Анастасия Шмоткина
Психолого-педагогический и лингвистический аспекты формирования этикетного речевого поведения у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В статье психолого-педагогический и лингвистический аспекты формирования этикетного речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста, рассматриваются,как посредством языка ребенок налаживает контакт с окружающим миром.
Ключевые слова: этикет,речевой этикет
Публикация «Психолого-педагогический и лингвистический аспекты формирования этикетного речевого поведения у детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Старшая группа
- Темочки
Овладение родным языком как средством и способом человеческого общения является важнейшим приобретением дошкольного детства. Посредством языка ребенок налаживает контакт с окружающими людьми и важно, чтобы эти контакты носили дружелюбный характер. Для этого ребенок должен научиться не только доброму, гуманному отношению к людям, но и способам их выражения, в том числе и речевым способам. Они определяют речевое поведение человека, которое в значительной степени реализуется с помощью узуально закрепленных стереотипов общения. Стереотипы общения определяются обществом. Оно вырабатывает стандартизированные нормы социального поведения (в том числе и речевого, определяемое представлением о шаблоне поведения, которое ожидается от человека в каждой отдельной ситуации. Л. П. Буева подчеркивает: «. чтобы функционировать как единое целое, как сложная социальная система, общество должно установить такие рамки поведения индивидов, в которых это поведение становится единообразным, стабильным, повторяющимся» [1]. Естественно, что этот общий принцип находит отражение в языке вообще и в организации и функционировании коммуникативных единиц в частности.
Определенный набор типизированных частотных ситуаций ведет к появлению набора речевых средств, обслуживающих такие ситуации. Устойчивые формулы общения (стереотипы, шаблоны, клише и т. п.) складываются в силу устойчивой прикрепленности средств выражения к ситуации, типу текста, виду речи. Регулярная и многократная повторяемость применения единиц в этих параметрах определяет в самом широком плане устойчивое взаимодействие между средствами выражения применительно к содержанию.
Степень стандартизированности единицы находится в прямой зависимости от ее частотности. Одной из наиболее употребительных, частотных коммуникативных систем является система, обслуживающая социальный этикет. Л. Б Савенкова отмечает: «Прежде всего в социальном общении подвергаются стандартизации простейшие, миллионы и миллиарды раз повторяющиеся коммуникативные проявления, каждое из которых как будто бы наделено атрибутом значимости, но совокупность которых образует жизненно важную ипостась человеческих отношений. Это, в первую очередь, отношения этикета, поддержания неантагонистических контактов в человеческом общежитии. Они обрастают семиотическими стереотипами, которые усваиваются с детства в процессе воспитания и продуцируются в коммуникативных ситуациях» [2].
Итак, отношения этикета - это поддержание неантагонистических контактов. Понятие этикета представляет собой понятие философское, этическое. «Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры, одежда)» [3]. Как видим, в определении есть указание на неречевое и речевое поведение. Речевое проявление этикетных отношений специалисты называют речевым этикетом в узком смысле. Обратимся к определению данного понятия в справочнике «Русский язык. Энциклопедия» : «Речевой этикет - национально специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником. Такими ситуациями являются: обращение к собеседнику и привлечение его внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т. д.» Ситуации речевого этикета не замкнуты, они открыты в более широкую область «стереотипов общения».
Таким образом, речевой этикет позволяет установить нужный контакт с собеседником в определенной тональности, в различной обстановке общения, отражать разумный характер взаимоотношений общающихся и т. п. Доминантная формула используется в любой обстановке общения. Выбор той или иной единицы синонимического ряда предопределен экстралингвистическими обстоятельствами.
Речевой этикет требует при исследовании комплексного подхода, учета социолингвистического, стилистического, психолингвистического, паралингвистического, лингвострановедческого аспектов.
Речевой этикет регулирует сложный выбор наиболее подходящего, наиболее уместного речевого средства именно данным человеком для его конкретного адресата в данном конкретном случае.
Список литературы
1. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для педагогических работников ДОУ. - М. : Айрис-пресс, 2005. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие)
2. Савенкова Л. Б. Речевой этикет (учебно-методическое пособие). : Ростов-на-Дону, 2010
3. Соколова, В. В. Речевая культура школьников [Текст] / В. В. Соколова. - Горький, 1989. – 290 с.