Ирина Похолок
Психолого-педагогический аспект двигательных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном детстве двигательная активность выступает в качестве необходимого условия познавательного и личностного развития, в связи с тем, что она способствует полноценному функционированию психических процессов и улучшению здоровья человека. В связи с этим огромную роль приобретает физическое воспитание, которое осуществляет подготовку ребенка к обучению в школе, прививает любовь к организованной образовательной деятельности, физическим упражнениям, спорту и обеспечивает связь физической культуры с жизнью.
Публикация «Психолого-педагогический аспект двигательных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В основе проявления двигательной деятельности лежит развитие устойчивого равновесия. У детей 3-4 лет наблюдается общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности, в связи с тем, что значительная часть мышечной силы затрачивается на поддержание собственного равновесия. В ходе выполнения упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом, в младшей группе, детям с такой же лекгостью удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, требующие опоры на одну ногу, например, в подвижных играх: "Сделай фигуру", "Не оставайся на полу" и др. [32].
Рассмотрим основные понятия.
Понятие «двигательные способности» трактуются по-разному. Следует отметить, что эти понятия в той или иной степени отражают особенность научных дисциплин, вытекающих изданных дисциплин. К примеру, в теории и методике физического воспитания в основном используют такие термины, как “физические” или “двигательные” способности, в психологии — “ психомоторные” и “ психофизические” способности, в физиологии — “физические качества”, в биомеханике — “физические” или “моторные качества”. Но по данной проблеме нас больше всего интересует обозначение способностей, которые относятся к двигательной деятельности, с точки зрения теории и методики физического воспитания [56].
Ученый Лях В. И. отмечает, что у каждого человека степень развития и сочетания, слагаемых названных физическими качествами очень различен. В связи с этим в современной литературе на смену термина “физические качества”, пришли “физические (двигательные) способности” такие, как: силовые, скоростные, координационные, способности к выносливости и гибкости. Термин “физические способности” точнее передаёт смысл о сложной структуре компонентов, которые входят в какую-либо из групп способностей, а также о том, что они по-своему развиты у каждого индивидуума. Но вполне допустимо пользоваться двумя понятиями: “физические качества” и “двигательные способности”, как равнозначными. При этом нужно заметить, что, когда идет разговор о развитии силы мышц или быстроты, под этим необходимо понимать процесс развития соответствующих силовых и скоростных способностей [34].
Так педагог Б. А. Ашмарин дал следующее определение физическим качествам: “Под физическими качествами понимают определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность”. Также, по его мнению, (Б. А. Ашмарин, к основным двигательным способностям, обеспечивающим многообразие решения двигательных задач, относятся физическая сила, физическая выносливость, физическая быстрота и физическая ловкость [3].
Итак, в общем представлении двигательные способности можно определить, как индивидуальные особенности, которые определяют уровень двигательных возможностей человека. Но не любые индивидуальные особенности, а лишь те, которые связаны с успешностью осуществления той или иной двигательной деятельности. К примеру, цвет глаз или желание подольше поспать утром — это индивидуальные особенности, но они ни коем образом не влияют на эффективность деятельности. Но одновременно с этим такие индивидуальные особенности, как высокая подвижность нервных процессов, максимальное потребление кислорода, быстрота мышления или длина туловища влияют на процессуальную и результативную сторону деятельности.
В литературе сущностная характеристика двигательных способностей трактуется неоднозначно. Так профессором Л. П. Матвеевым (2007) были выделены такие способности, как силовые, скоростные, способность проявлять выносливость и гибкость. По его мнению, в базовом физическом развитии детей и подростков ведущую роль играют двигательно-координационные способности. Он относит к ним следующие способности : во-первых, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при повторе и воспроизводстве новых двигательных действий; во-вторых, способность перестраивать координацию движений, при необходимости изменять параметры освоенного действия, совершенствовать способность преобразовывать сложившиеся формы координации движений в соответствии с имеющимися обстоятельствами.
В своих трудах Л. П. Матвеев (2006) допускает использование таких терминов, как «психомоторные способности», «двигательные способности» и «физические способности» как аналогичные друг другу, так как проявление двигательных способностей зависит как от биологических, так и от психических процессов. При помощи этих терминов раскрывается главенствующая роль биологических и психических процессов в структуре двигательного действия [35].
Физические способности (психомоторные, по мнению докторов педагогических наук Н. Н. Ермак, В. Н. Шебеко, В. А. Шишкиной (1998, состоят из общих элементов (быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к напряженным усилиям, успешное восстановление после нагрузок) и специальных (высокий уровень развития физических и личностных качеств, высокую мобилизационную готовность, быстрый прирост спортивных результатов) [73].
Доктор педагогических наук Лях В. И. отмечает, что с определённой условностью можно вести разговор об элементарных и сложных физических способностях. К элементарным способностям он относит такие, как быстрота реагирования в простых условиях, координационные способности в беге или задания на статическое равновесие, гибкость в отдельных суставах и др., а к наиболее сложными — быстрота реагирования или ориентации в сложных условиях, координационные способности в единоборствах и спортивных играх, выносливость в длительном беге и др. [34].
Таким образом, анализ литературы показал, что двигательные способности, заложенные природой в ребенке, являются той самой материальной основой, способствующей развитию двигательной активности и повышению уровня физического здоровья. В соответствии с утверждением профессора Л. П. Матвеева (2007, двигательные способности - это относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обеспечивает эффективность выполнения двигательного действия. На необходимость развивать двигательные возможности детей указывает Е. Н. Вавилова и относит к ним способности овладевать новыми движениями, осваивать их самостоятельно, умение действовать экономно, проявлять нужный в определенных условиях уровень быстроты, ловкости, силы, выносливости, повышения работоспособности и адаптационных возможностей детей. А для того, чтобы развивать эти способности необходимо знать особенности их развития, чтобы ни в коем случае не навредить ребенку. Рассмотрим в следующем параграфе особенности развития двигательных способностей детей 3-4 лет.