• Буклеты: «Игры и упражнения для детей дома», «Рекомендации родителям».
• Книга «Азбука для родителей».
• Анкетирование родителей: «Моё мнение о школьной жизни ребёнка», «В чём причина трудностей»,«Готов ли ваш ребенок к школе».
• Индивидуальное консультирование родителей повопросам развития психических процессов.
Работа с детьми
1. Психодиагностика.
В диагностической работе используем «Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко. Она включает в себя 13 диагностических методик:
Субтест 1. «Лесенка» - изучение самооценки ребенка.
Субтест 2. «Вырежи круг» - выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.
Субтест 3. «Домик» - выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Сутест 4. «10 слов» -оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.
Субтест 5. «Закончи предложение» - оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении.
Субтест 6. «4-й лишний» - определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.
Субтест 7. «Последовательные картинки» (мышление, речь) - выявление уровня логического мышления, способностиустанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ п серии сюжетных картинок.
Субтест 8. «Найди недостающий» (логическое мышление) - диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор.
Субтест 9. - «Рисунок человека» - выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.
Субтест 10. «Разрезные картинки» (восприятие)– выявление сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.
Субтест 11. «На что это похоже?» (воображение) – выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Субтест 12. «Запрещенные слова» - выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника».
Субтест 13. «Графический диктант» - оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. [4, 62]
Проективный тест «Рисунок семьи» - изучение межличностных отношений ребенка с родителями.
2. Групповая коррекционно-развивающая работа.
Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению Т. В. Ананьева.
Тип программы: диагностико-развивающая.
Цель программы: психологическое сопровождение дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи программы:
- развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер;
- развитие произвольности поведения;
- снижение уровня тревожных переживаний;
- развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
- обращение к эмоциональной сфере ребенка, обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональными состояниями;
- поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.
Методы реализации программы:
- игра;
- беседа;
- рисуночный метод;
- методики эмоционального расслабления;
- наблюдение.
Содержание программы
Программа включает 8 тематических блоков, на каждый блок – 4 занятия:
1 блок – тема «Знакомьтесь – это Я!»;
2 блок – тема «Я сам и Я-другие»;
3 блок - тема «То, что я чувствую»;
4 блок – тема «То, что меня окружает»;
5 блок – тема «Мои любимые занятия»;
6 блок - тема «Мы все разные, мы все удивительные»;
7 блок – тема «Давайте жить дружно!»;
8 блок – тема «Смотрите, что я умею!».[3, 9-10]
Формирование мотивации к учебной деятельности
• Прогулка к зданию школы.
Цель: Сформировать представления о Дне знаний. Рассказатьо том, кто такие школьники и почему они пришли первого сентября в школу. Вызвать интерес к обучению в школе.
• Экскурсия в школу.
Цель: Сформировать представление о том, что такое учебный класс. Познакомить с учителем, вызвать интерес и эмоционально положительное отношение к его труду.
• Рисование на тему «Я и моя школа».
Цель: Выявить первоначальный уровень знаний детей о школьной жизни,дать возможность выразить это в рисунках.
• «Интервью с первоклассником».
Цель: Уточнить знания детей о том,кто такой первоклассник,чем он занимается в школе,каковы его права и обязанности. Продолжать формировать положительное отношение к школьному обучению.
• Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Цель: В игре закреплять знания, полученные при посещении школы. Закреплять умение распределять роли,выстраивать сюжетные линии.
3. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа по результатам диагностики готовности к обучению в школе.
Работа с педагогами
1. Анализ результатов диагностики готовности к школе.
2. Семинар-практикум для педагогов «Пути повышения подготовки детей к школьному обучению. Методы и приемы».
3. Консультация: «Формирование мотивационной готовности у детей 6-7 лет как условие успешного обучения в школе».
4. Оформление дидактических игр и пособий для подготовки ребенка к школе.
5. Индивидуальные консультации по организации предметно – развивающей среды.
Работа по преемственным связям со школой
Преемственные связи школы и ДОУ, как необходимое условие успешной адаптации будущих первоклассников.
1. План совместных мероприятий.
2. Анализ уровня адаптации и обученности детей.
3. Круглый стол «Психолого-педагогические аспекты преемственности» с участием администрации, педагогов, психологов ДОУ и учителей начальных классов школы – обзор диагностических исследований будущих первоклассников и прогнозирование возможных проблем в обучении :
- Возрастные особенности будущих первоклассников;
- Состояние здоровья;
- Показатели эмоционально-аффективной сферы;
- Уровень развития познавательных процессов;
- Уровень развития работоспособности.
Поступление в 1 класс - это переломный момент в жизни ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание.
Ожидаемый результат:
• Овладение ребенком моделью возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации.
•Приобретение опыта поведения в значимых для детей ситуациях общения.
• Знакомство и усвоения ребенком модели учебно-воспитательной сферы.
• Положительное отношение к школе.
• Положительная школьная мотивация.
• Эмоциональная регуляции поведения детей.
• Уверенность в себе, в своих силах.
Библиографический список
1. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] : учебное пособие / Н. И. Гуткина. – СПб: Питер, 2009. – 208 с.
2. Рогов Н. И. Настольная книга практического психолога, М. 1999 – кн. 1, 214 с.
3. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению/ Т. В. Ананьева. -СПб. 2011.– 96с.
4. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду, М. 2011 – 79с.