Светлана Сергеевна Галкина
Решение психолого-педагогических проблем детей среднего дошкольного возраста при поступлении в детский сад
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ современной психолого-педагогической литературы и практики позволяет охарактеризовать дошкольное детство как феномен культурного развития ребенка, период первичной социализации. И, в первую очередь, этим и обусловлена актуальность исследования:
• Понимание феномена дошкольного детства как культурного развития ребенка, периода первичной социализации.
• Изменение педагогических подходов в дошкольном образовании.
Публикация «Решение психолого-педагогических проблем детей среднего дошкольного возраста при поступлении в детский сад» размещена в разделах
Современная действительность, с её противоречиями между стереотипами и новшествовами, между требованиями и возможностями, между желаемым и действительным, изменила и требования и подходы к педагогической практике. Изменились и взрослые и дети. Изменилось и сознание общества! Социальная модель общества, в вопросе образования детей с ограниченными возможностями, пройдя этапы эксклюзивной модели, модели сегрегации, модели интеграции, пришла к пониманию необходимости следующего прогрессирующего шага- создания инклюзивной модели социального общества. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Для того чтобы шло полноценное образование всех детей необходимо создание специальных образовательных условий, учитывающих специфику коммуникативной и когнитивной деятельности этих детей. И такие условия возможны при организации нового вида образования – инклюзивного образования. Когда не ребёнок подстраивается под систему, а система обучения подстраивается под ребёнка.
Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно-развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для инклюзивного ребенка. Инклюзивным детям часто бывает сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого. Отсюда, сопровождение ребенка тьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в программе инклюзии. Тьютор является своего рода связующим звеном, основной задачей которого является координация взаимодействия между основными участниками инклюзивного процесса - самим ребенком, сверстниками, воспитателем/учителем и родителями ребенка.
Таким образом в современных условиях, одной из задач педагогического коллектива- создание новых условий образовательной деятельности, которые позволят снизить психофизиологическую нагрузку у детей среднего дошкольного возраста в период адаптации к условиям в детском дошкольном учреждении, создание и внедрение в жизнь индивидуальной программы развития –маршрута для инклюзивных детей.
Проблема обусловлена, прежде всего, невозможностью применения стандартного подхода в решении проблем при поступлении в детский сад всех детей.
Необходимо отходить от стандартизированных рамок и искать новые подходы для более успешной адаптации каждого ребенка к детскому саду.
В дошкольные годы происходит психологическая адаптация человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет принятия норм и ценностей данного общества.
После длительных исследований существует согласие в том, что природа (гены) и воспитание (среда) взаимно влияют друг на друга.
Задача родителей или воспитателей – создать условия.
Задача ребенка – адаптироваться к тому окружению, в котором он проживает.
Адаптация – процесс, помогающий ребенку меняться, подстраиваться к ближайшему физическому и социальному окружению, чтобы использовать свои возможности с максимальным эффектом для своего развития.
Термин «адаптация» является междисциплинарным. В философии адаптация рассматривается как аспект жизнедеятельности, в котором реализуется одно из фундаментальных свойств живой материи – способность к самосохранению и развитию в конкретных условиях; в медицине – определяется как способ сохранения и развития жизненного потенциала человека в условиях глобальных изменений природной среды и климата; способ естественной защиты человеческой популяции от вымирания.
В контексте данного исследования наибольший интерес представляет социальная адаптация, которая представляет собой процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, проявляющийся в формировании самосознания и ролевого поведения, самоконтроля, способности к адекватным связям с окружающими.
В психологии доказано, что характер поведения человека в процессе социальной адаптации зависит от целей и ориентации его ценностей, а также возможностей их достижения в социальной среде. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие традиционно связывают с периодами кардинальных изменений жизни индивида и его окружения.
Цель работы - Выявление возможных путей и методов психолого-педагогического сопровождения детей среднего возраста в период адаптации при поступлении в детский сад.
Объект исследования - период первичной адаптации детей среднего дошкольного возраста при поступлении в детский сад.
Предмет исследования - педагогическая деятельность работа по проведению адаптационных мероприятий для детей среднего дошкольного возраста к детскому саду.
Гипотеза исследования выступило предположение, что ожидаемый результат возможен, при выполнении следующих условий :
обеспечение атмосферы доверия и безопасности для каждого вновь поступающего ребенка;
осуществление активизации внутреннего потенциала каждого ребенка;
оказание помощи установлению продуктивных взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.
Задачи исследования
• рассмотреть психолого-педагогические аспекты проблемы адаптационного периода поступления в детский сад детей среднего дошкольного возраста
• выявить психологические проблемы адаптации детей среднего дошкольного возраста к ДОО;
• организовать практическое исследование о зависимости характера адаптации ребенка от особенностей его психического состояния;
• осуществить психолого-педагогическую поддержку любого ребёнка среднего дошкольного возраста и его семьи в адаптационный период при поступлении в детский сад.
Методы исследования
• педагогическое наблюдение
• биографический метод (сбор и анализ анамнестических данных детей)
• констатирующий эксперимент
• количественный и качественный анализ полученных данных
Логика этапов исследования
I Изучение психолого-педагогической, методической литературы. Определение исходных позиций исследования, формулирование гипотезы. Разработка программы и плана опытно-экспериментальной работы.
II Опытно-экспериментальная работа на базе ДОО№5 «Сказка» г Королёв. Использовались методика определения уровня тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена; проективная методика развития социальных эмоций О. А. Ореховой «Домики».
Внедрение вспомогательной программы.
III Обобщение и описание опытно-экспериментальной работы и ее материалов, апробации результатов исследования. Осуществление сравнительного анализа качественных и количественных результатов эксперимента.
1 Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптационного периода поступления в детский сад детей среднего дошкольного возраста :
• Особенности развития детей среднего дошкольного возраста
• Сущность адаптационного периода у детей дошкольного возраста, приходящих в среднюю группу детского сада из семьи
• Специфика работы с родителями дошкольников среднего возраста в адаптационный период поступления в детский сад
2 Экспериментальная часть по выявлению проблем детей среднего дошкольного возраста при поступлении в детский сад
• Организация и методы исследования по выявлению проблем детей среднего дошкольного возраста при поступлении в детский сад
• Программа исследования по выявлению проблем детей среднего дошкольного возраста при поступлении в детский сад
• Организация и обсуждение результатов экспериментального исследования
• Разработка коррекционной программы адаптации детей среднего дошкольного возраста при поступлении в детский сад
Коррекционно-вспомогательная программа «Детский сад без проблем»
Цель программы: создание психолого-педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка в детском саду.
Общепедагогические принципы и принципы специальной (коррекционной) педагогики и психологии
Срок реализации программы в среднем составляет 1–2 месяца
Ориентировка на индивидуальную работу с ребенком
Отслеживание результатов осуществляется по следующим параметрам:
1. Эмоциональное состояние ребенка;
2. Психофизиологические показатели : сон и аппетит;
3. Социальные контакты;
4. Активность в различных видах деятельности.
Лечебно-оздоровительный блок.
Психолого-педагогический блок.
Основная цель технологии - повышение качества образовательной деятельности через коррекцию тревожности.
По окончании адаптационного периода делаются выводы о продолжительности, уровне и особенностях адаптации ребенка к условиям детского сада.
Содержание коррекционной программы «Детский сад без проблем» :
1. Работа с мотивацией: формирование положительной мотивации, адекватного отношения к возможным неудачам; Коррекция мотивации.
2. Работа с самооценкой и самоконтролем: обучение навыкам самооценки и самоконтроля; Коррекция тревожности.
3. Работа над поведением и качеством общения: обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях; навыкам коллективной деятельности; Коррекция личностной тревожности.
4. Релаксация: снятие мышечного напряжения. Коррекция агрессивности. Разрядка агрессивных чувств.
Анализ диагностики,после апробации программы, показал:
тревожность воспитанников значительно снизилась,
адаптивность воспитанников повысилась.
Вывод: Организация социально-психологического сопровождения способствует повышению успешности адаптации ребенка среднего дошкольного возраста к детскому саду.
Теоретическая значимость:
• Обогащение представлений об особенностях и специфике периода адаптации.
• Стимулирует дальнейший интерес в области вопросов данной темы.
Практическая значимость:
• Оптимальный подбор и планирование объёма и характера мероприятий.
• Пополнение методической копилки воспитателя.
• Создание ИПР
• Предложена коррекционно-развивающая программа по развитию адаптации детей среднего дошкольного возраста к детскому саду.